Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Дом. Семья13 ноября 2017 11:14

Эксперты по детской литературе: «Время Гарри Поттера проходит»

Скоро ему на смену придут другие герои
Обложка издания "Фиксики. Большой секрет"

Обложка издания "Фиксики. Большой секрет"

С начала ноября в кинотеатрах с триумфом идёт полнометражный мультфильм "Фиксики: большой секрет". И одновременно в издательстве "Комсомольская правда" вышло шесть книг по знаменитому сериалу о мастеровитых сказочных человечках, которые могут починить любую домашнюю технику, а заодно многому научить своих маленьких зрителей. И мы решили поговорить о том, какой сегодня должна быть детская литература. Пригласили в студию Радио "Комсомольская правда" педагога-психолога, основателя детского образовательного центра и маму семерых детей Юлию Ставрову-Скрипник, а также критика детской литературы Ксению Молдавскую.

Первый наш вопрос экспертам был: "За что дети любят "Фиксиков"?"

Юлия:

- Моя приёмная дочка Ангелина, которая три года назад пришла в семью, устраивала дикие африканские танцы под песни из "Фиксиков" - "Помогатор-Телевизор"... Думаю, она полюбила сериал ещё в детском доме. За что? Да потому что интересно.

Ксения:

- Приведу такое свидетельство любви к сериалу. Намедни я читала текст одного начинающего детского писателя - героиня у героя спрашивает: "Неужели ты сможешь это починить?" - "Да, я смотрел все серии "Фиксиков"!"

- Как вы относитесь к тому, что по детским мультфильмам пишутся книжки? Это полезно?

Юлия:

- Это стимулирует детей к чтению. Мамы, которые приходят в наш детский центр, рассказывают, что невозможно было приучить ребёнка читать. Но вот он посмотрел мультик, потом купили книжку, в которой такие же герои, картинки, и ребёнок начинает читать! Фиксики сегодня - самые востребованные герои на детских праздниках. Сначала был бум Черепашек ниндзя, всевозможных принцесс, теперь Фиксиков.

Чем плохи были «Гарантийные человечки»

- А зачем было создавать новых "научно-технических человечков"? Может, нужно было работать на базе уже созданного? У Носова уже были Винтик и Шпунтик, у Дружкова - Самоделкин, у Успенского - гарантийные человечки - мы с вами выросли на этих героях. Бери да экранизируй!

Ксения:

- Когда я только начинала заниматься детской литературой, одна женщина задала мне вопрос: "А что, ещё не вся детская литература написана?" Я ей ответила: новые герои нужны каждому поколению. Меняется жизнь, её темп, реалии. Винтик и Шпунтик не смогут починить планшет.

- Безоговорочный лидер детской литературы сегодня "Гарри Поттер", который весь состоит из мотивов, которые были до Джоан Роулинг.

Ксения:

- Сюжетов всего семь, мотивов больше, но все равно число их ограничено. А Роулинг смогла их совместить увлекательно и познавательно. Для детей "Гарри Поттер" - развивающая сага, она расширяет кругозор читателя. Но сегодня на смену Гарри приходят новые герои. Мои ученики - 10-11 класс - они не росли вместе с Гарри. Вместе с Гарри росли их родители. А эти дети читают, например, "Город костей" и придуманный Дмитрием Глуховским сериал "Метро", написанный разными авторами и который считается взрослым. Кто-то вынимает из родительских запасов "Аббатство Рэдволл", издававшееся 15 лет назад. Это такой фэнтезийный мир, где разные звери жили, как в рыцарском романе. Есть фанаты серии Рика Риордана про детей богов. А кто-то читает "Дорога уходит вдаль" Александры Бруштейн. Но одной общей книги для детей я вам не назову.

- А "Сумерки" читают? Лучшее чтение для поколения "янг эдалт" - юных взрослых.

Ксения:

- "Сумерки" читают, но вампирская тема сейчас тоже уходит на второй план. Они и "50 оттенков серого" читают.

