Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Общество14 декабря 2017 3:30

Чолпон Султанбекова: Уходящий год для Кыргызстана был сложным, но плодотворным. Мы - на правильном пути!

Вице-премьер-министр рассказала в эксклюзивном интервью «Комсомолке» о социальной политике государства - куда будем двигаться, и какие проблемы решать
До Нового года Чолпон Султанбекова встретится с представителями неправительственных организаций, занимающимися проблемами пожилых людей, чтобы обсудить, как государство и его партнеры могут помочь старшему поколению. Новый закон, который изменит подход к оказанию социальных услуг, будет принят уже в 2018 году.

До Нового года Чолпон Султанбекова встретится с представителями неправительственных организаций, занимающимися проблемами пожилых людей, чтобы обсудить, как государство и его партнеры могут помочь старшему поколению. Новый закон, который изменит подход к оказанию социальных услуг, будет принят уже в 2018 году.

Фото: gov.kg

ДЕТИ В ПРИОРИТЕТЕ

В преддверии новогодних праздников время особенно ценно - дел очень много. Год близится к завершению: нужно постараться успеть то, что уже было начато, очертить круг новых задач. Чолпон Аалыевна только вернулась из кратковременного отпуска и сразу погрузилась в плотный рабочий график: совещания в первой половине дня, командировка - во второй.

- Работы - непочатый край, - признается она.

С вопроса о политической карьере и деятельности в составе правительства мы и начали наш разговор.

- Чолпон Аалыевна, депутатство было первой главой в вашей политической карьере. После вы возглавляли парламентский комитет, были правой рукой руководителя фракции «Республика» и вице-спикером Жогорку Кенеша. Как чувствуете себя на посту вице-премьер-министра? Удается эффективно использовать новые возможности и механизмы в своей работе?

- Парламент - очень хорошая школа. Я была в пятом и шестом созывах Жогорку Кенеша, заведовала социальным сектором, занимала должность вице-спикера - все это мне, человеку, который пришел в политику из бизнеса, дало многое. Конечно, законотворческая деятельность в корне отличается от исполнительной. Если там ты пишешь законы, и результаты работы можно увидеть сразу, то здесь - занимаешься их реализаций. Это сложно выполнимая задача, требующая времени и отдачи.

Реализовала ли я все задуманное? Все и сразу не получается ни у кого. Но на новом посту я поставила перед собой четкие приоритеты. В первую очередь, это дети. Меня волновало, почему они оказываются в домах-интернатах, почему их так много - никому ненужных и брошенных? При Советском Союзе в такие учреждения отправляли ребятишек, оставшихся без родителей. В Кыргызстане сейчас только 6% детского населения - круглые сироты, а в детдома попадают и те, у кого есть мамы, папы, дедушки и бабушки. Поэтому первостепенная задача - вернуть ребенка в семью.

Второй приоритетный для меня вопрос - тяжелое положение этнических кыргызов, живущих на Памире. Каждый год к ним снаряжали экспедиции, отправляли гуманитарную помощь, а главные проблемы оставались нерешенными. У них нет доступа ни к образованию, ни к здравоохранению, ни к благам цивилизации, которыми мы с вами пользуемся. И это в XXI веке! Как следствие, резко вырос уровень смертности в общине - если в 2008 году насчитывалось 5 тыс. памирских кыргызов, то сегодня осталось всего около 2 тыс. Нам потребовалось более полугода, чтобы оформить им паспорта и перевезти первую группу из Афганистана в Нарынскую область. Но это наш народ, и его нужно спасать от вымирания.

- Возвращаясь к вопросу о детях. Вы критиковали слабую работу местных властей в области защиты семей и детей. Отмечали, что на социальную сферу из бюджета направляется до 50% средств, а результатов нет. В чем причина?

- Неприемлемо, получая такой большой бюджет, не справляться с проблемами в социальном блоке. А происходит это из-за того, что между министерствами и органами местного самоуправления нет взаимодействия. Власти на местах должны полностью владеть ситуацией, создавать все условия для населения. Кому, как не акиму, знать, сколько в его районе проживает сирот, людей с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров, и кто нуждается в помощи в первую очередь. Почему проблема одного района должна решаться на уровне правительства? Зачем нам тогда главы айыл окмоту? Они должны не политикой заниматься, а решать социальные вопросы!

С другой стороны, сидя в министерском кресле, нельзя знать, что творится в каждой семье, у кого какие проблемы. И я всегда повторяю руководителям министерств: «Не бойтесь делегировать полномочия местному самоуправлению». Мы должны усилить власть на местах и требовать выполнения поставленных задач.

- Что конкретно делает государство для того, чтобы возвращать детей в семьи? И как сегодня обстоит дело с усыновлением?

