Кыргызстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное15 мая 2018 3:30

Гендиректор «Апреля» Дмитрий Ложников: Мы хотим делать телевидение с человеческим лицом

В первых числах апреля в Кыргызстане начал вещание телеканал «Апрель», редакция которого расположена на улице 7 апреля. О новых форматах отечественного ТВ, о политиках и политике канала «Комсомолка» поговорила с его руководителем
По словам руководителя канала, задача «Апреля» - заниматься развитием страны, а не отстаиванием чьих-то интересов.

По словам руководителя канала, задача «Апреля» - заниматься развитием страны, а не отстаиванием чьих-то интересов.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

ПРОЧЬ ОТ ШАБЛОНОВ

С момента первого эфира «апрелевская» студия, оформленная в сине-бело-зеленой цветовой гамме, приняла уже немало узнаваемых гостей. Сюда сразу после президентского указа об отставке правительства пришел самый молодой в истории Кыргызстана тогда еще и. о. премьер-министра Сапар Исаков - депутаты отказали ему в последнем слове, а журналисты дали возможность высказаться. Здесь на вопросы о саженцах по цене в 9 тысяч за каждый и пробках, в которых томится Бишкек с началом ремонта дорог, отвечал мэр столицы Албек Ибраимов.

Формат вечерних выпусков новостей на русском и кыргызском языках - отдельная тема для разговора. Шаблонную говорящую «голову» сменил энергичный ведущий, который двигается по студии, показывает и объясняет зрителю графику на больших LED-экранах. Сухой и скучной информации не бывает, нужно просто уметь ее подавать - в этом весь «Апрель». Ставка на нестандартные приемы съемок сюжетов с использованием дронов, экшен-камер, графических изображений и вуаля - от экрана не оторваться. Такие новости хочется смотреть.

- Смотрю, как у вас тут все замечательно обустроено. Качественный продукт, понятное дело, стоит больших усилий. И денег! - вопрос о финансировании в красивой новостной студии срывается с языка.

- Это полная чушь, когда пишут, что в «Апреле» стоит крутейшая современная аппаратура, дороже, чем на ОТРК. По многим параметрам в техническом плане уступаем Первому национальному. Но мы берем мозгом - экспериментируем, стараемся использовать новые технологии, они гораздо дешевле стандартных телевизионных камер, - отвечает генеральный директор телеканала Дмитрий Ложников. - Миф, что в проект вложены огромные деньги. Определенная база осталась от телеканала ON1 («Он бир»). Конечно, многое пришлось докупать. И мне бы хотелось вложить еще больше, но и с тем, что есть, мы можем успешно работать.

В «нулевых» Дмитрий Ложников был многим известен как талантливый актер.

В «нулевых» Дмитрий Ложников был многим известен как талантливый актер.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

ДРАМА РУССКОГО ТЕАТРА В БИШКЕКЕ

С экс-шеф-редактором «Пятого» и гендиректором «Апреля» мы познакомились где-то в середине «нулевых», за год до создания «пятой кнопки» и дюжину апрелей в календаре до момента образования нового телеканала. Высокий харизматичный молодой человек на подмостках производил глубокое впечатление. Около семи лет актер Ложников служил в молодежных театрах, театральных студиях, потом - в Русском театре драмы. Со временем студийный прожектор затмил театральные софиты. Проработав некоторое время на государственном радио в службе новостей, Ложников-журналист примерил роль ведущего на ТВ, из кресла которого довольно быстро перебрался в кресло руководителя.

- В жизни так бывает, что театральный зритель более доброжелателен, интеллигентен и благодарен, нежели зритель по ту сторону голубого экрана. Никогда не жалели о том, что перешагнули со сцены в съемочную студию?

- Действительно, между зрителем и артистом устанавливается невидимая связь, когда в процессе спектакля публика принимает или не принимает игру актера, а актер это видит и чувствует. На телевидении проще - я не вижу зрителя, и обратная связь не такая четкая. Жалел ли о выборе? Долго пытался совмещать журналистику с театром, но потом пришлось принять окончательное решение. Я чувствовал, что именно на телевидении мое место: здесь мне комфортно и интересно осваивать каждый следующий этап.

- Вы около четырех лет жизни посвятили Русскому театру драмы. В последнее время то и дело звучат нелестные отзывы о нем, храм искусства сотрясают скандалы... Что, как вы думаете, происходит?

- Происходит большая культурная катастрофа, других слов не подобрать. Приехав в театр впервые за долгое время, я убедился в этом. Полностью уничтожен морально-психологический климат в коллективе, убито здание. Актеры не видят никаких перспектив, молодые артисты решительно настроены на переезд. Пока театр продолжает работать, но если государство не предпримет экстренных мер, в течение года он исчезнет - совершенно точно. И я призываю всех журналистов и общественность, пока не поздно, приступить к спасению театра.

С актрисой Русского театра драмы Галиной Кетовой.

