Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Звезды6 июля 2018 14:01

Александр Зацепин: Мелодия – как карта, не угадаешь – проиграешь!

Композитор рассказал «Комсомолке», какие песни становятся хитами и зачем музыканту нужна математика [фото]
Александр Зацепин отметил 92-й день рождения, а выглядит - лет на 20 моложе! На 10 точно.

Александр Зацепин отметил 92-й день рождения, а выглядит - лет на 20 моложе! На 10 точно.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Красная палатка», «Земля Санникова», «Двенадцать стульев». «Иван Васильевич меняет профессию», «Женщина, которая поет»... Невозможно представить себе эти ленты без прекрасной музыки Александра Зацепина, на счету которого больше трехсот песен к 120 кинофильмам и мультфильмам. Композитор в марте отметил 92 день рождения, в превосходной физической и творческой форме, до сих пор работает, правда, теперь над мюзиклами. В Петербурге с успехом прошла премьера спектакля с его мелодиями «Тайна третьей планеты» в театре «Карамболь», где уже есть в репертуаре «31 июня». Александр Сергеевич рассказал корреспонденту «Комсомолки», как достичь успеха в работе и в жизни.

"ДОЧЬ ПОМОГАЛА УГАДАТЬ МЕЛОДИЮ"

- Александр Сергеевич, у вас что ни песня, то хит! Гордитесь?

- Трудно судить о своей работе. Что-то, может, мне нравится, а людям нет. У всех композиторов, даже у классиков, бывают особо удачные мелодии: у одного, например, четвертая симфония, у другого – третья или пятая. Остальные работы тоже неплохие, но шедеврами считаются эти. Конечно, приятно, что меня хотя бы помнят, песни исполняют. Таксист как-то говорит: «Александр Сергеевич, а я ведь вас узнал!»

Александр Сергеевич работает каждый день. я за роялем, и за компьютером

Александр Сергеевич работает каждый день. я за роялем, и за компьютером

- Композиторов миллионы, а таких как вы – единицы. Что нужно, чтобы писать хорошую музыку?

- По-моему, работа, усидчивость. Надо работать, а так просто ничего не приходит ни с того ни с сего. Что-то бывает удачное, что-то нет, одна песня пошла, другая нет. Про «Есть только миг» из «Земли Санникова» не думал, что она станет такой популярной. Про «Остров невезения» говорили: ну конечно, Дербенев писал про Советский Союз, а он о политическом подтексте даже не думал, писал о дикарях. Эту песню он написал для какого-то спектакля, а она не пошла, он мне принес. Она мне так понравилась, что я сразу написал музыку, записал на магнитофон, поехал к Гайдаю, показал. Гайдай говорит: «Песня мне очень нравится, но мне некуда ее поставить». – «А вот когда они на палубе разговаривают о погоде – вот туда». Он так и сделал.

- Режиссером покомандовали?

- Да (улыбается). А художественный руководитель комедийного отделения «Мосфильма» Иван Пырьев сказал Гайдаю: «Леня, вот эта песня на палубе задерживает все действие, и никому она не нужна». Знаете песню «Волшебник-недоучка»? Это из фильма «Отважный Ширак». Я как-то спросил зрителей: «Кто знает, из какого фильма эта песня?» Молчание!

Зацеппин и Пугачева однажлы поссорились, но потом помирились

Зацеппин и Пугачева однажлы поссорились, но потом помирились

- Совсем не угадать, что станет хитом?

- Когда песня цепляла, ее сразу начинали играть во всех ресторанах, потом по радио. В «Отважном Шираке», было две песни, одна лирическая, вторая «Недоучка». Автор сценария Аркадий Инин говорит: «лирическая - это хит, а «Недоучка» - это никому не нужно». А получилось все наоборот. Предсказать это очень сложно. Лирическую мелодию я даже не помню, раз она не пошла, значит, исчезла. У меня все песни - из фильмов. Если напишешь отдельно, принесешь на радио, начинается: «Вот здесь не годится, пусть поэт переделает». Однажды показал не помню какую песню в исполнении Аллы Пугачевой, говорят: слишком западная манера, пусть перепоет». «А она из фильма, хотите – берите, хотите – нет». А песня-то популярная. Взяли!

- Ваше мнение с мнением зрителей совпадает?

- Не всегда. У меня дочь - хороший критик, она точно чувствует, где истина. «Нет, папа, эта мелодия плохая, не интересная». «Ну как же, припев такой, послушай». – «Не-не-не. А вот эта вот очень хорошая». И попадает в точку. Я верю ей. В какой-то степени у меня с ней совпадает мнение. Мелодия - как карта, не угадаешь – проиграешь! (смеется).

Леонид Гайдай, Наталья Селезнева и Александр Зацепин после съемок фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Леонид Гайдай, Наталья Селезнева и Александр Зацепин после съемок фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

«В МУЗЫКЕ НУЖЕН ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ»

- Что первично: курица или яйцо, стихи или мелодия?