- По распоряжению премьер-министра создана межведомственная комиссия для проведения оптимизации детских интернатных учреждений и оказания социальных услуг в каждом регионе в зависимости от потребностей. До Нового года уже представим результаты работы специалистов на площадке координационного совета. Кстати, также готовится постановление правительства о выплате социальных пособий родителям, ухаживающим за особенными детьми, - за свой труд они будут получать деньги.

Что касается вопроса усыновления, с реализацией программы «Таза коом», в рамках которой планируется разработка единого портала, многие вопросы будут сняты. Мы автоматизируем эту процедуру для кыргызстанцев и полностью исключим человеческий фактор. По моим сведениям, сегодня «цена вопроса» достигает 5 тыс. долларов. Таких препон на пути к усыновлению быть не должно.

Вскоре после переезда одна из памирских кыргызок родила ребенка. Родители назвали сына Алмазбеком - в честь экс-президента. Чолпон Султанбекова навестила счастливую семью.

Вскоре после переезда одна из памирских кыргызок родила ребенка. Родители назвали сына Алмазбеком - в честь экс-президента. Чолпон Султанбекова навестила счастливую семью.

Фото: Роман Гайнанов

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИНВЕСТОР!

- Какие положительные изменения в социальном секторе произошли в 2017 году, чем можно похвастаться?

- О конкретных результатах пока говорить сложно, требуется время, чтобы увидеть их и оценить. Очень многое еще в процессе работы, думаю, уже в 2018 году мы почувствуем изменения. Самое главное - получен большой опыт. Теперь я знаю, в каком направлении идти. Одна из задач - аккумулировать все силы, посадить за стол переговоров международных доноров, представителей НПО, специалистов в сферах здравоохранения, образования, представителей Минсоцразвития и четко проговорить, что нужно делать. Должно появиться единое национальное видение того, куда нам всем вместе двигаться, не отступая при этом от стратегии устойчивого развития страны до 2040 года. А потом есть правительственная программа «Жаны доорго - кырк кадам» («40 шагов к новой эпохе»), которую мы будем реализовывать. Кыргызстан уже встал на правильный путь - уходящий год был для нас сложным, но очень плодотворным. Мы смогли провести честные прозрачные выборы, итоги которых признали независимые международные наблюдатели, осуществили мирную передачу власти. И сходить с этого пути нам нельзя.

- Здравоохранение и образование - какие первоочередные вопросы нужно решать там?

- В сфере здравоохранения непочатый край проблем, но самая большая - это потеря первичной помощи. В регионах население не может получить медицинские услуги, человеку приходится ехать в городские или областные больницы. Сегодня нужно восстанавливать и усиливать «первичку», проводить профилактическую работу среди населения по предупреждению заболеваний.

В системе образования необходимо обратить внимание на то, по каким учебникам учатся наши дети. Это книги еще советского образца, а мир между тем развивается, не стоит на месте. Сегодня перед нами совсем другие требования и вызовы, и к ним нужно быть готовым. Необходимо пересмотреть и программу обучения. Болонская система не дала того эффекта, которого от нее ожидали. Да, там есть хорошие механизмы, но они не адаптированы к нашим реалиям.

- Участие в решении социальных проблем крупных инвесторов по примеру золотодобывающей компании «Центерра», которая выделила онкоцентру 10 млн долларов на покупку современного оборудования, могло бы быть хорошим подспорьем для государства. Вы готовы сегодня целенаправленно работать по привлечению инвестиций в социальную сферу, чтобы завтра таких примеров стало больше?

- Очень хорошо, что работу с инвесторами проводит правительство. Это был один из самых важных шагов, который Сапар Джумакадырович должен был сделать. Когда такие вопросы решаются на уровне министерства, результат получается совсем другим, и на практике это не работает. А между тем инвестор для нашего государства в приоритете. Как говорил Алмазбек Атамбаев, Кыргызстан должен стать раем для бизнеса. И мы четко понимаем, что без инвестиционных вливаний реализовать масштабные социальные проекты невозможно. Сегодня у нас есть хороший пример успешных переговоров с «Центеррой», по итогам которых компания выделила деньги на покупку современного оборудования для Национального онкологического центра. И число таких частных инициатив можно увеличить. Министерство экономики по распоряжению главы правительства уже прорабатывает новый закон, после принятия которого мы сможем привлечь еще больше инвестиций. Причем, не только из-за рубежа. Для наших местных инвесторов тоже нужно создавать условия. Это будет способствовать укреплению государства в целом. Компания, которая вкладывает свои деньги, тоже заинтересована в том, чтобы в стране всегда были стабильность и порядок.

О МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПАХ И ЦЕННОСТЯХ

- Вы начинали трудовую деятельность с ведущего специалиста загса в Джалал-Абаде. Есть мнение, что институт брака переживает кризис - в Кыргызстане стали чаще разводиться и реже жениться. Почему, на ваш взгляд, распадаются современные браки?

