Премия Рунета-2020
Красноярск
-5°
Boom metrics
Общество6 июля 2018 4:40

«Где ливневки?»: почему Красноярск ежегодно «тонет» после сильных дождей

Рассказываем, как получить компенсацию пострадавшим от потопа
Сорок красноярских улиц «утонули» после первого серьезного ливня. Фото: Михаил ШУКЛИН.

Сорок красноярских улиц «утонули» после первого серьезного ливня. Фото: Михаил ШУКЛИН.

Измученный многодневной жарой Красноярск ждал дождя, как манны небесной. Вот и дождались! Под вечер во вторник грянуло: гром, молния - все, как полагается. Но порадоваться не получилось. Прошел коротенький ливень, каких-то полчаса лило, и город... утонул. Машины по крышу в воде стояли то тут, то там по всему городу. В Солнечном отрубило электричество (молния ударила в опору ЛЭП), в Солонцах прямо на припаркованные машины рухнула подпорная стена, на Брянской провалилась дорога. Дождь шел не только на улице, но и с потолков в квартирах горожан. Локальный апокалипсис в Красноярске случается из года в год. Почему же город тонет от малейшего ливня? Разбираемся – ведь прошедший сильный дождь далеко не последний в этом сезоне.

«Справились оперативно»

Уже утром в среду чиновники рапортовали: последствия ливня в городе устранены. Удивительное дело: у красноярцев пострадали и машины, и квартиры, бизнесмены понесли ущерб – теперь все это восстанавливать не один месяц. Что же было оперативно сделано в день ЧП?

На особенно пострадавшие участки выдвинулась вся имеющаяся откачивающая техника. 14 откачивающих машин и 9 мотопомп. По данным департамента городского хозяйства, уже к 21.00 ситуация на дорогах Красноярска была стабильной. При этом горожане продолжали названивать в диспетчерскую «005». Количество обращений за сутки перевалило за 2,5 тысячи, а в обычные дни – чуть больше полутора тысяч.

Локальный апокалипсис в Красноярске случается из года в год.

Локальный апокалипсис в Красноярске случается из года в год.

Фото: Светлана ВАЛИУЛИНА

- В этом году мы довольно быстро устранили последствия. К тому же подтопленными оказались только те участки, которые постоянно страдают от ливней – таких в городе 40 улиц, 27 из них – наиболее подвержены подтоплениям в силу исторически сложившегося рельефа и застройки, - рассказывает Светлана Трушкова, пресс-секретарь департамента горхозяйства Красноярска. – Проблема с ливневой канализацией в городе действительно есть. Но количество таких участков мы сокращаем: где-то септики установлены, в некоторых – маленькие насосные поставлены. Все эти места у нас на учете, как только ливень начинается, туда сразу выдвигается техника.

Власти не отрицают, что решают проблему сбора и отведения осадков локально. Причина проста: организовывать единую сеть ливневой канализации – дорого и займет много времени.

- Чтобы построить ливневку, нужно полностью разобрать дорогу, выкопать траншею, как на Мира в прошлом году, помните? – продолжает Трушкова. – Единовременно все эти работы выполнить просто невозможно – город просто никуда не поедет. Что касается стоимости ливневок, приведу пример. На ремонт ливневой канализации на пересечении 9 Мая и Авиаторов потрачено 12 миллионов рублей – 50 метров ливневки.

Стоит также сказать о том, что в лихие 90-е и до 2006 года ливневую канализацию в новых микрорайонах города (в основном - Советский район) попросту не строили. Совсем. И это в городе с горным ландшафтом. Предприниматели использовали лазейку в законе, где не была специально оговорена прокладка ливневок, и активно экономили на этом.

- Сейчас объем строительства больше, и все, что строится или капитально ремонтируется, делается с учетом ливневок. Например, на Водопьянова сейчас сделано дополнительно 6 ливневых колодцев, чтобы отводить воду. И в этот ливень участок себя неплохо показал, - говорит Светлана Трушкова. – Мы специально смотрели – разница между тем, что было, и что сейчас есть.

«Вода в гору не потечет»

Красноярск – город старый, в этом году уже без десяти 400 исполняется. И одна из самых больших проблем в плане коммунального хозяйства у нас – неучтенные сети, в том числе и ливневая канализация. Кроме того, эксперты говорят, что большая часть дорожных ремонтов – скорее косметические мероприятия. Дескать, вот асфальтобетон поменяли, будем ездить. Хорошо ведь? Хорошо, конечно! Но проблема гораздо глубже - и в буквальном смысле.

