Торжественная встреча Сооронбая Жээнбекова в Пекине.
Фото: Султан ДОСАЛИЕВ
Неделю назад самолет с президентом Сооронбаем Жээнбековым на борту приземлился в аэропорту Пекина. У трапа главу Кыргызстана встретил заместитель министра иностранных дел КНР Чжан Ханхуэй, а еще трогательные девочки с букетами цветов, почетный караул и государственные флаги Кыргызстана и Китая, развешанные вдоль дорог, по которым следовал кортеж от аэропорта до здания Всекитайского собрания народных представителей. Здесь кыргызского лидера уже ожидал председатель КНР Си Цзиньпин в окружении солдат и опять же детей. После торжественных речей и праздничных оружейных залпов главы государств отправились на переговоры.
Здание Всекитайского собрания народных представителей.
Фото: Султан ДОСАЛИЕВ
О ЧЕМ ГОВОРИЛИ ПРЕЗИДЕНТЫ
Первое, что сказал Си Цзиньпин во время двухсторонней встречи, это подтвердил готовность поддерживать Кыргызстан.
- Мы с оптимизмом смотрим на будущее кыргызско-китайских отношений, я ценю ваше заявление о готовности углублять отношения с Китаем. Мы выступаем за развитие плодотворного сотрудничества, создание благоприятных условий для нашего всестороннего взаимодействия. И мы готовы в духе многовековой дружбы создавать благоприятные условия для наших народов, - отметил Си Цзиньпин.
В последние годы, действительно, наблюдается курс на сближение с Китаем, и дело не только в колоссальных объемах импорта китайских товаров, который приближается к отметке 1,5 млрд долларов в год, и даже не в китайских фирмах, которые осторожно, но все-таки осваивают местный рынок, а в огромном потоке наличных средств на реализацию крупных государственных проектов.
ХВАТИТ КРЕДИТОВ?
На деньги Китая построена линия электропередач, соединившая север и юг республики, подстанции «Кемин» на севере и «Датка» на юге, проведена модернизация ТЭЦ (правда, сейчас из-за нее бывшие высокопоставленные чиновники подозреваются в коррупции. Кстати, президенты эту тему обсуждать не стали. Китайская сторона решила не вмешиваться в расследование и пока просто наблюдает за происходящим), модернизация Токтогульской ГЭС, дороги в Бишкеке и так далее. За это и многое другое Кыргызстан задолжал КНР 1,7 млрд долларов, а это почти годовой бюджет страны.
- С удовлетворением отмечаю, что между нашими странами имеется полное взаимопонимание, позволяющее развивать плодотворное сотрудничество на основе дружбы, добрососедства и взаимодоверия, - отметил Сооронбай Жээнбеков. - Китай оказывает большую поддержку Кыргызстану в виде грантов, кредитов и технической помощи. Это весьма значимое содействие социально-экономическому развитию Кыргызской Республики.
Несмотря на то, что вклад Китая в развитие инфраструктуры Кыргызстана никто не оспаривает, Кыргызстан не стал брать новые кредиты. По крайней мере в этот раз. Сооронбай Жээнбеков старался больше сделать упор на бизнес-партнерстве и привлечении китайских инвестиций в Кыргызстан.
В Бишкеке высоко оценивают продуктивность сотрудничества с Китаем.
Фото: Султан ДОСАЛИЕВ
КЫРГЫЗСКО-КИТАЙСКИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
Идею о строительстве в Кыргызстане завода по изготовлению электромобилей на двухсторонней встрече озвучил Сооронбай Жээнбеков:
- Наша страна могла бы стать плацдармом для производства и экспорта китайских электромобилей в страны Центральной Азии и ЕврАзЭС. Считаю данное направление сотрудничества перспективным с точки зрения реализации в рамках инициативы «Один пояс - один путь», - обратился к Си Цзиньпину Жээнбеков.
А уже на следующий день эту же тему затронул премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.
- Китайская сторона готова наладить сотрудничество в этой сфере, - пообещал глава правительства Китая, и в этот же день для Сооронбая Жээнбекова организовали встречу с руководством корпорации Beijing Automotive Group Co., Ltd - крупнейшим производителем электромобилей в Китае.
И хотя переговоры прошли в дружеской обстановке, китайские бизнесмены никаких конкретных обещаний и тем более гарантий не давали. Лишь сказали, что пришлют исследовательскую группу в Кыргызстан для изучения местного рынка и его потенциала.
Электромобили, которые производят в Китае.
Фото: Султан ДОСАЛИЕВ
В БИШКЕКЕ ПРОДОЛЖИТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ
Во время визита обсуждали много вопросов: строительство газопровода из Туркменистана в Китай через Кыргызстан. Кстати, проект все-таки, хоть и с опозданием, но будет реализован. Работы начнутся в 2019 году, а закончатся в 2022. Кыргызстан финансово в проекте не участвует, зато сможет получать дивиденды от транзита. Еще обсудили потенциал кыргызской сельскохозяйственной продукции на рынках Китая, проект железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан и многое другое. Но самый практичный итог поездки, который заметит каждый кыргызстанец, - это получение гранта от КНР в размере 600 млн юаней, или 94 млн сомов. Деньги возвращать не нужно. Они пойдут на реконструкцию дорог в Бишкеке, строительство новой лаборатории для сельхозпродукции и на археологические раскопки и консервацию исторических памятников.
Сооронбай Жээнбеков предлагает открыть завод по производству электромобилей в Кыргызстане и выйти на рынок ЕАЭС.
Фото: Султан ДОСАЛИЕВ
- Можно сказать, что визит был успешным: было подписано 10 документов. Главный из них - совместная декларация, - подытожил итоги поездки министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев и добавил, что сегодня отношения между Китаем и Кыргызстаном находятся на максимальном в истории сотрудничества подъеме.
Возможно, в скором времени Си Цзиньпин посетит с ответным визитом Кыргызстан. По крайней мере приглашение от Сооронбая Жээнбекова он получил. Правда ответа пока не дал.
После окончания государственного визита, Сооронбай Жээнбеков принял участие в заседание глав стран-участниц ШОС.
Фото: Султан ДОСАЛИЕВ