Кыргызстан
+24°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное21 декабря 2017 3:30

Салтанат Сеитова: Каракольский зоопарк должен развиваться!

Директор зоопарка и одноименного Общественного фонда «Бугу Эне» - о печальных и радостных событиях в мире зверей
Львенок Актилек. Очень активный, жизнерадостный… и избалованный вниманием.

Львенок Актилек. Очень активный, жизнерадостный… и избалованный вниманием.

Фото: Из личного архива героя публикации

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Зоопарк «Бугу Эне», который сами каракольцы называют важным и нужным проектом Иссык-Кульской области, переживает непростые времена, связанные с финансовыми трудностями. Проблемы начались еще с прошлого года, когда Госагентство охраны окружающей среды и лесхоза - ведомство, в теории заинтересованное в защите пернатых и мохнатых, - на практике приостановило финансирование зоопарка. ГАООСиЛХ перестало выделять деньги на корм животным якобы из-за нерациональных трат. После череды проверок и разбирательств остаток суммы все-таки выплатили.

Проблема с замороженными счетами постоянного спонсора «Бугу Эне» - «Кумтор Голд Компани» - решилась только осенью этого года. Правительство Сапара Исакова достигло новых договоренностей с «Центеррой», и как только партнеры заключили мировое соглашение, зоопарку перечислили причитающуюся сумму - на эти деньги сразу закупили провиант для животных на зиму.

Как будет складываться ситуация с финансированием в 2018 году, руководство зоопарка пока не знает - и это неведение пугает больше всего. О радостях и трудностях уходящего года и надеждах на будущий «Комсомолке» рассказала глава Общественного фонда «Бугу Эне» Салтанат Сеитова.

Нередко в зоопарк приносят раненых птиц. После реабилитации, если это возможно, некоторых из них выпускают на волю.

Нередко в зоопарк приносят раненых птиц. После реабилитации, если это возможно, некоторых из них выпускают на волю.

Фото: Влад УШАКОВ

- Начнем разговор с позитивных событий, их в этом году у вас было немало. Весь Кыргызстан наслышан о прибавлении в вашей большой семье.

- (Смеется.) Этот год действительно был «урожайным». Весной и летом дали потомство лани. Приятный сюрприз преподнесли пятнистые олени - малыш появился на свет в августе. И в течение года нам, как обычно, несли пернатых: подбирают раненых, ослабленных во время перелета птиц, птенцов-слетков. Ситуации разные. Осенью, например, приходят горе-фотографы. С окончанием пляжного сезона крылатые помощники становятся им не нужны. Пару лет назад был случай, когда юные «коммерсанты» оставили нам птицу, а весной пришли требовать обратно. Или вот свежая история. Один из местных жителей позвонил в зоопарк и рассказал, что нашел грифа. Мои сотрудники прочитали ему лекцию о том, что это краснокнижная птица и в его интересах добровольно ее отдать, в противном случае будут проблемы с законом. И парень начал скрываться. Мы искали его три дня. В конце концов, он оставил птицу в мешке на окраине села. Это был молодой снежный гриф.

- Каким образом он попал в руки человека?

- Здесь можно только строить догадки. Предполагаю, его поймали близ Каракола. Разрастающиеся свалки стали привлекать хищных птиц. Молодняк, который еще не может найти пищу в природе, кормится с помойки. И это, конечно, плохо. Как бы там ни было, нас радует одно: люди отдают птиц в надежные добрые руки, а не бросают умирать.

Львята потихоньку привыкают друг к другу.

Львята потихоньку привыкают друг к другу.

Фото: Из личного архива героя публикации

ЛЬВИНЫЙ БУМ

- А как поживают «звезды» вашего большого прайда - два львенка?

