Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире15 декабря 2017 22:04

Не винная Молдавия: Как живет страна и непризнанное Приднестровье. Часть 3

Наш корреспондент делится своими впечатлениями о стране и людях [видео]
По окончании аграрного сезона большинство работяг едет на заработки в Россию

По окончании аграрного сезона большинство работяг едет на заработки в Россию

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ

«Если возьмете интервью у президента Приднестровья, высок риск, что в Молдову больше не впустят – в аэропорту поставят в паспорт штамп о депортации и запрет въезда на 5 лет. Пополните список из 4 тыс. персон нон грата, - предупреждали меня сотрудники госаппарата Молдовы. – Пообщайтесь лучше с кем-нибудь из приднестровских экономистов – претензий не будет». Мне нравится бывать в Молдове, но профессиональная гордость взяла верх.

По окончании аграрного сезона большинство работяг едет на заработки в Россию

По окончании аграрного сезона большинство работяг едет на заработки в Россию

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

За минусом инцидента на границе, отношение к российским журналистам в Молдове очень спокойное. Да тут вообще, по сравнению с Россией, всё расслабленно. «Это со мной», - провел меня в здание правительства коллега. Охранявший власть полицейский даже не попросил документы. А в здание аппарата президента вход просто свободный. Можно фотографировать правительственные объекты, иностранные миссии прямо с охраняющими их карабинерами - никто слова не скажет. Формально, иностранным журналистам нужна аккредитация, но по факту, она не требуется - дававшие мне интервью молдавские госслужащие про неё не спрашивали. Европа. Но едва пересекаешь Днестр, охраняемый блок-постами миротворцев, всё меняется. В 1990 году эта часть Молдавии не захотела выходить из Советского Союза: у непризнанной ПМР советский герб с серпом и молотом, красный флаг Молдавской ССР. Если Молдова, фактически, выбрала европейский путь, то Приднестровье жесткостью очень напоминает нынешнюю Россию. Без аккредитации приднестровского МИДа интервью не даст даже сам президент. Фотографируешь мэрию – из здания выскакивает милиционер и проверят документы.

При мне в администрацию президента ПМР привезли свежеизготовленные медали «25 лет отражения вооруженной агрессии против Приднестровья, 1992-2017». За четверть века атмосфера осадного положения смягчилась, но не исчезла. По мнению командира казачьего полка КГБ ПМР, войскового атамана Игоря Небейголова, война не окончена: «Нынешняя ситуация в чем-то сложнее боевых действий. Пули не свистят, люди не гибнут, но мы должны выживать в замкнутом пространстве. Война из горячей фазы перешла в экономическую, политическую. Да и о силовых методах в Молдове говорят до сих пор».

Для атамана Небейголова война до конца не закончилась

Для атамана Небейголова война до конца не закончилась

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

Взаимная прохлада в восприятии противоположного берега присутствует и среди обычных людей, не говоря про чиновников. Всё это напоминает дрязги родственников, супругов, превративших квартиру в коммуналку: повесивших на входную дверь отдельные звонки, замки на холодильники, расписание пользования туалетом. А когда к соседу приходят гости, приоткрывают дверь в общий коридор и ревниво прислушиваются. В интервью с президентом Молдовы Игорем Додоном, я сослался на утверждение президента Приднестровья Вадима Красносельского, что вопрос присоединения стороной ПМР закрыт. После интервью ко мне подошла начальник пресс-службы Додона: «А Красносельский что, правда, прямо так и сказал?».

ВСЯ ВЛАСТЬ - «ШЕРИФУ»

Кратко описать политико-экономическое устройство ПМР можно просто: непризнанная страна приватизирована местным олигархом Виктором Гушаном, основным владельцем холдинга «Шериф» - ему принадлежит львиная доля приднестровского бизнеса. Нынешний президент Приднестровья Красносельский в 2012-2015 годах был руководителем службы безопасности «Шерифа». Но полное содержание ПМР «Шериф» и близко не тянет: без российской помощи Приднестровью не выжить. За газ ПМР России не платит. Деньги записываются в долг… Молдове. Последняя не отказывается – иначе нужно признать ПМР чужой территорией. Оставшийся дефицит бюджета Россия закрывает прямыми денежными вливаниями. И плюс, РФ строит в ПМР школы, больницы.

