Премия Рунета-2020
Самара
0°
Boom metrics
Общество26 ноября 2017 12:10

Откровения физрука из Самары: "С потолка спортзала течет, перекладины падают, а учитель вешает плакаты"

Почему статистика, которую привела Ольга Васильева о смерти более 200 школьников, не удивляет учителей физкультуры и какой ценой в детях воспитывают любовь к спорту?
Александр ГНЕЗДИЛОВ
Учитель должен обеспечить безопасность детей на уроке физкультуры

Учитель должен обеспечить безопасность детей на уроке физкультуры

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Меня зовут Александр. Мне 26 лет. Когда 1 сентября 2014 года я шёл в свою родную школу уже как педагог, мне было 23. Я профессионально занимался спортом и очень хотел продолжить дело родителей (мама-филолог, отец- физрук)… Я ушел из школы не потому, что не любил детей и свою профессию…» - так начинает свой рассказ парень, который мог воспитать не одно поколение сильных и ловких ребят. По крайнее мере, он в это верил и старался работать честно, по всем «методическим рекомендациям».

Недавнее заявление Министра образования РФ Васильевой о двух сотнях детей, погибших на уроках физкультуры, шокировало родителей, и вызвало обсуждения у журналистов, но не стало откровением для учителей.

- Я задумался, можно ли реализовать все, что рекомендует Васильева в стенах обычной средней школы? Расскажу о моем небольшом опыте, возможно, это объяснит, почему не все зависит от учителя… - пишет Александр.

Автор дневника с отцом - тоже физруком

Автор дневника с отцом - тоже физруком

Далее мы приводим дневник бывшего педагога без правок и редактуры.

…Для начала в двух словах о самом учебном заведении. Самая обычная средняя школа в спальном районе города. Самые обычные ученики, никаких «мажоров». Директор, завучи, педагоги – почти все женщины. Это стандартный портрет школы России. Вспоминаю, как это было. Первое испытание на прочность случилось уже на третий месяц работы.

Ноябрь 2014 года: «Медик вне зоны доступа»

Урок в 6 классе, построились. Стандартное приветствие. Проверка внешнего вида. Вроде, все готовы. Освобожденные на лавочке сидят. Перекличка отсутствующих. Начинаем разминаться. Прошли для «встряски» пару кругов. Начался разминочный бег. Пробежали - начинаем растяжку. Дошли до разминки ног и тут одна девочка падает, держась за колено. Конечно, я разволновался. Видно было, что она не притворяется, что ей действительно больно.

Усадил ее на скамейку, рванул за медиком, благо от спортзала ее кабинет недалеко.

Но дверь закрыта, на месте врача нет. Бегу на второй этаж к завучу.

Чем болеют современные дети?

Чем болеют современные дети?

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- У нас медработник только пару дней в неделю в школе, ты что, не знал? А что случилось? Колено? Точно серьезное? – завуч набирает «03», я уже бегу назад в спортзал. Неотложка приехала минут через двадцать. У девочки вывих, увезли, наложили гипс. К счастью для школы, родители восприняли это спокойно….

Так я узнал, что медработник наш есть только «на бумаге». На самом деле он появлялся в школе пару раз в неделю по очень «плавающему» графику.

Через пару месяцев у десятиклассника случился приступ эпилепсии во время урока физкультуры. «Откачивать» пришлось еще и коллегу пенсионного возраста, которой от увиденного стало нехорошо. Медработника после обеда в школе уже не было. Справились сами, к счастью. Пронесло.

Декабрь 2014-го. «А мама сказала…»

Заботятся ли в школе о здоровье детей?

Заботятся ли в школе о здоровье детей?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Вы скажете «каждый родитель переживает за своего ребенка». И будете правы. Наступил в моей практике день, когда я понял, какова она «родительская ответственность». Шел спаренный урок физкультуры в 11-ом классе. То есть 2 урока подряд. Начинаем разминку. Я вижу что девочка, которая всегда была спортивной, пробегала 15 кругов по залу, очень тяжело бежит. Оказалось в хвосте колонны, переходит на шаг. Но, не останавливается. Отличница, медалистка. Останавливаю.

- Что случилось? Ты плохо себя чувствуешь?

- Да у меня второй день температура, кашель.

- А зачем ты пришла в школу? Тем более на физкультуру!