Вечная классика

Юлия:

- Но если все-таки вернуться к детям того возраста, который ближе к "Фиксикам", у меня дети запоем читают "Денискины рассказы". В магазинах сейчас появились маленькие книжечки - и "Незнайка", и "Страна невыученных уроков", и "Чук и Гек" - с хорошими иллюстрациями. Эти книги детей не пугают, они не огромные, в светлых обложках, - как раз то, что нужно в начальной школе. Очень удобный современный формат - аудиокниги. Но "старая литература" не потеряла свою актуальность, они развивают словарь, пополняя его новыми словами. Недавно дети прибегают ко мне и спрашивают: что такое "салазки"?

Ксения:

- Дети сегодня отлично воспринимают детскую классику: Гайдара, Драгунского, Кассиля.

- Мне кажется, в современной детской литературе очень много фэнтези, а реалистические книжки про простых детей в некоем загоне.

Ксения:

- Совсем нет. Есть прекрасная серия "Настя и Никита", много других прекрасных книг о реальных детях, познающих реальный мир.

- Но они так не "гремят", как сказки, те же "Фиксики".

Ксения:

- С любой книгой надо работать. Если издатель считает, что, допустим, любовный роман выгоднее рекламировать, чем детскую книгу, он все силы употребит на продвижение романа. Все упирается в рынок.

- И сегодня самыми популярными авторами остаются все-таки Чуковский, Агния Барто, Маршак.

Ксения:

- Чуковский входит в пятёрку самых издаваемых, Маршак - в 15 самых издаваемых авторов, по статистике Российской книжной палаты. Это происходит в основном за счёт косности мышления старших. Они стараются купить детям что-нибудь беспроигрышное. То есть, то, на чем сами выросли. К тому же есть стереотип, что новая детская литература - это ужас и кошмар. Спрашиваешь: "А что вы читали?" - "Да я даже не хочу этого читать!" Не читал, но осуждаю. Такое предубеждение есть в каждой семье. Боюсь, это не самый лучший способ поддержать популярность Маршака. Но если Самуила Маршака захочет издать великий редактор Илья Бернштейн - это действительно будет второе рождение. Бернштейн - один из пяти детских редакторов, которые создают уникальные комментированные издания. Издавая детскую трилогию Юрия Коваля о Васе Куролесове, Илья привлёк к работе над ней двух университетских профессоров Романа Лейбова и Олега Лекманова. Издание стало самой популярной книгой прошлого года. Там есть и подробный словарь, и описание быта, и описание эпохи, и фотографии - понятно, что из чего растёт. Точно так же издали "Кондуит и Швамбранию" Кассиля в довоенной редакции. Она сильно отличается от послевоенного варианта, который нам известен.

Педагог-психолог Юлия Ставрова-Скрипник (слева)и литературный критик Ксения Молдавская с книгами про фиксиков издательства «Комсомольская правда».

Педагог-психолог Юлия Ставрова-Скрипник (слева)и литературный критик Ксения Молдавская с книгами про фиксиков издательства «Комсомольская правда».

- А чем он отличается?

- Там некоторые темы прописаны ярче и жёстче. В том числе, присутствие немцев, потому что Покровская слобода (нынешний Энгельс, спутник Саратова), в которой происходит действие, это традиционное место расселения немцев, выселенных после войны. Там очень чётко прописана тема антисемитизма, табуированная в литературе после войны. Сейчас Бернштейн, кстати, работает над "Денискиными рассказами", и помогают ему Денис Викторович и Ксения Викторовна Драгунские - дети писателя. В основном, там воспоминания Дениса Викторовича, потому что Ксения Викторовна была слишком мала, когда отца не стало. и сейчас Илья, судя по его Фейсбуку, начинает работать над великой книгой Александры Бруштейн "Дорога уходит вдаль", на которой многие из нас выросли.

Книги для мальчиков и девочек: найди отличия

- Я ценила Бруштейн потому что она наконец-то про девочку. Все же остальное, в основном, было про мальчиков. Стало ли теперь больше девочек в детской литературе?