- Мелодия. Есть песни без слов, например у композитора Мендельсона, но нет песен без музыки. У меня для всех песен кроме нескольких написаны сначала мелодии. Меня размер стихов сковывает, трудно изобрести что-то новое. А многие поэты говорят, им на музыку писать сложно. Когда не стало Леонида Дербенева, я хотел с Ларисой Рубальской работать. Она говорит: а я писать стихи на музыку не могу. Так и разошлись. А Дербенев говорил, что ему музыка, наоборот, помогает. Просил: «Напой мне, пожалуйста, своим жалобным голосом десять куплетов». – «Зачем тебе десять? Три хватит». – «Саша, когда я работаю, хожу по комнате и слушаю музыку. Три куплета проходят мгновенно, надо перематывать, на начало трудно попасть, другая песня меня отвлекает». Я три куплета напевал, а потом склеивал. Сейчас все намного проще, я давно уже работаю с компьютером.

Мама. папа и маленький Саша Зацепин

Мама. папа и маленький Саша Зацепин

- А как вообще без компьютера попасть в размер?

- Раньше приезжал на «Мосфильм», садился за монтажный стол, ручкой крутил пленку, смотрел на экране, находил места, где будет музыка, где нужно сделать акценты, потом метры переводил в секунды.

- На листочке считали, вручную?!

- Электронных калькуляторов же не было. Кажется, 2,168 тысячных метра пленки - это одна секунда. 28 метров – это примерно минута. У меня была уже таблица сделана до 100 метров пленки.

- Вот это и называется «поверить алгебру гармонией»! Кто плохо считает, тому композитором в кино не стать! А еще надо вдохновиться, угадать настроение, это как?

- Читаю сначала сценарий. С простыми фильмами проще, у Гайдая было посложнее. Например, в «Операции «Ы» у него есть ремарка по поводу музыки: здесь галоп, здесь марш. А для меня это было очень скучно: вальс, марш – все время одно и то же. Я свое написал, номера, которые, я считаю, должны быть. Заранее продумываешь, какая тема, какие инструменты. Если песня героя проходит через фильм, лейтмотивом, на ней все строится - чтобы была какая-то музыкальная драматургия, а не просто набор номеров. Если есть песни и танцы – надо перед съемками сочинить и записать, потому что артист под эту музыку танцует или поет. Оркестр ведь на съемки не вызовешь. На записи тоже есть свои сложности. Дирижер тоже живой человек, оркестр чуть уходит вперед-назад. Эмин Хачатурян потрясающе дирижировал, он чувствовал время. Например, нужно номер сделать на 3 минуты, а получилось 3 минуты 8 секунд. «Сейчас еще сыграем – уже будет точно».

- Я как раз хотела спросить, как вы это делаете – пишете такую музыку, теперь знаю: помимо творчества нужен еще очень точный расчет.

- Хачатурян мне говорил: «Ты пишешь очень удачно, у тебя все совпадает». Бывает, когда композитор не знает всего этого, приходится в фильме тут вырезать, там дописать, что-то склеивать. Иногда надо было срочно и быстро делать, я работал всю ночь до утра. Никогда не подводил студию.

Два композитора-тезки, Александра и Александр, Пахмутова и Запепин. Руза, 1972 год

Два композитора-тезки, Александра и Александр, Пахмутова и Запепин. Руза, 1972 год

"СЕЙЧАС В МУЗЫКЕ ЗАСТОЙ"

- А сама мелодия - откуда она возникает, как рождается?

- По-разному бывает. Был фильм «Красная палатка», об экспедиции генерала Нобиля на Северный полюс (основано на реальных событиях: потерпевших крушение исследователей спас советский ледокол «Красин» через 48 суток. – прим. авт.). У меня сценарий. Надо яркую музыкальную тему. Я лег на диван, закрыл глаза и представил себе эту снежную, ледяную бесконечную пустыню. И в то же время есть любовная линия. Любовь, которая была обречена. И вот, пока я лежал на диване, родилась главная тема из «Красной палатки». Я встал, наиграл ее, записал. Вот так рождается иногда. А иногда так: вдруг хочется на рояле прямо сейчас что-то сыграть, и пальцы сами бегут по клавишам! (смущенно улыбается). Как это происходит? Не знаю... Или вот был случай. Когда писал музыку к «Бриллиантовой руке», к песне «А нам все равно» никак не получался припев. Запев получился, а припев – серенький, второй вариант – серенький, третий – ну ничего, но я не удовлетворен. Гайдаю показал, он говорит: «Еще время есть, не волнуйся, делай». Прошло какое-то время, в голову ничего не приходит. Нужно ехать к Гайдаю, я бреюсь и вдруг: «та-ТА, та-та-ТА, та-тА, та-та-тА»... – от движения бритвы родилась мелодия! Вот совпало где-то. Я наиграл, записал, пришел к Гайдаю, показал. Он воскликнул: «О! То, что надо!"

С Ириной Брондз, руководителем театра "Карамболь", где идут уже два мюзикла Зацепина

С Ириной Брондз, руководителем театра "Карамболь", где идут уже два мюзикла Зацепина

- А на улице мелодия в голову залетает? Может, что-то вдохновило. Есть с собой блокнотик записать?

