Премия Рунета-2020
Крым
+17°
Boom metrics
Политика12 декабря 2017 11:47

Крымский рыбокомбинат будет судиться с властями Украины из-за водной блокады

«Комсомолка» заглянула на предприятие, которое первым решилось предъявить иск к правительству незалежной [фото]
Северо-Крымский канал. Фото: архив "КП"

Северо-Крымский канал. Фото: архив "КП"

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

Год, когда Крым воссоединился с Россией, был годом больших и резких перемен. С одной стороны, патриотический дух был поднят, с другой - жителям полуострова нужно было привыкать к новой жизни. Ведь поменялся не только флаг, поменялись деньги и банковские карты, телефонные номера и многое другое. Что-то заменить было довольно просто - переставил симку в мобильнике и готово. А вот с бизнесом так просто не бывает.

Весной 2014-го Украина перекрыла Северо-Крымский канал, оставив весь полуостров без важнейшего ресурса - воды. Многие фермеры сразу схватились за голову - огромные поля и сады нельзя было оставить без влаги. Многие предприятия загнулись, иные выживали как могли.

Так сейчас выглядит Северо-Крымский канал в Красноперекопске. Воды давно нет.

Так сейчас выглядит Северо-Крымский канал в Красноперекопске. Воды давно нет.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

«Ущерб - 53 миллиона рублей»

В Красноперекопске на «СП «Крымрыбокомбинат» (ранее ЧАО «СП «Крымский производственный рыбокомбинат»), некогда успешном предприятии, до сих пор вспоминают тот момент, когда вся рыба всплыла брюхом вверх.

Так сложилось, что искусственные водоемы, где со времен Советского Союза выращивали карпов, толстолобиков, белых амуров и карасей, полностью зависели от подачи воды по Северо-Крымскому каналу.

- Мощность предприятия была рассчитана на шесть тысяч тонн рыбы. В среднем выращивали три тысячи тонн. Причем ценнейших пресных пород! В Союзе наш рыбокомбинат входил в пятерку мощнейших производств, - проводит экскурсию по комбинату один из сотрудников.

Здесь до сих пор сохранилось два железнодорожных вагона. Представьте себе, рыба отсюда отправлялась составами. Сам Леонид Брежнев примерно дважды в год заказывал отсюда к своему столу карасей. Не много - килограмм 5-7, чтоб ему и гостям хватило на ужин. И вся рыба должна была быть одного размера. Вымеряли под линейку - 15 сантиметров (ни больше ни меньше!).

В украинские годы приезжала и София Ротару - отдохнуть, порыбачить да уху поесть.

Сложно представить, но Николай Размыслов показывает на водоемы. Здесь когда-то плавала рыба.

Сложно представить, но Николай Размыслов показывает на водоемы. Здесь когда-то плавала рыба.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

- Первый наш пруд - 510 гектаров, за ним идет еще один, на 510, а третий - 107 гектаров, - показывает замдиректора Николай Размыслов.

В одном таком пруду - на 510 гектаров - в советские годы выращивалось до одной тысячи тонн рыбы.

- В 2014 году мы 1,5-2 тысячи тонн малька зарыбили в наших прудах, - уточняет замдиректора. - То есть должны были выловить две тысячи тонн рыбы, но канал перекрыли, а поскольку во второй половине июля всегда жара, то вода начала испаряться и рыба задохнулась из-за недостатка кислорода, она просто сварилась. Было по пояс белой воды, муляка…

Воды в прудах не осталось.

Воды в прудах не осталось.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

- Слезы на глаза наворачивались, когда мы приехали на пруд и увидели, как вся рыба всплыла брюхом вверх, - поддерживает коллегу главный акционер Алексей Чередников. - По самым скромным подсчетам наш ущерб составил 53 миллиона рублей. Это прямые убытки, которые мы понесли из-за погибшей рыбы. Хотя мы могли получить гораздо большие деньги. А в итоге мы остались без средств существования.

Домик рыбака поход теперь больше на заброшенное здание. А раньше здесь варили уху.

Домик рыбака поход теперь больше на заброшенное здание. А раньше здесь варили уху.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

«Дойдем до Страсбурга»

Красноперекопский рыбокомбинат стал первым предприятием Крыма, который решился судиться с властями Украины. Руководители подали в Хозяйственный суд Киева. Иск предъявлен к управлению Северо-Крымского канала и профильному ведомству - государственному агентству по водным ресурсам Украины, которое принимало решение о перекрытии воды в 2014 году.

Компания желает возместить ущерб в 53,1 миллиона рублей.

- Конечно, мы надеемся победить в суде. Хотим, чтобы нам выплатили хоть какой-то процент ущерба, - говорит директор Наталья Никонова. - Хотя понимаем сегодняшние реалии.

По мнению адвоката фермеров, руководителя экспертного совета по международно-правовым вопросам при правительстве РК Александра Молохова, с юридической точки зрения иск абсолютно адекватен. Если в судебный процесс не вмешается политика, то у рыбокомбината есть все шансы на победу в суде.

- Украинские суды, вполне вероятно, будут игнорировать наши иски, - предполагает Молохов. - Я не исключаю, что они будут использовать тактику проволочек. Мы понимаем это, поэтому у нас нет иллюзий по поводу исхода процесса на Украине, мы рассчитываем на европейские инстанции, дойдем и до Страсбурга.