Нынешний президент Приднестровья Красносельский в 2012-2015 годах был руководителем службы безопасности «Шерифа»

Нынешний президент Приднестровья Красносельский в 2012-2015 годах был руководителем службы безопасности «Шерифа»

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

Как пообещал мне в интервью Игорь Додон, Приднестровье вернется в состав Молдовы через 3-4 года. Реально же, вопрос со статусом Приднестровья в обозримом будущем при отсутствии геополитически катаклизмов не изменится. Стоимость процесса воссоединения оценивается до $50 млрд – у Молдовы этих денег и близко нет. На референдуме 2006 года приднестровцы проголосовали за присоединение к России. Даже при согласии последней, проект нереален: нет общей границы.

НЕЛИКВИДНЫЙ ОСКОЛОК

От Кишинева на север ведет отличная трасса. По словам моего водителя, построена всего лет 5 назад. Из билбордов со звездно-полосатыми символами следует, что дорога безвозмездно построена на американские деньги по программе Millenium. Проект реализован иностранными компаниями – местным деньги не доверили, дабы не разворовали. Благодаря трассе ожил бизнес в соседних районах. На иностранные гранты строятся промышленные холодильники для хранения овощей-фруктов. Евросоюз и США дают деньги на реформы, строительства инфраструктуры, развитие бизнеса, образование.

Из Приднестровья бежит молодежь, но переселяются пенсионеры из Молдовы - комунальные платежи заметно ниже

Из Приднестровья бежит молодежь, но переселяются пенсионеры из Молдовы - комунальные платежи заметно ниже

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

Россия прямой помощи не оказывает. А её дружба проявляется в разрешении, а обиды - в запрещении продавать на своём рынке сельхозпродукцию. «У нас каждая бабушка знает, что такое программа Евросоюза SARD по развитию сельского хозяйства. А РФ не сделала ничего, чтоб нас, я имею ввиду Молдову в целом, приблизить, сделать более лояльными. Гагаузия, понятно, в дружбе с Россией. Но и это не вечно», - рассказывает мне зам. башкана Гагаузии Вадим Чебан.

Но главное в отношениях России и Молдавии отнюдь не торговля вином с яблоками. На кукурузном поле человек в рукавицах закидывает последние початки в запряженную телегу. «Всё, сезон закончился – теперь меня ждёт автосервис в Краснодарском крае», - говорит он и тянет вперед лошадь. Средняя з/п в Молдове меньше $300. Из, примерно, 3 млн граждан, на заработках за границей около 800 тыс. человек. Половина работает в России. Вторая по популярности страна – Израиль, третья – Италия. Объяснение простое: в России и Израиле можно говорить по-русски, а итальянский язык весьма близок молдавскому. Гастарбайтеры переводят в Молдову около $2 млрд ежегодно – это основной источник денег в стране, в десять раз превышающий всю иностранную помощь вместе взятую.

