Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды9 августа 2018 10:18

Редактор Виктора Пелевина покинула издательство

Ольга Аминова проработала в "Эксмо" 12 лет
Ольга Аминова.

Ольга Аминова.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Эту новость нельзя считать ни корпоративной, ни узкопрофессиональной. Уход одного из лучших редакторов из издательства «Эксмо» взбудоражил не только писательские круги, но и простых читателей, любящих и ценящих книги. Несмотря на то, что Аминова не имела такой самостоятельности и известности, как Елена Шубина, под нее не было создано своей редакции (хотя планировалось), тем не менее, за 12 лет работы в «Эксмо» имя Аминовой стало брендом без дополнительной раскрутки.

Ольга Аминова возглавляла отдел современной прозы редакции номер один, занималась сентиментальной, остросюжетной и интеллектуальной прозой. Она редактор книг Виктора Пелевина, Владимира Войновича, Дины Рубиной, Александра Мелихова, Анны Берсеневой, Михаила Эпштейна, вывела на рынок и обеспечила популярность Олегу Рою, «открыла» Татьяну Веденскую, Александра Снегирева, Алексея Винокурова и других авторов, полюбившихся читателю. Заслуга Аминовой еще и в том, что в массовую литературу пробился рассказ. Непопулярный, как считалось ранее, жанр вновь обрел популярность и получил право на издание большими тиражами благодаря грамотным действиям редактора. С легкой руки Аминовой в редакции возникло направление литературы Young Adult, успешно сейчас существующее в виде импринта «Like Book». Ольга Аминова вырастила плеяду отличных редакторов, многие из которых возглавляют сейчас издательские подразделения.

Коллеги характеризуют Ольгу не только как мегапрофессионала, но и блестящего руководителя, ключевая характеристика которого - интеллигентность. Благодаря яркой внешности, умению держать себя, Аминова выделялась на любом мероприятии, будь то встреча с читателями, презентация книги или бизнес-ланч книгоиздателей и журналистов. (Как правило, на скучных и длинных мероприятиях издательства Аминова выступала ближе к концу, и это обстоятельство не давало журналистам разойтись).

О своем уходе из «Эксмо» Аминова написала вечером 8 августа на своей странице в соцсетях.

"Да, я ушла из «Эксмо». Точнее, я ушла из штата издательства Эксмо. Я не буду сидеть за своим прежним рабочим местом. Не буду руководить ни отделом, ни отдельно взятой группой современной российской прозы".

О причинах, по которым Аминовой пришлось покинуть пост, не говорится. Но уход редактора стал не первым в череде увольнений пертурбации и реформ издательства. В феврале в «Эксмо» произошла смена гендиректора. Олег Новиков, занимавший эту должность с 1991 года, уступил свой пост Евгению Капьеву, занимавшему должность директора департамента «Эксмо Non Fiction». Как заявил Капьев в первом после назначения интервью, главной его задачей на ближайшее время станет соответствие стратегии «Два-пять-десять»:

– Удвоить объемы продаж в течение пяти лет, напрямую коммуницировать с каждым пятым жителем и войти в топ-десять издательств Европы.

Пока не очень понятно, как сыграют на результат регулярная смена менеджеров издательства (прощальные письма от менеджеров приходят к журналистам регулярно) и уход одного из ведущих редакторов.

Из источников, близких к издательству, известно, что место Аминовой в редакции займет 36-летняя Юлия Качалкина. С 2015 года Качалкина работала шеф-редактором современной российской прозы в издательстве «Рипол классик». Позиционируя себя как альтернативу "Редакции Шубиной", Качалкина продвигала редакцию под своим именем, делая упор на эксперименты. «Редакция Качалкиной» старалась моментально реагировать на читательские запросы, издавая небольшими тиражами малоизвестных авторов.

Станет ли Качалкина новым редактором Пелевина – пока неизвестно.

Аминова отметила, что она останется внештатным редактором издательства: по-прежнему будет вести свои проекты, сохранит право номинировать на литературные премии и продолжит работу над книгами. Редактор поблагодарила авторов, которые, узнав об изменении статуса, не пожелали расстаться с ней.

«Те, кто слышит о переменах впервые из данной публикации, могут смело делать свой выбор. Ко всему отнесусь с пониманием», – отметила Аминова.