- Мама сказала, что медаль важнее, нужно оценки зарабатывать…

Это один из примеров. Министр образования хочет делить всех детей на группы и заниматься с каждой группой по определенной программе. Но тут нужна и родительская помощь. Медицинское обследование, предоставление справок в школу. Предупреждать учителя или классного руководителя о состоянии здоровья ребенка.

А у нас что? Медали родители хотят, чемпионов вырастить ценой их жизни хотят. Учителя не экстрасенсы, даже самый опытный учитель среди 30 учеников может не заметить приступ, одышку или другие признаки болезни. Что уж говорить о нас, «необстрелянной молодежи».

Февраль 2015 года «Два отчета вне очереди, бег по совещаниям с препятствиями»

Первые четыре зарплаты меня мягко сказать шокировали. Конечно, сразу много я не ожидал, но 15 тысяч за почти круглосуточную работу – 22 часа в неделю, плюс секции… Я рассчитывал на «подъемные» молодого специалиста (5 000 к зарплате по закону Самарской области), о которых так громко трубили СМИ. Но - увы! - мою заявку на подъемные «завернули». Причину объяснили так: «У тебя в трудовой книжке уже есть записи». Да, я работал инструктором в спортшколе, когда учился, разве я мог подумать, что это мне потом в минус зачтется!

- А ты ждал «золотые горы»? Не будет в школе такого, - предупредила опытная коллега Нина Николаевна, которая еще меня учила в стенах этой школы. - Подожди, поработаешь немного. Баллов стимулирующих заработаешь. Вон у Леонида Геннадиевича из соседней школы стимулирующий фонд больше зарплаты….

Таких, как Леонид Геннадиевич, я знал и очень уважал, старой закалки педагоги, энтузиасты.

В основном такие физруки в школах и остались – как мой отец-пенсионер и Геннадич….

Спортсмен во мне «заговорил» - заработать баллы, стимулирующий фонд. Как это сделать? Ученики мои должны в олимпиадах и соревнованиях побеждать, проекты по физической культуре писать, а сам я должен на педсоветах совещаниях выступать и рассказывать о новых методах воспитания, развития. Где об этом узнать? На курсы-лекции надо сходить. В передовые школы съездить.

И мы готовились. По книжкам, по интернет- журналам. Ведь кроме практической части – прыжкам, подтягиваниям, бегу, нужно было теорию знать. Совсем мы в бумагах закопались.

Кроме этого мне еще отчеты постоянно писать приходилось, каждую четверть новый. Плюс педсоветы, совещания по несколько часов.

ФГОС- это отдельная тема. Стандарты «на бумаге», кстати, как и рекомендации Васильевой, выглядят замечательно. Но есть одно «но». В Самаре полностью этим стандартам соответствуют всего две школы! Они новые. И находятся в отдаленных микрорайонах. А как можно работать по ФГОС, если нет базы?

Апрель 2015-го. «Перекладину вырвало из пола вместе с доской» Забегая вперед скажу, ремонт в школе проводят каждый год. Но косметического ремонта маловато. От ежегодной покраски пола в спортзале он, к сожалению, ровнее не становится. И прочнее тоже. Вот пример.

Захожу утром в спортивный зал, открываю кабинет и слышу звон капели. Снег начал таять -и крыша спортзала потекла в трёх местах. Хотя текущий ремонт кровли проводили год назад. А у меня по учебному плану гимнастика. Даже разминку проводить на мокром полу опасно. Пришлось изворачиваться, сухие участки пола искать. Смех, а не урок.

И это только единичный случай…

Ещё один подобный был еще в ноябре. Готовили мы с коллегами зал для проведения урока. Всё та же гимнастика. Нужна перекладина. Перекладина старая, советская. На расстяжках. Пол, к которому она крепится, тоже старый и советский. Да ещё и намокший от текущей крыши. И если металлические конструкции во времена СССР делали на века, то вот с полом другая история. Перекладина стоит, зал пустой. Зашли в «тренерскую», налили чаю. Слышу треск и грохот падающей перекладины. Выбегаю в зал и наблюдаю следующую картину: перекладина лежит на полу, крюк крепления в противоположенной стене торчит, доска вырвана из пола. Крючок крепления не выдержал и металлический трос, вылетев, со свистом отправил крепление в стену не хуже гаубицы. А теперь представьте последствия, если бы в зале в это время были дети. Становится страшно. И за детей и за себя. Потому что оказаться в тюрьме в 23 года в мои планы не входило.

