Премия Рунета-2020
Новосибирск
+9°
Boom metrics
Недвижимость26 мая 2018 5:20

Недоступное Новомарусино: дольщики и жители ветхих домов могут остаться без квартир

Известный застройщик, которому доверились мэрия и сотни новосибирских семей, в шаге от банкротства [фото, видео]
Ответ от госстройнадзора: Инспекторы нашли кучу нарушений. Фото предоставлено дольщиками

Ответ от госстройнадзора: Инспекторы нашли кучу нарушений. Фото предоставлено дольщиками

Ожидание: комфортная десятиэтажка, раскрашенная сочной зеленой и фиолетовой краской - таким показывал клиентам проект застройщик. Реальность: кажется, что дом слепили из мусорных мешков, а внутри бетонной коробки посвистывает ветер. Чтобы щели между панелями не бросались в глаза, строители налепили на них скотч.

Таким рисовал застройщик дом перед дольщиками: яркая многоэтажка, новый уютный микрорайон... novomarusino.ru

Таким рисовал застройщик дом перед дольщиками: яркая многоэтажка, новый уютный микрорайон... novomarusino.ru

Дольщики ЖК Новомарусино - а это 450 семей - в шоке: своих квартир они, похоже, не увидят. Обманутой оказалась и мэрия, выложившая на стройку 200 миллионов рублей. В Новомарусино - местечко возле Кудряшовского бора - должны были переехать жители ветхого жилья. Как застройщмк оказался в шаге от банкротства, попытались разобраться корреспонденты «Комсомольской правды».

Так сейчас выглядит десятиэтажка. Мягко говоря, непрезентабельно. Фото: предоставлено дольшиками.

Так сейчас выглядит десятиэтажка. Мягко говоря, непрезентабельно. Фото: предоставлено дольшиками.

Истории дольщиков

- Мы вложились в квартиру в 2015 году, заключив договор с застройщиком - ООО «Доступное жилье Новосибирск», - вспоминает Анастасия Маслюк. - Нам говорили: «Меньше, чем через год, получите ключи». Репутация тогда у компании была хорошая, она застраивала Новомарусино малоэтажками. И просрочек в сдаче не было. Но как только они стали продавать квартиры в десятиэтажных домах, началось. Сейчас - никаких движений по стройке: как четыре этажа стояли, так и всё. Когда пришел срок передачи ключей, мы получили письмо: дом не готов, подождите до Нового года. И так сроки переносились, переносились...

Анастасия признается: взяла квартиру в Новомарусино из-за дешевизны. Райончик отдаленный, жилье экономкласса. За студию в 27 квадратных метров Настя с мужем выложили всего 1 210 000 рублей.

- Мы взяли ипотеку. Недавно у нас родился ребенок. Получается, сейчас работает один муж, я в декрете. Банку мы ежемесячно платим по 9200 рублей, еще и квартиру вынуждены снимать, - жалуется Настя. - Застройщик нас кормит завтраками, все обещает взять кредит на достройку дома, но кто ему даст! Плюс он открыл новую очередь малоэтажек, продает. Но я даже не представляю, кто будет в них вкладываться. Нам компания тоже предлагала: «В счет неустойки купите квартиру в малоэтажке - принесите еще полмиллиона. И мы вам вторую квартиру дадим». Но нет уж, спасибо.

Большая семья Татьяны Жук вложила в долгострой маткапитал, 147 тысяч рублей налички и деньги, выданные в кредит банком. Женщина уверяет: взять квартиру именно в Новомарусино ее убедили чиновники.

- Мы вкладывались в жилье, которое одобрил Пенсионный фонд. В мае 2015 года узнали о программе поддержки молодых семей, собрали документы в администрацию Калининского района. В июне пришел ответ, что мы проходим по программе - на выбор предлагали Верх-Тулу, поселок Светлый и Новомарусино. Так как в черте города было только Новомарусино, то выбор пал на этот жилой комплекс, да и отзывы были хорошие. Взяли «двушку» - это 52 «квадрата». Хотели взять квартиру меньшей площади, чтобы быстрее с ипотекой рассчитаться, но нам не разрешили, так как двое детей и по закону у каждого должна быть своя доля, - передает содержание переписки с чиновниками Татьяна. - В итоге мы до сих пор живем в квартире родителей. Ютимся в одной комнате: я, муж, ребенок-подросток, которому 13 лет, и младший ребенок, ему пять. Очень тяжело. Пропадают все наши платежи банку, первоначальный взнос... И от ипотеки отказаться не можем, иначе ее больше не одобрят. Все пропало в этом Новомарусино!

Другая дольщица - Сабина Миронова - переехала в Россию вместе с мужем не так давно. Решили связать свою жизнь с Новосибирском. Хотелось жилье попросторнее, вариант с Новомарусино вполне подходил.

- У меня муж - шахтер, 10 лет мы копили на квартиру, а вложились так неудачно! - рассказывает Сабина. - Взяли двухкомнатную - 56 «квадратов» - за 2 300 000 рублей. Подкупило то, что Новомарусино было включено в федеральную программу «Доступное жилье для российской семьи». Ни у кого даже мысли не было, что стройка встанет. И мэрия туда вложилась. А теперь у нас ни денег, ни квартиры. Веры в то, что достроят дом, - уже нет. Мы вложились в первую высотку. Коробка уже стоит, но внутри - можно в футбол играть: нет межкомнатных стен, внутри дом готов процентов на 30. А самая большая проблема - он опасен для жизни!