Остается добавить, что в свое время одна из причин, по которым Аминову приняли в «Эксмо» на высокую должность, была сформулирована начальством как «Умение держать удар».

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Мария Метлицкая: Олечка, верь, справедливость все-таки есть

Несмотря на то, что в своем фейсбучном посте Аминова изложила ситуацию максимально нейтрально и деликатно, близкие друзья и коллеги считают, что с любимым редактором поступили несправедливо.

Не все писатели, которых пестовала и любила редактор Первой редакции решились выступить со словами поддержки. Их можно понять, ведь речь идет о карьере и дальнейшем сотрудничестве с издательством. Но тем ярче и нужнее звучат слова поддержки от тех, чье писательское призвание не расходится с поступками. Одной из первых откликнувшихся стала замечательная писательница Мария Метлицкая. Она прислала в редакцию письмо со словами поддержки Ольги Николаевны.

Я довольно редко бываю в издательстве. не потому, что не хочу, а потому, что почти все вопросы сейчас можно решить средствами связи. Но, каждый раз, все восемь лет, когда я приходила сначала на Клары Цеткин, а потом на Зорге, меня встречала лучезарная улыбка Оли Аминовой. И ничего нет заезженного и пошлого в этом слове- именно так, лучезарная!

То, что Оля красавица и говорить не надо. Олиной интеллигентной, умной красотой можно любоваться и любоваться. Но главное - невероятный ум, невероятная тонкость, невероятное чутье, невероятный профессионализм, невероятная душевность и невероятная сердечность.

Определенно, у Творца в тот день было отличное настроение! Такая гармония во всем, вот уж и вспомнишь Антон Палыча по поводу"всего прекрасного в человеке"! Выходит, бывает.

Оля Аминова. Именно она разглядела меня. Именно так все и было. Господи, я вспоминаю тот день, когда моя Юля, мой бессменный редактор и мой дорогой человек, привела меня к Оле.

Как же я волновалась, как тревожилась! Но тут я увидела Олю! какие тревоги, какие волнения? Олины бесподобные глаза, Олина сказочная улыбка. Олина доброжелательность. Олина поддержка.

Ну вот опять я про красоту и женскую прелесть. Ну не могу удержаться, простите!

Люблю красивых и талантливых людей, что поделать!

Как странно бывает в жизни- такая вот встреча и меняется человеческая судьба. Да что там меняется- переворачивается на 360 и все! И жизнь твоя... Жизнь твоя переходит в другое качество. Жизнь твоя просто становится насыщенней, богаче. Счастливее.

Подумала- вот приду я на Зорге и все, вроде бы, так же. Да нет, не так. Я не встречу там Олю. Я не увижу ее доброжелательных, мудрых и теплых, прекрасных голубых глаз. Меня не встретит ее улыбка. . Я не услышу ее: "Машенька! Как я вам рада!"

Я не залюбуюсь ею- в который раз!- ее там просто не будет.

Нет, я все понимаю- в жизни бывает всякое. Но все таки странно- Оля и Первая редакция вещи для меня совершенно неразделимые. Были...

Да, бывает всякое. Жизнь, она такая. Жесткая, несправедливая. Дурная. Только вот не смирилась я с годами с несправедливостью- не смирилась и все!

Да потому, что очень хочется, чтобы родные и близкие... Умные и талантливые.Честные и порядочные- были рядом. Всегда.

Но как то не очень выходит.... Увы.

Олечка, дорогая, любимая! Да бог, что бы у вас было все хорошо! Дай бог, что бы все поскорее наладилось и вы были спокойны и счастливы! Или хотя бы- просто довольны! Сил вам, терпения, здоровья и веры! Веры в то, что справедливость все-таки есть!

Иначе совсем как то грустно....

Люблю вас очень. Всегда буду помнить то, что вы для меня сделали. Что вы изменили мою жизнь. И дай вам бог! Да так и будет- уверена!

Ваша Маша

реву.....

Справка КП

Ольга Аминова окончила филологический факультет педагогического университета в Ульяновске, защитила диссертацию, 12 лет проработала в Ульяновском педуниверситете, где преподавала историю русской литературы. После стажировки на кафедре истории русской литературы ХХ века МГУ осталась в Москве, стала сотрудничать с издательствами в качестве редактора, а впоследствии и гендиректора издательского дома. Увлекается живописью, музыкой, историей архитектуры.