+15°
Boom metrics
Общество17 сентября 2018 21:00

Бывший летчик Владимир Руссу: «В советской Молдавии такси из Бельц в Кишинев стоило дороже, чем билет на самолет!»

Ветеран гражданской авиации рассказал «КП», что до «северной столицы» долетали за 40 минут, «Аэрофлот» был хлебосольным, а пассажиры напивались до чертиков
Сегодня местное авиасообщение невозможно по причине дороговизны

Сегодня местное авиасообщение невозможно по причине дороговизны

Нам попалась на глаза брошюра «Расписание движения самолетов по местным воздушным линиям молдавского управления гражданской авиации с 1 апреля 1972 года по 31 марта 1973 года». Вы знаете, как захотелось в том времени оказаться, когда можно было самолетом добраться практически в любой город Молдавии! Атаки, Бельцы, Вулканешты, Дрокия, Кагул, Каменка, Комрат, Леово, Рыбница, Сороки, Тараклия, Флорешты, Чадыр-Лунга... Можно было даже долететь до Баймаклии, Липкан и Тырново! Самый дешевый авиабилет (из Кишинева до Комрата, Леово и Ниспорен) стоил два рубля, самый дорогой (до Липкан и украинского Приморска) — шесть!

Летали только в дневное время. Салон Ан-2 не мог вместить всех желающих

Летали только в дневное время. Салон Ан-2 не мог вместить всех желающих

Фото: Соцсети

- Вся республика, вся страна была опутана, исчеркана воздушными трассами местного значения! - подтверждает ветеран гражданской авиации Молдавии, пилот первого класса, который около 43 лет просидел за штурвалом самолета и имеет примерно 18 тысяч часов налета, Владимир Руссу. - Самолеты летали практически ежедневно. Летали Ан-2 («кукурузники»), бипланы большие, они до сих пор летают, Ли-2, сделанные на базе американского «Дугласа-3», Ил-14, потом летали Як-40 и Ан-24. Большие самолеты из Кишинева летали в Кагул, Бельцы, Каменку. А поменьше (от 12 до 32 мест) в другие направления.

Самолеты летали не только в города советской Молдавии. но и в села!

Самолеты летали не только в города советской Молдавии. но и в села!

Фото: Соцсети

- Сколько времени примерно занимал полет до Бельц?

- 40 минут. Тыр-тыр-тыр — сорок минут. Если ветер — на десять минут больше.

- Много было желающих воспользоваться внутренними рейсами?

- Миллиарды! Билеты были дешевыми, потому что топливо стоило копейки и производилось в огромных количествах.

- Каковы были условия на борту?

- Ил-14, например, выполняли союзное расписание и, заодно, местное. Сейчас, к примеру, он летит в Каменку, а следующий рейс — в Вильнюс или в Киев. Были стюардессы, кроме «кукурузника», конечно. Помню, бабушку, она у меня из Дрокиевского района, уговорил сесть на самолет. Мы сели в Кишиневе на Ли-2, долетели до Бельц, оттуда за 10 минут на Ан-2долетели до Дрокии. Стюардессы на таких коротких рейсах, разумеется, не кормили, давали конфеты и прохладительные напитки. «Аэрофлот» в то время хлебосольным был. В самолете, кроме Ан-2, можно было курить, люди проносили в самолет спиртное, никакого досмотра и в помине не было! Часто пассажиры напивались во время полета, но скажу, что скандалов, как правило, не было. Мы тогда, в 73-м, работали в Бельцах, а жили в Кишиневе. Прилетали в Бельцы, садились на такси и за 3,5 рубля приезжали в Кишинев. А билет на самолет Бельцы-Кишинев стоил три рубля. Получается, такси было дороже самолета!

- Какова была у летчика зарплата?

- Заканчиваешь училище, приходишь на должность второго пилота самолета АН-2 и оклад у тебя — 85 рублей. По тем временам прожить можно. Командир получал 120 рублей. Если налетал свои часы (50-70), получал, конечно, больше.

- Но внутренние рейсы — непрестижная работа, наверное...

- Никто никогда сразу не попадает на большие самолеты, тем более, на международные рейсы! Надо очень много потрудиться, налетать, показать себя. В качестве наказания, например, за нарушение технологии полетов, могли сослать на внутренние рейсы.

Самый дорогой билет стоил 6 рублей.

Самый дорогой билет стоил 6 рублей.

Фото: Соцсети

- Сегодня возможно восстановить такое авиасообщение?

- Нет, конечно! Сам самолет и топливо нынче стоят просто невероятных денег.

- Сколько, например, сегодня стоял бы билет на самолет «Кишинев-Бельцы»?

- Это надо считать... Какой самолет, сколько пассажиров... Ан-2 жрал почти 200 литров топлива в час. Это примерно 4 тысячи. Теперь надо разделить на 12 пассажиров. Но это топливо! А остальное все? Думаю, билет на самолет сегодня стоил бы до 1000 леев. Примерно столько бы стоил и на Единцы, и на Комрат.