+12°
Boom metrics
Кишинев13 сентября 2018 21:00

Самые уродливые дома Кишинева: Они могли бы украсить сельскую улицу, но никак не столицу европейского государства

Корреспондент «Комсомолки» прошелся по городу с архитектором Михаилом Орловым в поисках зданий из разряда «как не надо строить»
Здание лицея больше напоминает сельский элеватор

Здание лицея больше напоминает сельский элеватор

Кишинев развивается, строится, реставрируется. Этот процесс не остановить, да и не надо останавливать. Но вот как это происходит?! По всей видимости, явно без участия городских властей и талантливых архитекторов. Иногда здания напоминают перенесенный откуда-то из сельской местности Дом культуры, но никак не городской особняк.

Заказчиков понять можно: в силу своей ментальности они хотят «побогаче». Архитекторы не всегда могут отстоять свое видение проекта. Или не хватает способностей. Ткнул заказчик в картинку или указал пальцем на дом соседа – и через несколько месяцев на улице европейской столицы возникает уродец-особняк! Городские власти – в стороне. Даже когда сносят красивые старинные дома, придающие (увы, придававшие) особый, неповторимый шарм Кишиневу.

Михаил Орлов показал дома, которые разрушают сложившуюся архитектуру города

Михаил Орлов показал дома, которые разрушают сложившуюся архитектуру города

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

Корреспондент «Комсомолки» прогулялся по Кишиневу с Михаилом Орловым, архитектором, членом Союза архитекторов и Союза дизайнеров Молдовы в поисках домов, способных украсить обложки престижных журналов мира, о чем мы писали в номере за прошлую пятницу. И обсудили самые некрасивые особняки, портящие вид Кишинева.

Здание лицея «Прометей»

Еще один ужас нашего города. Аляповатые башенки, покраска фасадов в «убойные» цвета. Скорее всего, архитектурного проекта вообще не было. Слепили «из того, что было». Главное – повыше и подешевле. На мой взгляд, - оригинальный колхозный элеватор.

Этот дом появился на месте памятника истории и архитектуры национального значения

Этот дом появился на месте памятника истории и архитектуры национального значения

Улица Щусева, 52

По мнению Михаила Орлова, к этому дому у него не было бы слишком больших претензий, если рассматривать его архитектуру, не зная, что здесь было до сих пор - историческую атмосферу этого места. Но появление новой 4-этажки эту атмосферу разрушило.

Мне тоже поначалу дом пришелся по вкусу, разве что окна и двери из разряда «дешевок» сильно подпортили вид здания. Но когда увидела фото особнячка, который здесь был раньше, стало жалко, что его не сохранили в фасаде первого этажа. Этот особняк относился к памятникам архитектуры и истории национального значения.

Красивый особнячок XIX века утерян безвозвратно. Фото: М. Орлов

Красивый особнячок XIX века утерян безвозвратно. Фото: М. Орлов

- На месте этого нового, добротно построенного многоэтажного здания, стоял хорошо сохранившийся образец архитектуры кишиневского модерна, - поясняет Михаил Орлов. На фотографиях, которые я делал несколько лет назад, видны дожившие до того времени входные двери, окна со старинными шпингалетами, монограмма хозяина дома над входом, элементы декора; пилястры, обрамление окон.

Как рассказал Михаил, перед архитекторами также стояла задача - реновация здания.

- Да, они постарались, как могли и как позволил заказчик, сохранить память о стоявшем на этом месте здании. Они разрушили его, а потом... воссоздали муляж в камне, вполне похожий на оригинал, - объясняет Михаил. - Муляж выполнен качественно, но от истории не осталось камня на камне! Можно ли было сохранить старый фасад? Можно. Это мы уже видели на примере здания на пересечении улиц Букурешть и П.Мовилэ. Можно, но затратно и хлопотно.

Архитектор поведал, что в Санкт-Петербурге его поразила надпись в кафе на Невском проспекте: «На эту ступень ступала нога Пушкина».