Май 2015-го «Подвинь, прибей, охраняй»

Коллектив, как я уже рассказал, у нас был в основном женский. С одной стороны хорошо – приятно внимание, забота коллег (на 23 февраля, например). Но минусов гораздо больше. Для учебного процесса физрука вообще это больной вопрос.

Приведу пример. Май, канун Дня победы. Идет урок, дети в спортзале. Открывается дверь, завхоз и завуч по внеклассной работе на пороге.

- О, Александр Николаевич! Вас- то мы и искали. Надо в актовом зале плакат со стремянки повесить.

- Как я один его вешать буду? Он же большой

- Ну, Галина Петровна стремянку подержит, Виктор Васильевич (учитель труда) плакат будет держать и подавать вам края. А вы его степлером к стене прилепите, -отвечает мне завхоз.

-Хорошо, а детей куда девать то? -задаю я резонный вопрос.

-Дайте им задание или игру какую. А мы сейчас попросим охранника (техничку, старшеклассника) присмотреть за классом, - находит выход завуч.

Плакат мы «прилепили», но нужные упражнения в итоге не отработали. Урок сорвали по сути.

Почему-то к урокам физкультуры такое отношение сложилось: нужно отменить что-то ради праздника - физ-ру. Не успевают учителя-математики нагнать часы после карантина, жертвуют физ-рой.

А когда приходит время экзаменов, кто дежурит на входе идет? Физрук. На ЕГЭ и ГИА учителя физкультуры в первых рядах наблюдателями, ответственными организаторами. А для этого мы должны были опять же отрываться от учебного процесса, ходить на курсы и тренинги…

Вместо послесловия

Могу сказать, что «на бумаге» рекомендации Васильевой очень хороши. Но применить их на практике - проблематично. И это Самара, город-миллионник. А что происходит в глубинке? Да, школы каждый год проходят всевозможные проверки и приемки, приходят в спортзал и пожарные, и прокуратура, и Роспотребнадзор, и СЭС и многие другие службы. И как уж выкручиваются директора, я видел и очень их понимаю.

Ни один директор и физрук не желает причинить вреда ребёнку. Но при всем описанном выше идеально безопасными уроки физкультуры, любые уроки не могут быть.

Вот уже два года я не физрук, но с физкультурой я не расстался. Когда вижу своих бывших учеников, напоминаю - урок физкультуры - это 45 минут, нагрузки нужны вне школы, лучше – под присмотром тренера в хорошо оборудованном спорткомплексе, клубе. Да и просто, дружить со спортом можно везде.

ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Только за 2017 год жертвами неправильно закрепленных турников, ворот и ограждений стали 10 детей. По действующим стандартам, футбольные ворота должны быть переносными и весить не более 50 килограмм. Упадут — тоже мало не покажется! Но в большинстве школ, особенно сельских, до сих пор стоят переносные чугунные конструкции - денег на их замену у школ нет и не предвидится.

9 января — в республике Тыва на 13-летнего школьника упали футбольные ворота. Ребенок умер в госпитале от черепно-мозговой травмы. Следователи возбудили дело о халатности.

13 апреля — ситуация повторилась в Челябинской области. 13-летний подросток отделался переломами.

25 апреля — футбольные ворота упали на 12-летнюю девочку в Башкирии.Школьница впала в кому и пришла в себя только через 2 месяца. Возбуждено уголовное дело по статье 293 УК о халатности, но обвинений никому так и не предъявили.

2 мая — в Сургуте на 11-летнего мальчика упала часть школьного забора. Ребенок получил сотрясение.

24 мая — в Красноярском крае на мальчика упали футбольные ворота, ребенок получил сильные ушибы головы.

6 июня — в Челябинской области ворота сломали бедро 6-летнему мальчику. В отношении директора спортивного центра возбудили дело о халатности.

28 июня — на Камчатке ворота упали на 8-летнего школьника. Дети играли под присмотром учителей, а сами ворота в школе установили ко Дню молодежи.

31 июля — в Тверской области на 10-летнего мальчика опрокинулся турник.Ребенок получил черепно-мозговую травму и переломы лицевых костей. Оказалось, конструкцию толком не закрепили рабочие при установке.

15 августа — в Пермском крае ворота для мини-футбола перевернулись на 11-летнюю школьницу. Девочка впала в кому, и через две недели умерла в больнице.

6 октября — в Чечне на 12-летнего мальчика опрокинулись футбольные ворота. Мальчик умер от черепно-мозговой травмы, врачи не успели ему помочь.