- Я способен еще запомнить! (смеется). Но на улице редко бывает – во сне бывает. Один раз я даже встал и записал ноты. Думаю, вроде интересное. И даже во сне видел, что Кобзон поет эту новую песню. А утром посмотрел – ничего ночью хорошего не получилось. Мой педагог в Алма-Атинской Консерватории Евгений Брусиловский говорил: «Не жди вдохновения, это все ерунда. Нужно работать каждый день».

Стараться надо, чтобы не напоминало что-то другое. Почему сейчас такой вакуум в мелодиях? Потому что уже все комбинации исписаны, начиная с Баха. Сейчас изобрести что-то новое сложно. Не всегда удается, но стараешься (улыбается). И это не только у нас, это и в других странах. Сейчас такой период, когда нового ничего не создано, застой какой-то.

- Поэтому в моде ретро?

- В песне нужно, чтобы человек мог сам ее напеть, и запомнить, а если он этого не может, то уже это не песня.

- Это один из рецептов хита?

- Есть и другой. Если по телевидению вам сто раз будут бездарную песню показывать, вы ее запомните - но это не хит, вас искусственно заставили ее полюбить. И она исчезнет, вы быстро ее забудете.

- Поэтому так много похожих песен, которые не различишь?

- С другой стороны, если не будет интонаций, к которым люди привыкли, то людям это не будет нравится. Для широкой публики музыка Прокофьева была сложной для восприятия. Нужно было время чтобы адаптироваться и ее понять.

- А как же люди ходят на современных одинаковых исполнителей, да за свои деньги!

- В этих песнях главное – ритм. Через два-три года послушайте: эти же песни или уже новые такие же?

- А кто их разберет.

- Вот про это я и говорю.

- А ваши поют и петь будут.

- Не все.

- Вы слушаете современные песни?

- У меня нет времени. Какая-то серость в музыке...

- Сейчас популярен Шнуров, не слышали его?

- Нет, не слышал, надо будет послушать!

Птица-Говорун - персонаж нового петербургского мюзикла на музыку Зацепина. Премьера прошла успешно! Фото: театр "Карамболь"

Птица-Говорун - персонаж нового петербургского мюзикла на музыку Зацепина. Премьера прошла успешно! Фото: театр "Карамболь"

ОТКРОВЕННО

"СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ: РАБОТА, ДВИЖЕНИЕ И УМЕРЕННОСТЬ"

- Александр Сергеевич, вы так прекрасно выглядите! Дайте совет, как оставаться в такой форме, как вы.

- Работать, двигаться и не переедать. Когда человек выходит на пенсию, и если у него такая работа, что тяжело продолжать, нужно иметь хобби, чем-то заниматься, иначе дряхлость начнется. О болячках не думать, сказать себе: «У меня все нормально». Можно ходить или бегать, я этого не люблю, хотя и надо, поэтому делаю зарядку. Жизнь без движения – уже не жизнь, у человека сразу все отмирает.

- Как ваш день проходит?

- Утром встаю, наливаю большую кружку воды, почти поллитра, потихоньку пью и делаю зарядку, три упражнения из йоги. Затем помылся, позавтракал, сажусь работать. В час обед. Минут десять расслабляюсь как йог (показывает). Работаю примерно до 5-ти. пью чай или кофе, работаю до 7-ми – половины восьмого. Затем ужин и опять работаю до 9-10-ти вечера. Вечером после 9-ти стараюсь не работать, потому что тогда плохой сон, все думаешь, а может, это вот так сделать...

- Увлекаетесь здоровым питанием?

- Нет, я нормально ем, но только все в меру. Не переедаю. Утром съедаю два кусочка серого хлеба и два тоненьких кусочка сыра, йогурт, кофе. В обед – суп обязательно.

- Выходные себе устраиваете?

- Когда у всех выходной – у меня самая работа! Суббота-воскресенье – это еще лучше, никто не звонит, никуда не надо! (смеется).

- А когда у всех будни, отдыхаете?

- Отдыхаю? Я не умею.

Как себя настроишь, так и жить будешь. Лучше быть оптимистом. Доказано Зацепиным

Как себя настроишь, так и жить будешь. Лучше быть оптимистом. Доказано Зацепиным

- Вы трудоголик?

- Раньше, бывало, приезжал в дом творчества в Репино, или в дом творчества в Рузе под Москвой – там жил с семьей в отдельном деревяном доме, где был рояль, и опять работа.

Там все работали, общались только за обедом и ужином. Купались в реке, иногда играли в волейбол.

- Пляж, диван – это не про вас?

- Когда-то давно было такое. В июне мы уезжали с дочерью и женой в Крым, часто были в Коктебеле. Жили буквально на пляже – в палатке, там целый палаточный городок вырастал, недалеко от Дома писателей. Прекрасно! Спишь на раскладушке, на чистом воздухе. Море, пляж песчаный.

- И там музыку сочиняли?

- Нет, там ничего не сочинял. С нами была компания, дети играли, им весело и нам не грустно.

- Вы – оптимист?

- Оптимист, совершенно верно! Это всегда.

- И характер у вас хороший.

- Я обиды всегда прощаю. Бывало, деньги занимали и не отдавали. Если человек мне что-то сделал неприятное, я забываю.