С актрисой Русского театра драмы Галиной Кетовой.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

ПРИОРИТЕТ - ОТЕЧЕСТВЕННОМУ

- Уже больше месяца в Кыргызстане успешно вещает новый канал. Расскажите, в чем качественное отличие «Апреля» от «Пятого канала»?

- По сути, «Апрель» - это реплика «Пятого», мы делаем то, что умеем делать, и другого не хотим. Но изначально была задача не просто воспроизвести копию канала, а создать новый качественный продукт - информационно-развлекательный телеканал с традиционной утренней программой, культурными и социальными проектами. «Апрель» нацелен на развитие нашего телезрителя, поддержку и продвижение ценностей страны.

- Какую цель, в конечном итоге, ставите перед собой?

- Мы хотим делать телевидение с человеческим лицом. Качественное и интересное. Во исполнение закона, который обязывает теле- и радиовещателей Кыргызстана выдавать 50 процентов отечественного контента, телеканалы, откровенно говоря, стали снимать что попало, лишь бы создать видимость работы. Изначально закон принимали для того, чтобы добиться справедливого распределения рекламных бюджетов между каналами, которые не забивают эфир зарубежными фильмами и развлекательными передачами ради высоких рейтингов, а предлагают зрителю отечественный продукт. Пока, к сожалению, эту норму выполняют не более пяти каналов, и большая часть денег от рекламы по-прежнему достается тем, кто ничего не делает.

- А как бы вы охарактеризовали в целом телевизионный рынок в Кыргызстане?

- Он очень сложный, и ситуация оставляет желать лучшего. В стране неоправданно много (порядка 53) телеканалов, и большинство из них не может предложить кыргызстанцам ничего своего. Я не против того, чтобы у наших зрителей был широкий кругозор, и они знали, что происходит в других странах. Но когда бесконечно крутят зарубежные фильмы и сериалы, национальные интересы уходят на второй план. Это не наше кино, не наша культура, и если уж мы говорим, что Кыргызстан - независимое государство, то и должны продвигать и поддерживать свой родной, отечественный продукт.

- На презентации канала вы сказали, что большое внимание уделите развитию госязыка. У вас есть нетривиальное объяснение - в чем сложность практического изучения кыргызского языка?

- Мы уделяем. Весь контент у нас двуязычный, причем позиции госязыка стараемся усилить. Делаем ТВ-проекты для начинающих, чтобы заинтересовать зрителя и показать: учить кыргызский может быть очень интересно и увлекательно.

Что касается нетривиального объяснения, его у меня нет. Есть обыкновенное. К примеру, чтобы дать базовые основы русскоязычным журналистам, мы организовали курсы и пригласили педагога Гульмиру Дюшееву. Она преподает по своей абсолютно уникальной методике, и если бы не загруженность и нехватка времени, ребята с ее помощью освоили бы кыргызский за полгода. Я думаю, в Кыргызстане не хватает добрых, благодушно настроенных педагогов, которые не вбивают, а вкладывают знания, прививая любовь и уважение к языку.

«Не смейся» - один из проектов «Апреля» по изучению кыргызского языка. В видеороликах герои с разговорным уровнем кыргызского рассказывают о себе.

«Не смейся» - один из проектов «Апреля» по изучению кыргызского языка. В видеороликах герои с разговорным уровнем кыргызского рассказывают о себе.

«ОБИДЕЛСЯ - ИДИ НА «АПРЕЛЬ»

- Гендиректор «Апреля» не скрывает своих симпатий к мэру Бишкека Албеку Ибраимову, который стал объектом для критики горожан больше других. Вы и правда считаете, что его не за что ругать?

- Да есть за что! Но когда к нему накопилось множество вопросов, мы сделали выжимку самых острых из соцсетей, позвали его на полуторачасовой эфир и озвучили их.

- Без цензуры?

- Абсолютно. Спрашивали о саженцах, дорогах, пробках, пожарах на Ошском рынке - он отвечал на двух языках. Какие претензии к нам? Что должны были делать журналисты? «Мочить» его? Сказать в лицо, что он плохой мэр? Но он ответил даже на самые жесткие выпады. Другое дело, насколько был убедителен, - это уже решать телезрителю. Личную позицию я выразил на своей странице в соцсетях. Ибраимов хороший мэр. Лучший за семь лет. Уверен, что он не ворует. И это мое личное мнение, которое может не совпадать с вашим.

- А кому бы вы отказались предоставить площадку?

- Не хочу называть фамилий. Это люди, которые в нужный момент могут быстро «переобуться», всячески поддерживают и усугубляют раскол между действующим и бывшим президентами. Но дело даже не в этом. Я не позвал бы их в эфир, потому что у них много других площадок для самовыражения, и они их успешно используют. Того же мэра не зовут на другие каналы. С ним не хотят открыто разговаривать в телеэфире, потому что он отвечает на все неудобные вопросы. Ну, что ж тут поделаешь. Почему бы тогда нам не предоставить эфирное время тем, кому не дают возможности высказаться.