- Наш город очень сильно отстает с точки зрения инженерных коммуникаций для сбора ливневых вод. По огромному количеству сетей нет достоверной информации: старые и ветхие, брошенные, частные, есть вообще непонятно чьи, - говорит Вадим Серватинский, заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений СФУ. - Этих сетей накопилось страшное дело сколько. При этом 40 процентов стоимости любого проекта строительства дороги – перенос таких сетей. Это очень дорого. Приведу пример: Пролетарская в Октябрьском районе когда-то была узенькой улицей, сейчас усиленно застраивается многоэтажками. Улицу логично стали расширять, а ливневая канализация осталась как есть, и водоприемные колодцы теперь находятся в самом высоком месте этой улицы. Вода туда просто не попадает, она же в горку не потечет. Хотя инженерные решения давным-давно всем известны.

Машины стояли по крышу в воде. Фото: Михаил ШУКЛИН.

Машины стояли по крышу в воде. Фото: Михаил ШУКЛИН.

Общеизвестно, что вопрос водоотвода в городских условиях может быть решен не только за счет ливневок, есть вариант и поверхностного стока, так называемых прикромочных лотков, есть септики, в конце концов. Сейчас же огромная масса воды во время ливней устремляется в Енисей.

- Енисей – очень серьезный объект, и просто так туда сливать воду, конечно, нельзя, - продолжает ученый. – Нужны инфраструктурные элементы – водоочистные сооружения. Но прежде всего, нужно самим себе признаться, что проблема с ливневой канализацией в городе есть и к ней нужно подходить системно. Есть Генеральный план развития города. Понимая, как будет развиваться территория, мы знаем, как будет формироваться поверхностный сток и, соответственно, также планово обеспечивать этот сток. Если это магистраль – воду с магистрали убрать, там нужна ливневка, если это второстепенные улицы и нормативами допускается поверхностный сток, давайте этот сток собирать и убирать с прилегающей территории. Главное – делать это комплексно, а не точечно.

Кстати, на некоторых улицах Красноярска проблема решена довольно оригинально. Например, на Робеспьера ливневок нет, но и луж тоже не так много. Эту улицу могло бы топить сильнее. В свое время на ливневку тут денег не было, и строители сделали обыкновенные септики. Вода собирается в бессточные колодцы и через дно просто фильтруется в почву. Все сухо. Кто мешает воспользоваться таким опытом точечных водосборников в других районах города? Септик ведь в любом случае выйдет дешевле ливневки. В прошлом году японцы предлагали Красноярску собирать поверхностные воды и использовать их в технических целях. Например, для тушения пожаров.

- Засоры – тоже проблема. В гололедицу дороги посыпались мелким каменным материалом, все растаяло, куда ушел песок? Ясно куда – в ливневки. Энергия потока довольно высокая ведь, вот ливневки и забиваются, - поясняет Серватинский. – То есть и содержанию нужно уделять большое внимание. Тоже комплексно к вопросу подходить. Тут, правда, есть нюанс: никто не знает, сколько в году будет ливней. В среднем, например, от 2 до 14 ливней. Сколько денег выделять? Давайте среднее количество возьмем – 5. Норматив единый для всех городов страны, но климатические условия в Красноярске и, скажем, Москве очень разные, разное у нас количество осадков выпадает. Если количество осадков выпадает большое, деньги обычно выделяются из различных фондов. А подход должен быть продуманным. Все проблемы решаются разово, по месту, а системного подхода к созданию сети нет. Этим надо заниматься просто, и тогда все в городе встанет на свои места.

ВАЖНО!

Как получить компенсацию

Основная масса пострадавших от ливня – автомобилисты. Реально ли возместить ущерб? Безусловно. Правда, нервов потратить придется немало. Например, пропороли вы в ливень колесо. Первым делом нужно вызвать ГИБДД и составить карточку происшествия, зафиксировать все, что происходило, и заручиться поддержкой свидетелей.

- Если речь об обрушенной стене, необходимо установить правообладателя. Например, это администрация муниципалитета или какая-нибудь жилищная управляющая компания. Оценивая ущерб, не забудьте собрать абсолютно все чеки, - советует Егор Фролов, и.о. руководителя Красноярского отделения Федерации автовладельцев России. – Всю сумму ущерба предъявить необходимо администрации или УК. В случае отказа возместить ущерб подавайте в суд. Шансы выиграть очень высоки. Если же машина, скажем, была подтоплена, здесь сложнее. Потому что подтопление – все-таки форс-мажор. Но попытаться отсудить убытки, думаю, можно. И шансы возрастают в случае, если власти не объявили в городе режим ЧС. Если он объявлен не был, как в этом году, а люди понесли ущерб, то это автоматически означает: власти не проинформировали горожан о предстоящей опасности.

КОНКРЕТНО

Всего в городе 180 километров ливневки и около 6 000 смотровых и дождеприемных колодцев. Большая часть – на левом берегу Енисея.

Назовем основные улицы, куда точно не стоит соваться после ливня. Они тонут всегда: 2-я Брянская, Маерчака, Профсоюзов, Республики, Качинская, Железнодорожников, Декабристов, Бограда, 78-й Добровольческой Бригады, проспект имени газеты «Красноярский рабочий» (район КасТЭЦ).