Европа даёт Молдове гранты на развитие сельского хозяйства

Европа даёт Молдове гранты на развитие сельского хозяйства

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

ВООБРАЖАЕМЫЙ ФРОНТ

«Мы здесь живем в точке пересечения геополитических интересов, на линии фронта между Россией и США», - это мантрой в Молдове себя тешит каждый таксист. На этом воображаемом фронте половина граждан за Россию, половина за Европу. Реально же Молдавия мало интересует великие державы. По мнению Виктора Чобану их вялые реакции связаны лишь с театральной постановкой молдавских политиков. Причем, главный зритель тут США. «”Прозападное” крыло пытается ещё раз втюхать вашингтонскому обкому осетрину второй свежести – спасение Молдовы от русских танков, а “пророссийское” своей активностью ему в этом подыгрывает, мол, смотрите, какие мы будем страшные, если придём к власти, - объясняет Виктор Чобану. – Эта игра устраивает всех молдавских политиков – на ней они и зарабатывают. Одни распиливают западные деньги, другие составляют списки компаний-экспортеров в Россию – с них и кормятся». Непризнанное Приднестровье с российской военной базой тоже весьма удачно встроено в эту всех устраивающую постановку. «Вступление Молдовы в Евросоюз – пустой треп, - замечает Чобану. – Средний ВВП на душу населения в Европе – $32 тыс., в Молдове – $1,9 тыс. При такой разнице вступление невозможно. И догнать мы их не сможем, даже если будем расти на 10% в год». Присоединение к Таможенному союзу, в случае прихода к власти социалистов, тоже расплывчато – какое там единое таможенное пространство, когда между Молдовой и Россией лежит Украина.

Американцы свою помощь разворовать не дали - дороги строили сами

Американцы свою помощь разворовать не дали - дороги строили сами

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

На мой взгляд, раздел мировоззрений внутри Молдовы проходит не между “румынами” и “русскими”, а поколениями. За Россию или Запад ратуют люди старше 40 лет, они руководствуются чем-то, вынесенным из своего пионерского детства в ныне рухнувшей империи. И голосуют на выборах они не «за», а всегда «против»: надоели коммунисты – выбрали демократов, обманули ожидания демократы – выбрали президента социалиста. Политики этого поколения никак не договорившись о национальной идее, общем пути, просто приторговывают осколком империи.

Представительство ООН в Кишиневе охраняет мальчик-карабинер, 18-летний призывник. По-русски говорит сносно. Узнав, что я из Москвы, полюбопытствовал: «Люди говорят, у вас на Красной площади вроде бы лежат трупы Ленина и Сталина». Сначала я опешил, а потом вспомнил: ушла эпоха. Молодежь другая: в школах учится на румынском языке, изучает иную историю. А, главное, совершенно непредвзято сравнивает возможности, предлагаемые лично им на Западе и Востоке.

ПЕРСОНА НОН-ГРАТА?

При вылете из Кишинева пограничник в окошечке пробил меня по какой-то базе и, попросив подождать, куда-то ушёл с моим паспортом. «Если через час не проявлюсь, вызывай российского консула», - позвонил я коллеге. Было воскресенье, и я явственно представил, как будет чертыхаться оторванный от семьи или рыбалки дипломат. Ко мне снова пришёл офицер СИБ, в этот раз другой. Пригласил в дежурку, где минут двадцать расспрашивал о моих писательских достижениях, знакомых в Кишинёве, впечатлениях от Молдовы в целом, и винных подвалах в частности. Поинтересовался, как я съездил в Приднестровье. Потом отдал мне паспорт и пригласил приезжать снова. Казалось бы, всё позади – я встал в очередь к рамке перед зоной вылета.

Средний ВВП в Евросюзе в 20 раз выше, чем в Молдове

Средний ВВП в Евросюзе в 20 раз выше, чем в Молдове

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- Пожалуйста, дайте ваш паспорт, - раздвигая толпу с баулами, ко мне снова пробрался тот самый офицер, - вам, кажется, забыли поставить штампик о выезде.

- Спасибо, я проверил – штампик на месте

- Ммм… Там вопросы к вашему багажу. Вы что-то запрещенное везете?

Мы снова вернулись к дежурке. Офицер с моим паспортом ушёл.

- Держи консула на низком старте, - снова позвонил я коллеге, - как бы мне чего в чемодан не подбросили.

Через несколько минут вернулся офицер с моим чемоданом:

- Рентген показал, что у вас там что-то странное.

- Не сомневаюсь, - ответил я и, расстегнув молнию, откинул верх.

Взору офицера предстали два веника, лично связанных писателем-деревенщиком Придорожным и батарея коньячных бутылок.

