Звезды

Андрей Звягинцев во Владимире: «Нелюбовь» - это фильм о разводе»

В киноклубе «Политехник» прошел показ нашумевшего фильма
Андрей Звягинцев

Андрей Звягинцев

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Автор картины "Нелюбовь", верного кандидата на очередную международную премию, вовсе не похож свои депрессивные фильмы. Изможденным гением авторского кино, как Тарковский, он не является. На вопросы публики, забившей зал на встрече с ним в рамках киноклуба "Политехник" (только телекамер там было пять) в ВлГУ он отвечал спокойно, серьезно, очень подробно.

Андрей Звягинцев считает, что тема его фильмов - человек в момент выбора. Этот выбор, который делается в тяжелых обстоятельствах, и раскрывает суть.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

На вопрос о необходимости героя в кино, в смысле - положительного примера, режиссер ответил не сразу. Сначала сказал, что это не его тема. Потом, ближе к концу разговора, что в "Нелюбви" положительными героями стали спасатели из "Лизы Аллерт", которые ищут пропавшего мальчика. Пусть их личности и не раскрыты подробно. Они и в жизни - подлинные герои.

Режиссер четко сформулировал, что не снимает кино на зарубежные гранты. Что реалист, который смотрит в будущее с пессимизмом. Что не снимает ни для конкурсов, ни для публики, а именно то, что хочет сказать сам.

Отвечая на запорос вполне искушенной публики киноклуба, Звягинцев рассказал, что создает фильм целиком за столом. Потом - съемки и монтаж строго по плану. Импровизации не предполагаются. Творческий процесс «по-звягинцевски» выглядит так: стремление снимать неизвестных актеров (это не получается, столько подходящих не найдешь), подбор музыки (берет готовую, в соотвествии с предполагаемой сценой), выбор оператора (одного пригласил, увидев его семейное видео с летнего отдыха).

Разумеется, зрителей интересовала и сама личность режиссера. Так что он ответил и на вопрос какие у него ботинки ("Тимбереленд", как у многих), почему так молодо выглядит ("...Гены, от мамы, наверное..."), какой самый счастливый момент в работе ("Когда сделана эталонная копия фильма, дальше начинается канитель...").

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Из авторских пояснений Звягинцева, фильм "Нелюбовь" - это, в первую очередь, фильм о разводе. Он кстати, очень хотел переснять по-своему Бергмана "Сцены из семейной жизни", но долго не удавалось получить разрешение от владельцев авторских прав, а сейчас уже непонятно, надо ли снова браться за семейную тему.

Звягинцев рассказал, что ему давно интересно, что "происходит с людьми, семьей, когда они дальше абсолютно не могут сосуществовать вместе..." И совершенно ясно, что трагическая история с мальчиком включена в сюжет, чтобы добавить драматизма, сделать его ярче, жестче, пронзительней. В фильме - даже в самом начале - немало грамотных ходов, рассчитанных как раз публику, хоть режиссер и говорит, что о ней не думает. Есть своеобразно понимающий православную веру начальник героя, который уволит его, если узнает, что тот разводится. Есть секс героя с беременной любовницей. И его жены - с богатым, озабоченным здоровым образом, жизни любовником. Все вполне остро, узнаваемо, актуально.

В чем проблема этой конкретной семьи? Как раз в тотальной нелюбви, что и вынесено в название фильма. В первую очередь, к себе.