- И Акжолтой, и Актилек чувствуют себя хорошо. Принимают витамины, как ветеринар прописал. Сбалансированное питание дает свои результаты. Больше проблем у нас, конечно, с первым львенком, которого после поднятой в Бишкеке шумихи принес в милицию бишкекчанин. Малыш, выражаясь нашей терминологией, был затянут. Он отстает в развитии и росте, у него ярко выраженный рахит и букет других заболеваний, включая проблемы с почками - возможно, это наследственное. Пришлось поездить на процедуры, так что в итоге усатый пациент уже показывал докторам зубы, зная, что сейчас ему опять будут делать укол. В последнюю поездку порыкивал даже на меня. Пришлось пообещать: «Это точно последний раз!».

Со вторым львенком, которого мне подкинули под ворота дома, гораздо легче. Видно, что малыш содержался в достойных условиях. Его хорошо кормили, он упитан, жизнерадостен и очень активен. Разница между львятами всего полтора-два месяца. Но Актилек заметно превосходит в развитии своего собрата.

- Они поладили между собой?

- Вначале контактировали плохо. У них разные судьбы и совершенно разный темперамент. Акжолтой более спокойный и ленивый. Актилек - бойкий и непоседливый. Последнюю неделю гуляют вдвоем, но Акжолтой не слишком-то рад повышенному вниманию к себе и старается избегать активных игр.

- Что с ними будет дальше?

- Конечно, оба льва пока поживут в Караколе. В будущем надеемся пристроить в другой зоопарк хотя бы одного львенка и, скорее всего, это будет Актилек. Не исключено даже, что у него появится потомство. Акжолтоя из-за проблем со здоровьем я никому предложить не смогу. Он останется под наблюдением в нашем зоопарке. Неизвестно, как в будущем те же проблемы с почками отразятся на его общем состоянии.

На приеме у врача.

На приеме у врача.

Фото: Из личного архива героя публикации

- В каракольском зоопарке раньше не было ни одного льва, а теперь целых три, включая Симбу, которого вам передали в прошлом году. Это что за такой львиный бум?

- Мне кажется, мода на содержание в частных руках хищных зверей докатилась и до Кыргызстана. В России это встречается повсеместно. Там много специализированных сайтов, которые предлагают хищников на продажу. Но у них также работают государственные и частные приюты для диких животных, куда потом нерадивые хозяева могут передать питомца. А у нас есть только каракольский зоопарк, и мы вынуждены принимать всех.

- А реально ли вообще завести такое животное при условии достойного содержания?

- Скажем так, у нас нет закона, запрещающего держать у себя дома хищника. И если человек настолько богат, что может на большой территории построить для него просторный вольер, кормить, как положено и, самое главное, знает, как обращаться с животным, кто ему запретит? Другой вопрос, как эти львята попадают в Кыргызстан. Во-первых, чтобы получить разрешение на ввоз, нужно представить какое-то обоснование. Во-вторых, ни один зоопарк мира не занимается продажей львов в частные руки. А значит, в подавляющем большинстве случаев хищников завозят нелегально, что грозит проблемами с законом.

Медведица Асылташ уже освоилась на новом месте.

Медведица Асылташ уже освоилась на новом месте.

Фото: Из личного архива героя публикации

«ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ» ЗООПАРКА

- Осенью этого года в вашем зоопарке появилась еще одна косолапая питомица. Она уже освоилась на новом месте?

- Мы дали ей кличку Асылташ, что в переводе означает «драгоценный камень». Поначалу был стресс - она же три года содержалась в тесном домике, который никогда не покидала. Поэтому в большом и светлом вольере ей было непривычно. Оказавшись в нем, Таша тщательно изучила всю территорию. Стены, бассейн потрогала лапами, разве что на зубок не проверила! Немного занервничала, почувствовав через стенку соседку, - там живет наша старенькая медведица Даша. Дашка, кстати, тоже учуяла гостью и даже вышла из спячки. Фырчала, возмущалась. Потом обе успокоились. И Даша снова отправилась на боковую.

- С львятами мне все ясно, пока маленькие, можно погладить. А медведицу Асылташ погладить можно?

- Она аккуратно берет лакомство с рук, дает почесать через прутья спинку или за ушком. Но только когда сама этого хочет. И разрешает только тем, кому доверяет. Однако в будущем такие «тесные контакты» лучше вообще не допускать. Все-таки это медведь, животное непредсказуемое. Намного опаснее тигров и львов. Никогда не знаешь, что у него на уме. Даже при хорошем и правильном отношении к нему.