- После развала Советского Союза в погоне за материальными ценностями мы утратили духовные. Все озаботились тем, как прокормить себя, свою семью. Идеология была потеряна. Если раньше говорили, что брак - это что-то святое, а подать на развод считалось постыдным делом, то сегодня как женщины, так и мужчины ко многим вопросам относятся легко и безответственно. Исчезли важные моральные принципы, и сегодня мы даже не знаем, как восполнить этот пробел. Пока взрослые решают свои личные проблемы, страдают дети. Мамы и папы перекладывают свою ответственность на государство, а оно не может компенсировать родительскую любовь и ласку. Государство может дать доступ к образованию, медицинским услугам, но не заменит семью. И если сегодня мы вырастим поколение детей, не имеющих никакого представления о семейных ценностях, то как завтра требовать от них уважать старших и любить Родину?

- В Кыргызстане после публичного признания экс-муфтия Чубака Жалилова, который заявил, что у него две жены, вопрос многоженства опять стал предметом горячих споров. Что вы думаете об этом?

- Когда обсуждается закон о двоеженстве, больше всего этому противится женская половина. Говорят, если законодательно разрешить полигамию, мужчины начнут брать себе вторых жен. А если посмотреть на это с другого ракурса? Дэ-юре двоеженство в Кыргызстане запрещено. Дэ-факто многие мужчины создают две семьи и при этом толком не несут ответственности ни перед одной из жен. К тому же если во второй семье родится ребенок, он даже не получит права носить фамилию отца. Он вообще ничего не получит.

- Мужская полигамия - не единственная проблема для современной женщины. Кыргызстанки становятся жертвами семейного насилия. Девушек похищают. Как с этим бороться?

- Похищение невест - это отголоски традиции кыргызского народа. Но кроме этого здесь очень много и других составляющих: мужчины, на мой взгляд, стали неуверенными в себе, испытывают страх перед живым общением с девушкой. Кто-то таким образом пытается сэкономить на свадьбе. Но как бы там ни было, у нас существуют законы. Кража человека - это уголовно наказуемое деяние, и последнее слово должно быть за правосудием. А когда судебная система несовершенна, наказания удается избежать. Значит, нужно ужесточить закон, чтобы каждый понимал, что за противоправный поступок он будет привлечен к ответственности, и обратного хода делу не дадут.

В апреле этого года Чолпон Аалыевна приняла участие в мероприятии, посвященном Международному и Национальному дню интеллектуальной собственности. Отличившимся авторам вице-премьер вручила награды.

В апреле этого года Чолпон Аалыевна приняла участие в мероприятии, посвященном Международному и Национальному дню интеллектуальной собственности. Отличившимся авторам вице-премьер вручила награды.

Фото: gov.kg

ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

- Ваша работа предполагает встречи с простыми людьми со сложными судьбами. Эмоционально бывает тяжело? Были истории, которые вызывали желание лично вмешаться и повлиять на судьбу человека?

- Помимо основной своей деятельности, я многие годы занимаюсь благотворительностью, и еще будучи депутатом повидала много разных судеб. Не хочу вдаваться в детали, потому что считаю, благотворительность любит тишину, и добрые дела должны совершаться конфиденциально. Просто надеюсь, что это зачтется на том свете, и вернется бумерангом добра к моим детям. Вне зависимости от социального положения и занимаемого поста человек всегда должен оставаться человеком, помогать окружающим и получать от этого моральное удовлетворение. Это кредо моей жизни. Если есть возможность помочь, особенно когда в поддержке нуждаются дети, я никогда в этом не откажу.

- Вы как-то признавались, что одна из ваших любимых книг «Анна Каренина». И мы все помним хрестоматийную фразу, с которой она начинается: «Все счастливые семьи похожи друг на друга...». Откройте свой рецепт «универсального» женского счастья.

- У каждого человека - своя схема любви. Одни испытывают счастье, купив себе дорогую вещь. Другие счастливы, потому что у них есть семья и дети. Я, возможно, мыслю нестандартно, но материальное для меня большого значения не имеет. Гораздо ценнее то, какие поступки совершаю, какой след оставлю после себя. Стараюсь быть верна дружбе, отношениям, и уже счастлива этой мыслью. Я реализовалась в жизни. Состоялась как женщина - у меня прекрасные дети и внуки, которым смогла привить высшие ценности (смеется: только об этом шепотом, чтобы не зазнавались).

Счастлива ли я сегодня? Да! И я безмерно благодарна кадамжайцам, моей преданной команде, дважды поддержавшим меня на парламентских выборах. Я очень боюсь подвести людей, которые в меня поверили, хотя и даю только те обещания, которые могу выполнить. Поэтому все, что сегодня делаю, я делаю ради и на благо народа.