Ксения:

- я вспоминаю сразу "Эволюцию Кэлпурнии Тейт" Жаклин Келли. И "Поллианну" Элеанор Ходгман Портер. Первая книга современная, а вторая - издана в начале ХХ века. Поллианна - это девочка, которая всех любит, обо всех заботится и становится достойным членом общества, точно так же, как "Аня из Зелёных Мезонинов" героиня романа Люси Монтгомери, современница Поллианны. Во многом современная детская литература берет начало в Викторианской эпохе, которая впервые особенное внимание обратила на чтение для детей. В этой литературе девочка наделена свободой только в тех рамках, которые позволяют ей стать матерью, женой и хорошей прихожанкой. И, кстати, это есть у нашей популярной Лидии Чарской.

- А мальчики? В викторианскую эпоху Британской империи нужны были путешественники, активисты...

- В отличие от девочек, мальчики были наделены полной свободой воли. Мальчишки - это риск, приключения. К тому же в книжках про мальчиков понятия чести, дружбы, верности были прописаны гораздо чётче, чем в книжках про девочек. Из мальчиков воспитывали борцов, открывателей, исследователей.

- А чем отличается современная Кэлпурния Тэйт?

- Эта книга вышла уже в 2009 году. Действие романа происходит в Викторианской Англии, но это девочка-исследователь. Она не хочет жить в заданных рамках, она хочет заниматься наукой. Сейчас очень много таких книг, которые возвращаются "назад" в ХIХ век, но дают девочкам возможность влиять на свою судьбу.

- А наша Алиса Селезнёва - из этой же серии?

- Это явление другого порядка. Это советская девочка, она активна наравне с мальчиками. Такова же и Катя Татаринова из "Двух капитанов". У неё была возможность повторить судьбу своей матери и стать несчастной фиалкой, отдавшейся на волю обстоятельств. Но Катя оказалась борцом, настоящей советской женщиной, которая ни в чем не уступает мужчинам.

- Фильм "Чудо-женщина", абсолютно феминистский, стал одним из самых кассовых фильмов года в Америке. И есть наш мультфильм "Маша и Медведь", который уже полюбили во всем мире. Там главная героиня - социопатка, которая издевается над животными.

Ксения:

- А вы считаете, что искусство всегда должно только учить, давать положительный пример? Просто развлекаться - это тоже нужно. И развивать чувство юмора.

Закон о защите детей от вредной информации убивает литературу

- в 90-е годы стало модно критиковать детскую классику за "страшилки". Мол, Мойдодыр и Тараканище пугают детей. А какие недостатки у современной детской литературы?

Ксения:

- Раздражает невладение русским языком. Бывает, у автора прекрасная фантазия, но книжку надо переписывать от начала до конца. Не буду называть фамилии. И очень бесят родительские комитеты, которые ничего не понимают ни в психологии, ни в педагогике, ни в воспитании детей, но берутся решать за детей, что им не надо читать. Из-за этих активистов принимаются непродуманные законы, например, Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Когда мы применяем его на практике, мы видим, что он просто убивает распространение книг. Например, на книжку обязательно нужно ставить эти маркировки "6+", "12+". Издатели этого очень боятся. Сейчас придут и засудят - и они на всякий случай завышают возраст - и книга пролетает мимо целевой аудитории.

Юлия:

- Непонятно, где брать информацию о детских книгах. Когда ко мне в семью пришли взрослые слабослышащие дети из детдома, я затруднялась, что им дать почитать. Буквально год назад в нашу страну приезжала известный педагог Каролина Гомез. Наши педагоги поехали вместе с ней по магазинам искать хорошие детские книги. Оказалось, что только чудом можно найти ту книгу, которую можно поставить на полку. Детям до пяти лет нужны реалистичные иллюстрации, а сейчас повсюду - мультяшные глазастые утята, мышата, розовые слоны. Я всегда радуюсь, когда удаётся найти книжку, где изображены нормальные животные.