- Закройте…, - едва выдохнул офицер

На полноценный досмотр это не походило: если б что-то реально искали, вызвали б понятых, снимали на камеру. Явно, просто повод продолжить общение.

- А ведь вы нас обманули, - заявил сотрудник спецслужбы, - вы тут занимались журналистской деятельностью. Зачем скрыли, что журналист?

- Ну, это вам кажется, что я журналист. На самом деле я – “завтрак журналиста”. Того, кто мой текст потом кромсать будет.

Офицер недоуменно поморщился.

- С кем вы встречались в Тирасполе?

Скрывать дальше смысла не было.

- С президентом непризнанной ПМР Вадимом Красносельским. А еще я здесь в Кишиневе встречался с президентом вашей страны Додоном. С вашим главным, Плахотнюком познакомиться не удалось, но взял интервью у человека из его команды - вице-премьера Калмык. А еще с унионистом Павличенко. Ну, как, похож я с таким политическим спектром на пропагандиста?

Офицер молча отдал мне паспорт...

(Интервью с президентом Молдовы Додоном и главой Приднестровья Красносельским читайте в понедельник)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Гастарбайтеры присылают из России в Молдову почти миллиард долларов в год

О том, почему Молдова предпочла России Евросоюз, спецкорру «Комсомольской правды» Алексею Боярскому рассказал вице-премьер правительства, министр экономики Республики Молдова Октавиан Калмык

- В 2014 году Молдова подписала торговое соглашение с Евросоюзом. Что изменилось за три года?

- Доля торговых отношений с Россией до 2014 года была 35%, а сейчас - 12%. Это самый низкий уровень за всю историю. С 2014 года идет переориентация экспортных потоков с рынков СНГ на рынок ЕС: доля экспорта в страны ЕС была 45-48%, а с прошлого года уже 65%. Уменьшение потоков в РФ за счет эмбарго, таможенных пошлин, которые применяют к нашим товарам. Вторая проблема – списки компаний, которые имеют право поставлять плодоовощную и алкогольную продукцию на российский рынок. Нам непонятно по каким критериям идет выбор (Россией – КП) этих компаний. В списках основная часть не производители, а посредники. Мы считаем, что основной критерий – политический. Часть этих компаний из Приднестровья, Гагаузии. Есть компании с многолетней историей, как, например, производители алкоголя, хорошо известные и в СНГ, и в Европе, свободно экспортирующие в ЕС, но не имеющие право экспортировать в Таможенный союз, потому, что есть какие-то списки. Это никто не может объяснить.

Главное национальное блюдо мамалыга делают из кукурузы

Главное национальное блюдо мамалыга делают из кукурузы

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- Получается, торговля идёт, но просто через посредников из списков?

- Есть и такой феномен, но он не касается вина – алкоголь посредники без лицензии экспортировать не могут. Другой феномен: экспорт алкогольной продукции наливом в Белоруссию. А там делают купажирование или бутилирование: в продажу в страны ТС идёт как белорусское вино.

- А какие вина Молдовы сегодня официально поставляются в Россию?

- Официально мы вино в Россию, фактически, не экспортируем. Разве что небольшие партии. В ценовом выражении 15% нашего алкоголя уходит в Белоруссию. Но основные поставки бутилированного вина идут в ЕС – около 40%. Ежегодно на 40-60% растет экспорт алкоголя в Китай.

- На Севере Молдовы фермеры утверждают, что яблоки поставляют только в Россию.

- Яблоки в нашем экспорте меньше 1%. Треть экспорта - легкая промышленность, 28% - переработка автопрома, 25% - сельское хозяйство, включая алкоголь. Яблоки – единственный продукт, сохранивший основную долю экспорта в РФ.

- За газ вы платите России без скидок?

- Цена такая же, как для стран ЕС, без скидок.

- Получается, от России вы уже не зависите.