- В городе, где сохраняются такие ступени, рождаются новые поэты и художники. И не только для них, для любого человека важно чувствовать себя частичкой истории, сопричастной своему времени и временам прошедшим, - делает вывод Михаил Орлов. - Что нас, приезжающих в Европу, поражает прежде всего? Это сохранение исторической среды, умение в ней жить, ничего не разрушая.

Увы, история кишиневского дома с монограммой закончилась, а ведь это была и наша история. И таких примеров в городе отыщется множество.

Проспект Дачия

Четыре дома с известным магазином «Марица» - творение одного из самых талантливых молдавских архитекторов Геннадия Соломинова. За этот проект он был награжден Государственной премией МССР. Дома с расположенными между ними магазинами и рестораном составляли архитектурный ансамбль, ставший одним из самых ярких в нашем городе в 1970-х – 1980-х.

Архитектурный ансамбль на Ботанике был одним из самых красивых в современном Кишиневе 1970-х-1980-х. Фото: из сборника "Открытки "Кишинев", 1989 г.

Архитектурный ансамбль на Ботанике был одним из самых красивых в современном Кишиневе 1970-х-1980-х. Фото: из сборника "Открытки "Кишинев", 1989 г.

Высотки, четко выверенные по высоте и форме, в контексте месторасположения близлежащих домов и перспективы. Существует даже легенда. Планировалось, что эти дома на проспекте Мира будут 16-этажными. Соломинов, чувствуя, что этой высоты будет явно недостаточно для эффектной композиции, на свой страх и риск (ответственность за дополнительные расходы материалов), заложил фундаменты из расчета 20 этажей. Когда 16-й этаж был поднят, Иван Иванович Бодюл (в советское время был главой республики) спросил: «А можно выше 16-ти этажей?» Ему ответили утвердительно.

Сегодня этот городской ансамбль жестоко разрушен. Сначала на месте одноуровневого здания «Олимпиады» выстроили многоэтажное здание в половину высоты двадцатиэтажек. Здание это ни стилистически, ни композиционно со стоящим рядом произведением Соломинова не связано. С любой точки обзора нарушает сложившуюся композицию архитектурного ансамбля проспекта.

Два новых здания разрушили выверенный до мелочей ансамбль на пр. Дачия

Два новых здания разрушили выверенный до мелочей ансамбль на пр. Дачия

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

На нижних уровнях домов, там, где «Марица» и другие магазины, - вообще творится невообразимое, там так все переделали, достроили, перестроили.

- Кроме здания «Олимпиады», архитектурный ансамбль разрушает построенный за ним жилой многоэтажный дом, - резюмирует Михаил Орлов. - Он перетягивает акцент на себя и вместе с новой «Олимпиадой» смазывает эффектную ранее перспективу бульвара Траян, ориентированную на 20-этажку Соломинова. Имея сложившийся архитектурный ансамбль, город обязан следить за его сохранением. Красить балконы, обновлять фасады, восстанавливать утраченные элементы и, тем более, следить за тем, как повлияет на него строительство новых зданий.

Строить, конечно, надо. И в городе стремятся на полученной в собственность площади возвести как можно больше квадратных метров. А вот как они будут выглядеть – никого уже не волнует. Ведь и «Олимпиаду» можно было вписать в уже существующий ансамбль, и тот жилой дом. Только талантливых архитекторов мало, а городская власть давно уже потеряла контроль над процессом развития Кишинева.

Улица Букурешть, угол П.Мовилэ

Этот «дворец» вырос недавно. И даже я, не специалист в архитектуре, ужаснулась: китч, да и только! Скорее всего, заказчик как раз и хотел «богато». Получилось что-то вроде сельского дома для проведения свадеб.

А этот дом напоминает клуб районного масштаба

А этот дом напоминает клуб районного масштаба

Фото: Наталья СИНЯВСКАЯ

- Это жуткие потуги на классику. Здесь, без знания основ ордерного построения в кучу собраны некоторые элементы этого стиля, - говорит Михаил Орлов. – Яркий пример того, как не надо строить! Даже обсуждать не хочется.