Премия Рунета-2020
Челябинск
+4°
Boom metrics
Общество17 марта 2018 1:00

Вместе с ядерными боеголовками челябинские военные везли на Кубу тулупы и лыжи

8 фактов об операции «Анадырь» и Карибском кризисе
Наши военные изображали из себя туристов и ходили в гражданской одежде.

Наши военные изображали из себя туристов и ходили в гражданской одежде.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Этот материал мы посвящаем 100-летию Красной Армии. Его героями стали челябинские военные. Операцию 1962 года по переброске советских военных грузов на Кубу (в том числе и ядерных боеголовок) провели столь блестяще, что американская разведка только от удивления чихнула.

СПРАВКА «КП»

Что такое Карибский кризис

В 1961 году США разместили в Турции 15 ракет средней дальности. Они свободно долетали до Москвы. Чтобы как-то соблюсти паритет, Генеральный штаб вооруженных сил СССР разработал операцию «Анадырь» по переброске на Кубу ракет с ядерными боеголовками и других вооружений. В операции приняло участие 85 кораблей. Технику скрытно доставили на Кубу. Но разразился скандал, мир стоял на грани ядерной войны. В результате дипломатических усилий советские ракеты с Кубы убрали, а США вывезли свои ракеты из Турции.

ВОЕННЫМ ВЫДАЛИ ТЕПЛУЮ ОДЕЖДУ

Когда солдату шьют костюм из шерсти и выдают к нему рубашки в клетку, а также ботинки на толстой подошве из микропоры, это, видимо, не к добру! Солдатики и матросики, конечно, о чем-то подозревали: в мире было несколько военных конфликтов — Индонезия, Вьетнам, Куба. Но это все жаркие страны. Да и сама операция называлась «Анадырь». Зачем?

Над советскими сухогрузами и круизными лайнерами постоянно кружили самолеты-разведчики, но ничего так и не заметили. А эти полеты добавили нашим военным свои отметины: кому-то седых волос, а кому-то — язву на всю жизнь.

2. ПЛЫЛИ НА СУХОГРУЗЕ

Челябинец Семен Семенович Бережных служил в бригаде торпедных катеров Балтийского флота:

— Когда мы начали заполнять трюмы гражданского сухогруза «Альметьевск», то поняли, что дело предстоит серьезное. А загружали бомбы, торпеды и другие боеприпасы. Сюда же поместили разобранные торпедные катера. Военнослужащих — 400 человек — тоже разместили в трюмах. О том, что идем на Кубу, нам объявили только в Северном море. В Атлантике нас стали пасти американские самолеты.

Кубинские братья по оружию.

Кубинские братья по оружию.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

3. ТРИ НЕДЕЛИ В ТРЮМАХ

Кормили матросов один раз в сутки, на водные процедуры давали 15 минут. Сухогруз совершенно не подходил для перевозки людей и военной техники. Жара в трюмах стояла тропическая. Три недели сидеть там было невыносимо. Но деваться некуда.

— Нас сразу предупредили, — продолжает Бережных, — чтобы вели себя осторожно и в воду не падали — спасать не будут! На корабле нам крутили популярные фильмы. Но всех не покидало тревожное чувство: боеприпасов на судне было столько, что лишь одна американская бомба могла превратить наш «Альметьевск» в пар!

4. ВОЕННЫЕ СТАЛИ «ТУРИСТАМИ»

Владимир Зиновенков служил под Винницей, но обеспечивал региональную и межконтинентальную связь Москвы. Только было намылился в отпуск, как пришел приказ: «Все отпуска отменить!». На все вопросы начальство загадочно отвечало: «Туристами будете!».

В один прекрасный день военных заставили переодеться в гражданку, погрузили в эшелон, пару ночей покатали по Украине и доставили в Севастополь. Зиновенкову и его земляку Виктору Паталахе здорово повезло: «специалистов сельского хозяйства», как им приказали называться, погрузили в круизный лайнер «Адмирал Нахимов». Когда проходили Дарданеллы, «туристов» спрятали.

Ветераны Карибского кризиса (слева направо): Семен Бережных, Владимир Зиновенков, Виталий Паталаха.

Ветераны Карибского кризиса (слева направо): Семен Бережных, Владимир Зиновенков, Виталий Паталаха.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— Выводили на прогулку только ночью, — рассказывает Владимир, — группами по 15 человек и только на 15 минут. Прогуливаться приходилось в кромешной тьме. Нас проинструктировали: в случае нападения не сдаваться, сражаться до последнего патрона.

