Корреспондент "КП" на фоне арок Крымского моста.
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
Через месяц берега соединятся на века
Вся страна ждет, когда президент России Владимир Путин объявит о запуске Крымского моста. Внимание к проекту только растет, все крымчане смотрят в сторону моста с мыслью: «Ну, когда уже?».
- Мостостроители установили уже все опоры автодорожной части моста, - встретили нас на стройке. - Следующий этап - завершение сборки пролетов под автодорогу.
Корреспондент "КП" прогулялся по Крымскому мосту.
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
Осталось совсем чуть-чуть. То есть до Нового года единая нить металлоконструкций соединит все участки моста и можно будет пешком пройти от Керчи до Тамани все 19 километров.
- Правда, такая возможность предоставлена будет не всем желающим, а лишь строителям, - улыбнулись мужчины в касках, увидев мой задор.
Вверху - Крымский мост, внизу - технический мост.
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
Мы не стали дожидаться Нового года. Раз приехали, значит на старт… Попытка пройти от Крыма до материковой России и обратно оказалась успешной уже сейчас. Пока это непросто, ведь по обе стороны арки откровенные дыры! То есть с одной стороны от арки не хватает одного пролета (один пролет - 64 метра), а с другой – двух пролетов.
- Нам придется воспользоваться лестницами и лифтами, - предупредили меня коллеги. – Но это, конечно, временно.
Автомобильная арка моста. Пока по ней колесит лишь тяжелая спецтехника.
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
Ничего, воспользуемся, раз по-другому пока никак. В местах, где пройти по мосту пока невозможно, надо спускаться на технический мост и идти некоторые кусочки по нему.
Отсюда видно Крымский мост, технический переход (внизу), лифт (возле него стоят журналисты) и пролет, которого еще не хватает (над журналистами будет также проходить мост).
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
Опережая графики?
Вне зависимости от времени суток работа на объекте кипит. Все должно быть сделано качественно и в срок. А если точнее, желательно раньше сроков. Скорее всего, когда мост будет готов, его еще не откроют…
- Дело в том, что с моста надо ведь куда-то съехать… - обсуждают керчане. – А дорог пока нет. Если про мост говорят, мол, поднажав, автодорожную часть можно сдать и раньше, то все зависит еще и от подходов к мосту. Дороги ведь тоже должны быть построены.
- Набранные темпы строительства позволили нам в этом году увеличить задел по наиболее трудоемким типам конструктивов, - делится начальник ФКУ Упрдор «Тамань» Росавтодора Роман Новиков. - Это, прежде всего, опоры моста: автодорожные готовы полностью, под железную дорогу - на 50%.
Сергей живет в Керчи. Он очень доволен, что лично смог приложить руку к стройке века.
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
В основание опор под автодорогу погружено более 3 тысяч свай, в том числе более 2,5 тысячи стальных трубчатых свай, общая длина которых составила более 160 километров. Глубина погружения свай составляла в среднем 50 метров от поверхности суши или воды, на одном из участков строительства достигла 88 метров. Для формирования железобетонных сердечников трубосвай, ростверков и тел опор потребовалось в общей сложности более 160 тысяч кубометров бетона.
Автодорога готова на 95%
- Пролеты под автодорогу на данный момент собраны на 95%, - продолжил Новиков. - В ближайшие недели, если позволит погода, рассчитываем завершить сборку мостового полотна.
Только представьте, мостовое полотно - это нить металлоконструкций протяженностью почти 19 км весом более 100 тысяч тонн.
На морском участке - от тузлинской косы до острова Тузла сборка - пролеты все уложены на свои места и уже стали частью моста. А вот на участках от острова до фарватера и от фарватера до керченского берега пару пролетов пока не хватает. У строителей есть месяц, чтобы сделать конструкцию цельной – от Крыма до материковой России.
Красота! Скоро здесь будут мчаться автомобили. Как говорят мостостроители, можно будет позволить себе 120 километров в час.
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
- Пролет – это как раз то полотно, что ложится на опоры. То есть, та дорога, по которой мы скоро поедем, - как можно проще пытаются объяснить прорабы. – Так вот, вы, наверное, думали, что каждый пролет мы везем в Керченский пролив и укладываем его на опоры? Нет, это не так. На острове Тузла мы сейчас «выращиваем» пролет и затем будем надвигать его на опоры. Всю эту «змею» мы толкнем с острова Тузла к арке.
Нить продвигается в акваторию по скользящим направляющим с помощью мощных домкратов.
- Мы максимально эффективно использовали летне-осенний период, в том числе провели установку арок Крымского моста и довели нить пролетных строений под автодорогу вплотную к фарватерному участку: с обеих сторон от автодорожной арки пока не перекрыты пролетами менее чем по 60 метров, - рассказал заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Леонид Рыженькин. – Стройка полностью готова к работе в зимний сезон, продолжаем работу над опорами и пролетами железнодорожной части, занимаемся обустройством автодорожного полотна.
Первый асфальт уже положен
Автодорожная часть Крымского моста – это четыре полосы движения. Частично строители уже начали асфальтировать дорогу.
- По направлению из Тамани в Керчь нижний слой асфальтобетона уложен на 8 километров полотна, верхний – почти на 7 км. По направлению из Керчи в Тамань дорожники выполнили укладку нижнего слоя асфальтобетона на 5 км дороги, верхнего – на 1,6 км, - говорят в Инфоцентре «Крымский мост».
У берегов Тамани часть дороги уже заасфальтировали.
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
По словам подрядчика, сейчас на объекте укладывают самое качественное покрытие, которое только можно найти в России. Сколько мост простоит без ямочек и трещинок? Это зависит от потока автомобилей, от скорости и от других факторов.
- Если вдруг в Крым россияне поедут на шипах, то верхний слой придется ремонтировать чуть раньше, если без них – чуть дольше «проживет», - рассуждает прораб. – Но мы даем гарантию на верхний слой 4 года. Это стандартный срок. То есть первые 4 года мы будем следить за покрытием, а потом - государство.
Одновременно строители ведут обустройство водоотводов, локальных очистных сооружений, работают над инженерными сетями.
Под арками Крымского моста проходит судно.
Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА
ВАЖНО!
На мосту не будет никаких «карманов», а потому остановка строго запрещена. То есть, как вы уже поняли, никаких остановок ради селфи даже быть не может. По трассе будут ездить 90-120 км в час, а следить за этим будут специально обученные люди. Камеры здесь, конечно, установят! И даже различные датчики, которые будут «вшиты» в дорожное полотно. С помощью них специалисты будут определять температуру дороги, нет ли «мыла» или гололеда. Обо всех данных водители смогут прочесть на информационных табличках, которые вместе со знаками будут установлены вдоль дороги.