Кыргызстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика15 ноября 2017 22:00

Месяц в изгнании: Последствия товарной блокады на границе

Профессор Асылбек Аюпов считает, что быстрого решения проблем на границе с Казахстаном не будет
По мнению профессора Аюпова, требовать от соседей открыть границы можно будет тогда, когда мы выполним все требования ЕАЭС по обеспечению безопасности товаров

По мнению профессора Аюпова, требовать от соседей открыть границы можно будет тогда, когда мы выполним все требования ЕАЭС по обеспечению безопасности товаров

Фото: Екатерина УЛИТИНА

Больше месяца не спадает накал на кыргызско-казахской границе. Вечером 10 октября пограничники соседней страны ввели жесткий режим досмотра людей, товаров и транспорта. Шеренга грузовиков, выстроившихся на обочине дороги, начинается задолго до того, как покажется контрольно-пропускной пункт «Ак-Жол». Водителям приходится стоять по несколько суток, чтобы добраться до пограничного контроля. Точно такая же ситуация на других КПП. Но доехать до пограничников - это еще полдела. Товар могут не пропустить и развернуть обратно, если признают его не соответствующим нормам ЕАЭС.

Товарная блокада началась после того, как президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выступил с критикой своего казахстанского коллеги Нурсултана Назарбаева. Правда, официальная Астана политическую подоплеку своих действий отрицает - дескать, Кыргызстан сам виноват, не соблюдает технические требования Евразийского экономического союза.

Переговоры между двумя странами пока ни к чему не привели. После неудачной встречи в Ереване, когда премьер-министры Сапар Исаков и Бакытжан Сагинтаев не смогли подписать «дорожную карту», о новых переговорах речи больше не было. Тем временем с каждым днем растет сумма убытков не только грузоперевозчиков и фермеров, но и всего государства. Как аукнулась и еще аукнется Кыргызстану товарная блокада, «Комсомолке» рассказал заведующий кафедрой «Национальная экономика и региональное развитие», профессор Асылбек Аюпов.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭКСПОРТОМ?

- Кыргызстан фактически отрезан от остального Евразийского союза, открывшиеся два года назад рынки сбыта продукции больше недоступны. Предприниматели оказались в плачевном состоянии. Они теряют деньги из-за портящихся продуктов, простоя машин и штрафов за срывы поставок. Но самое печальное, что у Кыргызстана нет других рынков сбыта. Остается только ждать, когда все наладится.

- Сейчас говорят: «надо выстраивать логистику по другим направлениям». Допустим, логистику наладим, что мы будем продавать, а главное кому? Начнем возить фрукты в Узбекистан? Так они сами не знают, куда свои деть. Нам же их и продают. Что предложить Ирану и Пакистану, тоже непонятно. С экономической точки зрения - это тупик. С логистикой не лучше: какой фермер повезет через 2-3 границы, через несколько государств, допустим, абрикосы? Транспортные расходы и растаможка будут стоить таких денег, что никто к этим абрикосам близко не подойдет.

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ДОЛЛАР?

- Я не думаю, что ситуация на границе и рост курса доллара напрямую связаны. За последние дни доллар подорожал почти на 1 сом, сейчас официальный курс составляет 69,6-69,8 сома за доллар. Ситуация на границе могла повлиять разве что косвенно. Доступ к лесным материалам, металлургической продукции стал ограничен. Замедлился оборот денежных средств, и это могло повлечь небольшой рост курса. Но сколько я наблюдаю в это время года, национальная валюта всегда немного падает. Растет потребление ГСМ из-за наступления холодов, нужно покупать больше топлива. Для этого нужны доллары, валюты на рынке становится меньше, и она растет в цене.

ХВАТИТ ЛИ БЕНЗИНА?