- Так было и с Сапаром Исаковым?

- Честно говоря, даже не надеялись, что он придет на эфир, когда обратились с предложением к его советнику Гульнуре Торалиевой. Но премьер согласился и два с лишним часа откровенно отвечал на наши вопросы.

- Думаете, нигде больше в тот момент ему не дали бы возможности выступить?

- (Пожимает плечами.) Я не знаю. Может, коллеги и хотели взять у Исакова интервью, но мы их опередили... Знаете, у кыргызов есть поговорка: «Обиделся - езжай в Талас». А сейчас говорят: «Обиделся - иди на «Апрель». Хорошо, пусть будет так.

- Недавно на своей странице в Фейсбуке вы написали пост, вызвавший большой резонанс. «Почему интеллигенция молчит и не хочет заниматься формированием общественного мнения?», - спросили вы. А сами как думаете?

- На меня за тот пост обиделись и представители интеллигенции, и те, кто сегодня задает тон обсуждениям. Посыл заключался в том, что формированием общественного мнения на виртуальных площадках занимаются люди, которые сидят на зарплате. Да, вполне возможно, у них есть свои убеждения, они в них верят, но это не отменяет того, что им платят за повсеместное активное навязывание определенной точки зрения. Вот это тревожит меня больше всего. Искусственно нагнетается ситуация, создаются неестественные, очень мощные волны, и это опасно для общества. Хватит позволять кучке людей, которые активно отрабатывают свои деньги, формировать общественное мнение - вот, к чему я веду.

Единственное интервью после отставки правительства Сапар Исаков дал телеканалу «Апрель».

Единственное интервью после отставки правительства Сапар Исаков дал телеканалу «Апрель».

ОБ ИНТЕРЕСАХ ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА

- А наступит время, когда среднестатистический читатель и зритель перестанет проглатывать чье-то мнение и научится сам делать выводы?

- Только при условии, что страна начнет развиваться. Сегодня много информационных потоков. Чтобы глубже понимать ситуацию, новости нужно смотреть на разных каналах. Сравнивать, анализировать... Везде есть какие-то перекосы. Даже на «Апреле». Но мы не лжем и не клевещем.

- «Апрель», говорят, создавался для других целей - усиления влияния экс-президента. Уже нет никакого секрета, что учредителем канала является Алмазбек Атамбаев...

- Меня удивляет, когда от каждого журналиста требуют принципиальности, а узнав, что канал принадлежит Атамбаеву, сразу делают вывод: значит, там работают непринципиальные журналисты, которые будут исполнять политические заказы и прочее. Ну, неужели кто-то думает, что Атамбаев сидит и составляет верстку выпуска наших новостей? Ему вообще нет до этого дела. Ему просто некогда этим заниматься.

- А в чем же тогда его интерес?

- Было бы лучше спросить у него самого. Алмазбеку Шаршеновичу очень нравился «Пятый». Когда он перестал существовать в привычном для всех виде, экс-президент захотел создать канал, «такой же, как «Пятый», и поставил перед нами четкие цели, не связанные с политикой вообще. Покидая свой пост, он обещал решать важные для страны вопросы, заниматься ее развитием, привлекать инвестиции в Кыргызстан. По сути, перед нами стоит такая же задача: созидать, а не пиарить бывшего президента. Да и ни к чему ему этот пиар.

- Возможен ли такой сценарий, что «Апрель» превратится в противостоящий действующей власти канал?

- Теоретически да, мы готовы к этому. Но опять же, оппозиция оппозиции рознь. Телеканал никогда не будет поливать кого-то грязью, бросаться голословными обвинениями. «Пятый канал», напомню, несмотря на то, что был государственным, выдавал порцию объективной критики. И «Апрель», если и будет критиковать, то всегда в рамках закона. Мы готовы ответить за свои слова.

«Разговор начистоту». В студии - двое ведущих.

«Разговор начистоту». В студии - двое ведущих.

ЛЮДИ - ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ

- Вы воспитываете трех сыновей. За их будущее здесь спокойны?

- Опасения есть, и они связаны со многими политическими рисками, нестабильностью и двумя революциями, которые пережил Кыргызстан. Но я не теряю надежды, что общественно-политическая жизнь будет протекать в мирном русле, и принципиально не хочу никуда уезжать. И своих детей постараюсь здесь удержать, если все будет спокойно.

- Каким бы вы хотели видеть Кыргызстан?

- Богатство - не самое главное для страны. Самое важное, чтобы люди были хорошими. Кыргызстану пришлось тяжело после обретения независимости. Я помню, в советское время любое проявление быдлячества интеллигенция могла задушить на корню. А сейчас человек с высшим образованием скорее пройдет мимо, чем решит вмешаться в ситуацию. Это плохо. Я бы хотел, чтобы Кыргызстан стал страной духовно развитых и культурных людей, чтобы мы уважали друг друга и были друг другу благодарны, даже несмотря на какие-то противоречия и непримиримые позиции.