Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика28 ноября 2017 20:48

Зачем Кудрин играет в поддавки с Собяниным

Наш колумнист делится своими впечатлениями от дискуссии на Общероссийском гражданском форуме
Алексей Кудрин со своим Центром стратегических разработок ответственен за разработку стратегии социально-экономического развития

Алексей Кудрин со своим Центром стратегических разработок ответственен за разработку стратегии социально-экономического развития

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Самый модный тренд последнего времени – рэп-батлы, похоже, захватив социальную сферу, зацепил и политическую. Взять хотя бы недавнюю попытку дебатов Алексея Кудрина с Сергеем Собяниным на Гражданском Форуме. Фигуры оппонентов не случайны: то одного, то другого периодически пророчат на пост премьера после президентских выборов. В красном углу ринга - реальное управление огромным городом, а в синем - теория комплексного развития государства.

Напомню, что Алексей Кудрин со своим Центром стратегических разработок ответственен за разработку стратегии социально-экономического развития. Да вот только она должна была быть готовой к маю этого года, но что-то не сложилось, и консультации всё ещё продолжаются. Видимо, полтора года недостаточно для того, чтобы разделы стратегии «высокой степени согласованности» стали в достаточной мере согласованы. Как бы то ни было, тезисы Кудрина определят будущий вектор развития страны. Других разработок у правительства попросту нет.

У Собянина же, в противовес – шкатулочка с выгодными, как это теперь принято говорить, практическими кейсами: город с 12-миллионным населением, который сам зарабатывает и не просит денег из общей казны. Москва - регион-донор, коих становится всё меньше. Согласно бюджету, на следующий год таких останется всего-то 12 штук из 85 возможных. Основной приток средств дают налоги от доходов физических лиц: они обеспечивают 36,5% доходов, налог на прибыль обеспечивает 34,7% доходов. Причём доля доходов на прибыль в структуре доходов уже стала больше, чем в докризисном 2013 году, а в абсолютном значении они сейчас показывают максимальное значение за последние пять лет (604,1 млрд рублей по состоянию на 1 ноября 2017 года). А раз бизнес стремится в Москву, значит, здесь созданы условия лучше, чем в других регионах.

Последние три года бюджет города исполняется с профицитом, а нынешний - так и вовсе стремится показать рекордные показатели. К ноябрю доходы превышают расходы уже на 290 млрд рублей. Ещё чуть-чуть, и этих денег хватит на финансирование реновации без ущерба для других бюджетных статей.

Вот и подошёл Собянин к дебатам с точки зрения хозяина, работающего ради развития города. Вот только внезапно баттла не вышло. Алексей Кудрин не во всём, но во многом с московским мэром соглашался. Так неужели будущая стратегия не прочь перенять московский опыт и переориентироваться на собянинские принципы управления бюджетом?

Если Собянин говорит о «лишних» 15 миллионах сельского населения, то Кудрин идет дальше: он предлагает передать городам больше полномочий. Такая излюбленная забава российских чиновников – хождение по граблям. Ломать и строить. Грешить и каяться… и так далее. Для столицы-то это хорошо, денег достаточно, да и Москва – это отдельный субъект РФ. Другие же города получают куда меньшее финансирование. Более 60% налоговых сборов уходит в федеральный бюджет, потом львиная часть средств оседает в бюджетах субъектов, муниципальные образования в итоге получают совсем крохи. Опыт спускания вниз полномочий уже был: регионы и муниципалитеты получили новые обязанности, но не получили финансирования. Это привело только к срыву программ соцобеспечения и увеличения задолженности регионов. Муниципалитеты накопили долгов уже 354 млрд рублей.

Будущее распределение доходов также настораживает. Кудрин предлагает уплату НДФЛ не по месту работы, а по месту жительства. Вот чем это грозит. Во-первых, такая мера снизит желание местных властей развивать у себя предпринимательство: всё равно деньги уйдут туда, где прописан человек. А во-вторых, как всё администрировать? Нагрузить налоговую, и заставить деньги гонять туда-сюда? Это дополнительные издержки, временные затраты и новое поле для совершения ошибок. Заставить людей самих учитывать доходы и платить налоги? Никто этого делать не будет. А если и возьмется, то стать самому себе бухгалтером и разобраться самим в этой системе не так-то просто при всем желании. В США, например, имеется целая армия консультантов, которые помогают разбираться с налогами. Нашим людям услуги подобных структур будут просто не по карману.

Зато, по мнению Кудрина, у нас сложился консенсус по перераспределению ресурсов между центром и регионами, который не нужно нарушать. Только вот регионы никак не могут выбраться из долговой ямы, не представляют, как им жить при возможном запрете на коммерческие кредиты, а число регионов-доноров постоянно сокращается. Сам же Кудрин отметил, что у нас есть регионы, чьи бюджеты наполняются от 50% до 80% за счёт различных субсидий и дотаций.

В общем, итог дебатов очевиден: техническое поражение Кудрина. Сдался без боя. Зачем? Есть, как минимум два варианта. Либо это действия смирившегося с превосходством оппонента человека, довольно скептически и апатично воспринимающего будущее своей страны, и, очевидно, расставшегося с надеждой как-то на него влиять, либо это - всего лишь тактический маневр, который позволит отвлечь внимание от амбиций Кудрина и даст фору для методичного отвоевания им новых территорий личного влияния.