— Я слышал, что капитанам была дана команда в случае захвата затопить судно, — добавил Виктор Паталаха. — Уже потом я узнал, что нас назад не ждали. Писем с Кубы от меня не было пять месяцев, никто не знал, где я. Когда мой дядя пошел в военкомат, чтобы узнать что почем, ему ответили, что я в бессрочной командировке.

5. В САМОВОЛКУ ИДТИ БОЯЛИСЬ

Семен Семенович Бережной вспоминает первый день на острове Свободы:

— Пришли на Кубу сказочным утром. Пришвартовались и дня три не разгружались — над бухтой кружили американские самолеты, по ним шпарили из зениток кубинские солдаты. После того как один из американских бомберов был сбит ракетой, налеты прекратились. Техники в порту особой не было, все, что привезли, пришлось разгружать почти голыми руками. А потом в сопровождении полиции на мотоциклах поехали на другой конец острова. Кубинцы, стоящие вдоль дороги, нам аплодировали.

Ночью за пределами части постреливали. Кубинские солдаты поясняли, что, это «контрас». Советский Союз завалил Кубу различными товарами. Бережной видел даже консервы, изготовленные из украинского сига! Но не все на Кубе приняли революцию. За время Карибского кризиса здесь погибло 69 наших солдат и офицеров.

С местными девушками можно было только фотографироваться.

С местными девушками можно было только фотографироваться.

— Днем передвигаться можно было свободно, — рассказывает Виктор Паталаха, — а вот ночью в самоволку никто ходить не решался — кубинские девушки очень красивы, но если пойдешь на свидание, нет гарантии, что утром твой труп не найдут без головы.

6. ПОЛУЧАЛИ ЗАРПЛАТУ В ПЕСО

Сколько платили нашим солдатам? А когда как — 8, 10 или 15 песо. Кубинский песо был весьма крепкой валютой — за 2 песо можно было купить костюм, рубашку и добротные ботинки. Это если вещи кубинского производства.

За импортный товар приходилось платить дорого. Никаких особых сувениров с собой челябинцы не привезли, так, ерунду всякую, типа морских ракушек. В военторге все было. Даже лыжи и тулупы, которые привезли на Кубу из соображений секретности.

оддержать советских воинов на Кубу приехала женщина-космонавт Валентина Терешкова.

оддержать советских воинов на Кубу приехала женщина-космонавт Валентина Терешкова.

7. НА КУБУ ПРИВЕЗЛИ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ПВО

Главные наши подарки Кубе — оружие. На пусковых установках, которые привезли советские солдаты на Кубу, были поставлены 144 зенитные ракеты ПВО «Комплекс С-75». Выпускали их на челябинском заводе «Станкомаш». Этот комплекс ПВО отличился тем, что с его помощью над Уралом, за год до Карибского кризиса, был сбит на высоте около 25 километров самолет-разведчик под командованием пилота-шпиона Пауэрса.

«75-ки» прекрасно себя зарекомендовали во Вьетнаме. Что касается Кубы, то все прекрасно понимали, что наши баллистические ракеты принесли бы американцам немало неприятностей, но в случае ответного удара никакие бы комплексы ПВО не помогли.

Во время службы на Кубе солдаты часто пели советские песни.

Во время службы на Кубе солдаты часто пели советские песни.

8. ЛЬГОТ «КУБИНЦЫ» НЕ ПОЛУЧИЛИ

Семен Бережных вспоминал, как возвращался на Родину через семь месяцев службы. Когда теплоход «Михаил Калинин» проходил мимо набережной Гаваны, там стояло примерно 5 тысяч наших военнослужащих. На глазах у многих были слезы. Они завидовали тем, кто возвращался домой.

Награды, которые привозили домой «кубинцы», долгие годы лежали в ящиках столов. Прошло 55 лет, и за это время никаких льгот они так и не получили. Ведь официально боевых действий никаких на Кубе и не было.

Льготы ветеранам — участникам Карибского кризиса зависят от благосклонности и возможностей местных властей. В Саратовской области, например, «кубинцам» доплачивают к пенсии по 300 рублей в месяц. Крохи, а все же…

Все эти люди работали в обстановке высокой секретности. А теперь они шутят, что их так засекретили, что по документам их, вроде бы, нет…

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сообщайте нам свои новости, присылайте фото и видео

Почта: kpravda@ya.ru

SMS: 8-902-616-06-06