- Кажется, что ситуация на границе с Казахстаном никак не должна влиять на стоимость бензина в Кыргызстане. Основные поставщики находятся в России, немного производят местные заводы, казахского бензина у нас на рынке нет. Но это официально. На практике многие таксисты покупали бензин впрок в приграничных казахских городах, где топливо дешевле. Некоторые умудрялись за день несколько раз сходить с канистрами через границу, а потом продать топливо здесь. Каков был объем таких челночных поставок ГСМ, точно не известно. Но когда Казахстан прикрыл границу, топлива в стране стало не хватать. Бензин стал стоить дороже. Теперь нужно договариваться об увеличении поставок из России.

Шеренга грузовиков, выстроившихся на обочине дороги, начинается задолго до того, как покажется контрольно-пропускной пункт «Ак-Жол». Водителям приходится стоять по несколько суток, чтобы добраться до пограничного контроля

Шеренга грузовиков, выстроившихся на обочине дороги, начинается задолго до того, как покажется контрольно-пропускной пункт «Ак-Жол». Водителям приходится стоять по несколько суток, чтобы добраться до пограничного контроля

Фото: Юлия ШИТОВА

ЧЕМ ТОПИТЬ?

- Очень внимательно нужно наблюдать за прохождением отопительного периода. Обычно порядка 70% угля мы импортировали, потому что казахский уголь более качественный и калорийный. Им отапливались не только частные дома, но и школы, больницы и другие социальные учреждения. Из-за ограничений теперь в республике почти нет казахского угля. Сможем ли пройти весь отопительный период на местном топливе - это большой вопрос. Надеюсь, что сможем.

ПОДОРОЖАЮТ ЛИ ПРОДУКТЫ?

- Цены на продукты питания расти не будут, по крайней мере на основные. Почему? Потому что склады забиты продукцией. Когда все это началось, многие водители, особенно из иностранных государств, решили, что им будет выгоднее разгрузиться здесь и пустыми ехать домой. Таким образом продукция, предназначавшаяся для России и Казахстана, осталась на местном рынке. Пока эти запасы не закончатся, цены на продукты питания будут держаться, а может быть даже упадут.

А вот с товарами, которые завозятся из других стран, может выйти наоборот. Из-за медленного прохождения грузов на рынке возникнет дефицит, который приведет к росту цен. Но вряд ли это будет сильный скачок. Так или иначе, полной блокады нет, товары хоть и медленно, но проходят через границу.

ЧТО СЛУЧИТСЯ С ИНВЕСТИЦИОННЫМ КЛИМАТОМ?

- Самый болезненный вопрос. Во всей этой истории мы несем не только экономические убытки, но и моральные. Кто придет работать в Кыргызстан и что-то здесь производить, если продукцию нельзя спокойно вывезти из страны? Правильно, никто.

КОГДА ЭТО ВСЕ ЗАКОНЧИТСЯ?

- На мой взгляд, ситуация не разрешится быстро. Однако паниковать по этому поводу тоже не стоит. Мы пережили блокаду в 2010 году и эту переживем. Но нужно работать, когда Кыргызстан выполнит все нормы ЕАЭС по обеспечению безопасности товаров, тогда можно будет требовать у соседей открыть границы и соблюдать договоренности в рамках союза. А до тех пор любые переговоры будут тщетными, тем более что ни одна из сторон не готова идти на уступки.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Непоправимый ущерб репутации

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, выступая на заседании Национального совета по устойчивому развитию, заявил, что несмотря на сложную ситуацию на границе, Кыргызстан намерен оставаться членом ЕАЭС.

- Я ежедневно читаю СМИ России и Казахстана, там пишут, что Атамбаев хочет развалить союз. Это полный бред. Кыргызстан не собирался и не собирается выходить из союза, - сказал президент.

При этом он подчеркнул, что по воле одного президента Казахстана целая республика оказалась отрезанной от остальной части ЕАЭС.

- Меня поражает полное равнодушие руководителей стран союза и главы ЕЭК Тиграна Саргсяна, который должен в колокола бить. Им абсолютно наплевать, - отметил Атамбаев.

Президент считает, что действия руководства Казахстана и бездействие Евразийской экономической комиссии наносят непоправимый ущерб репутации союза.