На рыбокомбинате подготовили иски как от российского предприятия, так и от украинского (на случай, если не признают Крым российской территорией). А поскольку судиться придется в рамках украинского законодательства, то и местными юристами обзавелись, чтобы иметь больше шансов.

Дно водоемов потрескалось. Это видно даже под лужами после дождя.

Дно водоемов потрескалось. Это видно даже под лужами после дождя.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Шансы есть»

- Как это воспринимать? Сегодня, к сожалению, цивилизованно такого рода вопросы ни Россия, ни Украина решить пока не могут, - высказывает мнение независимый юрист Жан Запрута. - Получается, что есть два аналогичных предприятия - с регистрацией на Украине и в российском Крыму. От крымского (российского) предприятия Хозяйственный суд Киева иск не примет, так как это предприятие не зарегистрировано в украинском реестре, а вот от украинского - вполне. Они и подают поэтому в суд Киева как украинское предприятие, так как это возможность заработать деньги (восполнить убытки). И тогда у рыбокомбината появляются хоть какие-то шансы выиграть суд.

Юрист отмечает, что, когда у многих крымских предприятий деньги остались в украинских банках (на материковой Украине), представителям этих фирм пришлось переносить регистрацию на материк - на Украину. А сколько было предприятий с регистрацией не в Крыму, у которых здесь остается собственность?.. Вот и выживают как могут.

Из 200 человек осталось 15

А пока предприятие в упадке. Из огромного коллектива - около 200 человек - осталось порядка 15. Понятно, что водоемы давно заросли камышом, а дно все пошло крупными трещинами. Теперь здесь нет рыбы, но есть… Ячмень и пшеница!

- Самое страшное потерять не рыбу или деньги, а кадровый состав. Те рыбоводы, которые здесь работали долгие годы, - профессионалы, - с грустью говорит Наталья Никонова. - А теперь мы пытаемся здесь сеять ячмень и пшеницу, прямо в водоемах, прямо в камышах. Это, конечно, нонсенс. Это же не земли сельхозназначения. Соответственно, риски большие, а будет ли урожай - мы не знаем. Но все равно купили два трактора, еще частично технику берем в аренду. Почвы здесь очень маленький слой. площадей сотни гектаров, а засеять можно только узкую полоску по краю. Посередине нет земли. Нет совсем!

За 4 года на предприятии многое поменялось. Теперь здесь выращивают пшеницу и ячмень.

За 4 года на предприятии многое поменялось. Теперь здесь выращивают пшеницу и ячмень.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

Комментарий властей

Владимир Анюхин, советник министра сельского хозяйства РК:

- Министерство сельского хозяйства с 2014 года держит ситуацию на контроле. Безусловно, мы помогали и дальше будем помогать крымским предприятиям в защите своих экономических интересов. Конечно, все предприятия сейчас в непростых условиях. Некоторые пытаются перепрофилироваться, разрабатывают новые программы, связанные с использованием тех или иных сельскохозяйственных земель для дальнейшего использования их в другой деятельности: выращивание зерна, кормовых культур, а также овощных культур.

А КАК ДРУГИЕ

«Не хочу биться за то, что уже умерло»

Неподалеку от рыбокомбината есть еще одно небольшое предприятие – ООО «Днепровский». Здесь когда-то были рисовые чеки. Они полностью стояли в воде, пока она была… В 2014 году у работников тоже был шок - чем поливать культуры?

- Рис - высокая культура. Не получится так: разбросал как попало зерно, пошел дождь и оно взошло, - говорит Сергей Романченко, директор «Днепровского». - Нужны технологии, надо сохранить влагу. А у нас более четырех тысячи гектаров.

Фермеры обратились в местный сельхозуниверситет. Там посоветовали перейти на пшеницу, подсолнечник и рапс. Так и решили. А рисоводство как таковое умерло.

Здесь были рисовые чеки. Все буквально стояло в воде, теперь ее нет.

Здесь были рисовые чеки. Все буквально стояло в воде, теперь ее нет.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

- Украина нас научила тому, что надо рассчитывать только на себя, - объясняет директор. - 2014 год был для нас шоковым, мы утратили всю культуру. Но государство немного компенсировало нам убытки. В 2015-2016 годах мы перепрофилировались и держались, грех жаловаться. В 2017ом была засуха. Мы получили катастрофически низкий урожай. Результат был близок к нулю. Зато теперь мы всегда готовы к засухе.

- Даже если вода сегодня-завтра появится, то я уже не буду сеять много риса, - рассуждает Романченко. - Я понял, что это нерациональное использование водных ресурсов. Поэтому буду сеять совсем другие культуры - подсолнечник и рапс. И при этом получать в два раза больше денег.

Из-за перекрытия канала здешние фермеры понесли убытки, но подсчитывать их не стали. Мол, зачем оборачиваться в прошлое. По разнообразным программам за 4 года в России предприятие получило около 15 миллионов рублей. Кроме того, обновили машинно-тракторный комплекс примерно на 70 миллионов.

Машино-тракторный комплекс обновлен на 70 миллионов рублей.

Машино-тракторный комплекс обновлен на 70 миллионов рублей.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

- В суд подавать не будем, - махнул рукой на власти Украины директор предприятия. - Прошло, слава Богу, уже четыре года, и для нас это уже дела минувших дней. Не хочу биться за то, что давно умерло. Надо жить дальше!