- Когда заканчивается аграрный сезон, наши граждане выезжают на заработки. Переводы от гастарбайтеров только через финансовые учреждения - около $1,8 млрд в год. Половина этих денег приходит из РФ. От 300 до 450 тыс. наших граждан находятся в России.

- Вы постепенно открываете свой рынок для товаров из ЕС. Не боитесь, что ваших производителей съедят?

- Доля импорта из ЕС до подписания торгового соглашения была 49%, в этом году 48% - рисков нет. Засилье импорта из ЕС в магазинах - иллюзия. Риски, скорее, со стороны Украины – после падения гривны оттуда хлынул поток дешевых товаров.

- Если будет достигнута договоренность о присоединении Приднестровья, Молдова в состоянии его оплатить?

- Одна – нет. Экономически мы эту реинтеграцию не осилим. По некоторым расчетам, она обойдется до $50 млрд.

- Вы смотрите на две сложившиеся системы рядом с вами на Западе и Востоке. И выбираете...

- Более эффективную. Модель с Востока не подходит для Молдовы исходя из нашей структуры экономики. И мы выбрали европейскую модель.

- И это явилось причиной разлома отношений с Россией?

- Ну, я бы не сказал. Там совокупность проблем. Смотрите, у нас 40-45%, а раньше было еще больше, русскоязычных. За 25 лет не было ни одной серьезной программы России по поддержке этих людей. В экономическом, социальном, гуманитарном, культурном плане. В любом плане. Наоборот, этим людям продают природный газ по рыночным ценам. А Румыния, Евросоюз вложили сотни миллионов долларов в подобные программы. При этом, не делая разницы для Приднестровья или Гагаузии.

- Вы хотите сказать, что пока Россия занималась своими проблемами…

- …Кто-то эту нишу занял.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Не винная Молдавия: как республика превратилась в мафиозное государство

Мафия и олигархи, цыгане и старообрядцы, «русские» и «румыны». Как живут Молдова и непризнанное Приднестровье, выяснил наш корреспондент Алексей Боярский, не без труда проникший в Молдавию. А заодно взял интервью у двух президентов...

Писатель за коньяком

Мой запрос об интервью с нынешним теневым хозяином Молдовы Владимиром Плахотнюком, переданный по неофициальным каналам, услышали. И визит в страну в некотором роде был согласован. Однако организовавшие контакт молдавские коллеги настоятельно рекомендовали при въезде скрыть, что я журналист. «Наверху не против твоего визита, но у нас такой бардак: какой-нибудь вахтер на границе проявит бдительность, и вынесут, как Асламову (месяц назад нашего спецкора Дарью Асламову грубо не пустили в Молдавию. - Ред.). Разберутся, когда уже успеют депортировать». Поэтому в аэропорту Кишинева на вопрос пограничницы о цели поездки я ответил: «Туризм». Назвал отель, где забронировал номер. На этом ей бы поставить штампик в паспорт и вызвать следующего. Так происходило во всех странах, где я бывал, от Турции до Аргентины (подробности).

Не винная Молдавия: зачем молдаванину румынский паспорт. Часть 2

ГРАЖДАНЕ В КАВЫЧКАХ

В Кишиневе обедаю с местными коллегами. За столом гагауз, молдаванин, болгарин, украинец, русский. Для полного комплекта не хватает только цыгана.

Они не договаривались: такой слоёный пирог типичен для Молдовы. «Молдаван» более 75%. Почему в кавычках? Да потому, что споры считаться молдаванами или румынами, называть свой язык молдавским или румынским, не утихают последние 27 лет. Противоречие даже на уровне двух основополагающих документов: в Декларации независимости государственным языком значится румынский, а в Конституции – молдавский. С 1918 по 1940 годы большая часть территории нынешней Молдавии входила в состав Румынии. И сегодня здесь бок о бок живут те, кто «пережил румынскую оккупацию», и те, кто «пережил советскую оккупацию». Родители председателя Национально-либеральной партии Виталии Павличенко относятся ко вторым. И сама она борется за объединение «двух румынских государств». (подробности)