«Там сплошные дыры, руку можно просунуть»

Инспекторы Госстройнадзора недавно прогулялись по десятиэтажке, которую так ярко описывают вкладчики. Увиденное, похоже, шокировало. И напомнило сказку про трех поросят: дом, на который дунешь, - он и разлетится. Каркас возведен с нарушениями и не пропитан огнезащитой, сэндвич-панели пришли в негодность, из них торчит целлофан...

Сэндвич-панели не закрыли вовремя фасадом, из-за чего они приходят в негодность. Предоставлено дольщиками.

Сэндвич-панели не закрыли вовремя фасадом, из-за чего они приходят в негодность. Предоставлено дольщиками.

«Выявленные в ходе проведения проверок нарушения имеют массовый характер и в совокупности оказывают влияние на обеспечение пространственной жесткости каркаса здания, на параметры энергетической эффективности здания в целом, на комфортность и возможность проживания в жилом доме в принципе», - гласят выводы Госстройнадзора.

- Самая большая проблема в том, что этот дом из сэндвич-панелей сделан, внутри которых стекловата, а сверху они должны быть обшиты пленкой и декоративным фасадом. Застройщик вовремя не закрыл панели этим фасадом, и за годы они все истрепались, пленка порвалась, стекловата рассыпалась - там сплошные дыры, руку можно засунуть, - описывает Сабина Миронова. - Этот дом опасен для проживания!

Дом в Новомарусино может оказаться опасным для жизни. Предоставлено дольщиками.

Дом в Новомарусино может оказаться опасным для жизни. Предоставлено дольщиками.

Вкладчики требуют ответа от строителей. Вадим Варвянский, топ-менеджер компании-застройщика, периодически ходит на встречи с недовольными. Вот запись разговора возмущенных дольщиков и бизнесмена. В ней Варвянский откровенно говорит: «Будете шуметь, возмущаться - квартир точно не увидите». А во всех бедах винит дольщиков, которые подали иск в суд с просьбой обанкротить его компанию.

- Что происходит на площадке: в июле прошлого года разогнались по работам. Сентябрь шли нормально, - отчитывается перед народом Варвянский. - В октябре, к сожалению, один из дольщиков подал иск о банкротстве. Это тут же разлетелось по СМИ, и в один день с площадки снялись под сотню человек! С подрядчиками контракты заключены следующим образом: мы покупаем материалы, какие-то относительно небольшие деньги платим в зарплату и передаем квартиры. Но как только возникает такая информация о банкротстве, подрядчики тупо не могут продать квартиры, а им зарплату нужно народу платить. Если продаж нет, подрядчик продать не может, он говорит: «Я твои метры больше не беру. Ты либо платишь деньгами, либо до свидания». Вот лодка, нужно догрести до берега. Все плывут. Один сзади долбит дно - в соцсетях дерьмом поливает, извините за терминологию. Другой - весло подпиливает. И всё, и до свидания. Если на носу лодки находятся 80% гребцов - это один расклад. Первый самый главный вопрос: мы вместе, или мы не вместе?

«Если и сдадут, то один дом»

Независимый аналитик недвижимости, он же - ведущий на Радио «Комсомольская правда», Сергей Николаев считает, что застройщик оказался в такой непростой ситуации не из-за СМИ и дольщиков, идущих в суд, а из-за собственной некомпетенции.

- С моей точки зрения, были ошибки в расчетах. Компания, когда проектировала этот дом, сделала неправильный расчет. Ни по объему продаж, ни по темпу строительства. Плохая работа менеджмента, - говорит Николаев. - Я думаю, что первый дом, где много квартир мэрии, еще могут сдать. А второй, который на нуле, - вообще бессмысленно строить.

- А насколько первая десятиэтажка безопасна?

- Дом стоял долгое время без движения, его не законсервировали - и это главная ошибка. Технология строительства многоэтажки своеобразная: железный каркас, а дальше - сэндвич-панели, которые собираются внизу и в каркас устанавливаются. Если дом не законсервировать, панели эти разрушаются. Потом, в металлическом каркасе несущие конструкции должны быть покрыты специальной огнеупорной краской. Если этого не делать, то при пожаре он просто свернется, и может быть беда. От высокой температуры металл теряет прочность и плывет. По-хорошему, сейчас надо делать экспертизу: насколько то, что построено, соответствует требованиям безопасности.

- А то, что дольщики пытаются обанкротить компанию - это правильно? Может, застройщик только этого и ждет?..

- Это смотря в какой ситуации. Например, в истории с ПТК-30 (еще один долгострой) банкротить компанию глупо, потому что там есть положительный баланс, активов больше, чем пассивов. Люди тогда не смогут получить компенсацию за несвоевременную сдачу дома. А по Новомарусино я даже не знаю... Там же основной обманутый дольщик - мэрия, надо, чтобы чиновники тоже шевелилась. Если дольщики еще могут рисковать своими деньгами, то мэрия - нет, потому что это не ее средства, а налогоплательщиков. У компании есть земельный участок, надо изыскивать, какие там активы есть, как-то пытаться хоть что-то получить, в том числе и обычным людям...

«Комсомольская правда» следит за развитием событий.