- Кстати, а как вы считаете, люди в целом стали добрее к животным? Ваши посетители, к примеру, сегодня культурнее себя ведут? Палками тыкать и камушки бросать перестали?

- Мне кажется, изменения в лучшую сторону есть. Меньше третируют и наших каракольских животных. Мы теперь за этим очень внимательно следим. И как только «Кумтор» перечислил деньги за четвертый квартал этого года, первое, что сделали - закупили корма на зиму, а второе - начали потихоньку устанавливать видеокамеры на территории зоопарка, чтобы видеть, кто что делает. К сожалению, еще встречаются индивидуумы, которые пытаются обидеть наших питомцев.

Волчье семейство.

Волчье семейство.

Фото: Влад УШАКОВ

ОНИ ЗАВИСЯТ ОТ НАС!

- Такое прибавление в большом зверином семействе добавит хлопот и принесет дополнительные расходы. Какая поддержка сегодня нужна каракольскому зоопарку?

- В последние два года испытываем сложности с финансированием. После конфликтной ситуации с ГАООСиЛХ мы перестали обращаться к ним с просьбой о выделении денег на питание животных. Сложно работать, когда руководство из-за личной неприязни не может вести деловой и конструктивный диалог. Не в полном объеме финансовую помощь мог оказывать «Кумтор» - счета компании были заморожены больше года. К сожалению, все эти сложности отбросили нас на несколько шагов назад. К 2016 году мы достигли устойчивого развития - фонд «Бугу Эне» стал полноправным членом Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов и международной организации Species 360. Появилось много задумок и планов - начиная от полного перепроектирования зоопарка, строительства просторных современных вольеров, экодома для проведения семинаров, конференций, экологических занятий и заканчивая выездными обучающими тренингами для персонала. А теперь мы не то что не можем выезжать, вынуждены сокращать свой штат, в котором и так не хватает рук. Сейчас думаем только о том, как прокормить животных, выплатить зарплату сотрудникам и живем в режиме жесткой экономии. Благо, еще встречаются добрые люди, которые понимают, что ни один зоопарк мира не может прокормить себя сам, и оказывают посильную помощь.

- А ваши проверенные временем надежные партнеры?

- Проблема в том, что у нас ни с кем из них нет долгосрочных договоренностей. Договоры перезаключаются каждый год. Мы надеемся, что, как и прежде, нас будут поддерживать Союз охраны природы Германии NABU, который обеспечивает питание краснокнижников, и «Кумтор Голд Компани». Ведем переговоры с одной из частных немецких компаний, но пока говорить о результатах рано. Нам бы очень хотелось найти постоянное финансирование, чтобы можно было подумать о развитии и не потерять то, что уже есть.

Наша задача - сохранить представителей местной фауны, которые целиком и полностью зависят от нас. Зоопарк - это не тот проект, который можно заморозить и оставить до лучших времен. Тем более мы работаем и как реабилитационный центр - принимаем, подлечиваем животных, если это возможно, выпускаем в природу. Очень надеюсь, что в следующем году старые друзья останутся с нами, новые партнеры найдутся, и мы будем дальше продуктивно работать.

На содержание зоопарка: питание зверей, текущие расходы, ремонт, выплату зарплат действующим сотрудникам - в год уходит около 10 млн сомов.

На содержание зоопарка: питание зверей, текущие расходы, ремонт, выплату зарплат действующим сотрудникам - в год уходит около 10 млн сомов.

Фото: Влад УШАКОВ

ВАЖНО

Протяните руку помощи

Если вы хотите помочь зоопарку «Бугу Эне», банковские реквизиты:

БЦВ ОАО «Оптима Банк»

БИК 109018

Р/с № 1091820239910161 (мультивалютный)

Помощь пушистым постояльцам зоопарка никогда не помешает.

Помощь пушистым постояльцам зоопарка никогда не помешает.

Фото: Из личного архива героя публикации