Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды2 ноября 2017 22:00

Уличный музыкант: Я спустился в подземку, чтобы научиться свободе!

В подземном переходе на пересечении Советская/Чуй удивительно хорошо поет и играет на гитаре молодой человек. «Комсомолка» поговорила с Адилетом Иманкариевым о его талантах и мечтах
По мнению Адилета, уличное искусство - это прямое общение между музыкантом и слушателем

По мнению Адилета, уличное искусство - это прямое общение между музыкантом и слушателем

Фото: Екатерина УЛИТИНА

РОДОМ ИЗ ДЖАЗА

В 2013 году в Вашингтоне произошла история: один из лучших скрипачей мира Джошуа Белл, на чьи концерты билеты расхватывают как горячие пирожки, спустился в метро и стал играть отрывки из классических произведений. Прохожие, не сбавляя шага, проносились мимо, не обращая внимания на известного музыканта.

А вот бишкекчане могут собой гордиться - по сравнению с вашингтонской публикой, они большие ценители искусства. При звуках музыки останавливается если не каждый третий, то каждый четвертый человек. Каждый второй - замедляет шаг.

И интерес горожан оправдан - подземка около ЦУМа никогда раньше не слышала песен Стиви Уандера и Марвина Гэя. Тут волей-неволей притормозишь, чтобы осознать происходящее. А происходит следующее: парень в густом гриме играет соул для бишкекчан, просто так, чтобы порадовать окружающих и себя.

Дождавшись, когда музыкант закончит выступление, мы узнали, что парня зовут Адилет Иманкариев, ему 23 года, и он соло-гитарист в известной бишкекской группе «Salt Рeanuts».

- В «Salt Рeanuts» меня пригласили год назад, - рассказывает Адилет. - С музыкантами этой группы работать очень интересно. Это же одна из самых старых групп в Бишкеке, ей уже около 15 лет! Они единственные в Кыргызстане, да и, наверное, во всем СНГ, кто играл на таких площадках, как «Кеннеди Центр», а 3 сентября выступил в джаз-клубе Birdland в Нью-Йорке. На сцене этого клуба играли самые известные джазовые исполнители. Туда берут только лучших в мире!

ПРИВИВКА ОТ ГОРДЫНИ И ЧИСТОЕ ИСКУССТВО

- И как с такой отличной работой получилось, что ты стал петь в подземке?

- Я постепенно прихожу к мнению, что джаз требует максимума свободы в сознании и в воспроизведении своих чувств. Я пошел в подземку, чтобы научиться этой свободе и почувствовать людей. И еще для того, чтобы приструнить свое самомнение. Когда начинает казаться, что ты очень хорошо поешь, обязательно расслабляешься, не держишь планку. А в подземке всем пофиг, какой ты талантливый, и как хорошо ты играешь. Это отрезвляет, начинаешь думать, как спеть лучше, что исправить в звучании.

- Когда впервые сыграл на улице? Что это был за день?

- Не могу сказать, что это был какой-то конкретный день. Это происходило постепенно. Однажды я увидел уличного музыканта и подумал… Нет, не помню, что я подумал. Я почувствовал, что в эту минуту происходит что-то правильное. И ушел. А потом меня пригласили поучаствовать в фестивале «Музыкальный Эркиндик». Это когда музыканты играют на бульваре для прохожих. Вообще я и раньше думал, что уличное искусство - хороший способ самореализации, свобода от денег, попсы, навязывания и моды. Здесь нет телевидения, камер, и каждый человек, который проходит мимо, может послушать ничем неискаженную музыку. В этот момент происходит прямое общение между музыкантом и слушателем. Этот процесс и есть искусство в чистом виде.

3600 ЧЕЛОВЕК В ЧАС

- В первый раз не переживал, что скажут или подумают люди?

- До сих пор боюсь этого. Иногда возникают мысли: «Стою в подземке как бедолага. Зачем вообще это надо? Зачем петь людям, которые даже не слушают?». В такие моменты тяжело из себя выдавливать звуки. Для пения нужен настрой, определенное состояние, когда хочется делиться музыкой. Сложно настроиться, когда люди слушают тебя всего несколько секунд, еще и смотрят, как на идиота.

- Да нет, им нравится, я видела. А вы замечаете, как публика реагирует?

- Я раньше не осознавал, что люди настолько разные. Однажды посчитал, что каждую минуту мимо меня проходит 50-60 человек, это 3600 человек в час. И очень интересно, что ни одно лицо не повторяется, и реакция у всех разная. Некоторые останавливаются и слушают от самого начала и до самого конца. У них такой затуманенный взгляд, они вливаются в музыку, что-то вспоминают. Некоторые смотрят каким-то злым взглядом, очень неприятно становится. Пьяные шаромыги проходят, кричат: «Эээ, пой, пой!» или «Давай, давай!». Иногда бомжи подходят, встанут в метре и таращатся, заглядывают прямо в глаза. Другие проходят мимо и вообще ничего не замечают. Не слышат.

Публика по-разному реагирует на выступление уличного музыканта - кому-то нравится, кому-то - нет.

Публика по-разному реагирует на выступление уличного музыканта - кому-то нравится, кому-то - нет.

Фото: Екатерина УЛИТИНА

ТОРГОВЦЫ ПРОТИВ МУЗЫКИ

- Песни заказывают?

- О, постоянно. Хулиганы хотят послушать Виктора Цоя. Люди из сел, народного воспитания требуют песен на кыргызском. Именно не просят, а требуют. Я думаю, те, кто так напирает, не особо уделяли время саморазвитию, творчеству или науке.

- Просьбы исполняете?

- Иногда. Когда есть настроение, или когда чувствую, что надо. Если не спою, у них испортится настроение, и они станут агрессивными.

- Конфликты случаются? Как реагируют милиция, торговцы?

- С милицией никогда конфликтов не было. Торговцы в подземке около филармонии с южной стороны однажды собрались толпой и стали кричать на меня. Женщины орали, что у них болит голова и что нужно петь по-кыргызски. Это было ужасно, остался очень неприятный осадок. Но в основном, людям нравится. Многие снимают на видео. Еще есть стеснительные прохожие: встают подальше и делают вид, что копаются в телефоне, а сами слушают. Могут стоять все выступление.

УЛЫБКА НЕЗНАКОМЦА

- Зачем вы закрашиваете лицо?

- Много причин. Во-первых, когда закрываешь лицо, легче открывать свои чувства. А во-вторых, грим привлекает внимание. Человек замечает маску, ему становится интересно, и он останавливается. В-третьих, людям проще меня воспринимать, когда на лице маска. Если, гуляя по городу, я улыбнусь незнакомцу, он, как минимум, подумает, что я странный. Хотя теоретически мы могли бы быть в близких компанейских отношениях, пить пиво или чай и говорить о чем-то душевном, но мы этого не делаем. Мы просто проходим мимо. Я думаю, что одна из причин, почему мы не замечаем друг друга и даже побаиваемся - это наши лица. А когда я закрываю свое лицо и улыбаюсь прохожему, мне всегда улыбаются в ответ и смотрят в глаза без опасений.

- Если не секрет, сколько за вечер собираете денег?

- За 3-4 часа игры сомов 600-700. Хватает на такси и поесть. В обычное время я уезжал куда-нибудь подальше в парк и там репетировал. А потом подумал, зачем мне петь самому себе, если могу петь для людей, да еще и заработать деньги на такси. Я ненавижу маршрутки, там крутят ужасную музыку. Я слушаю, как они поют «Я тебя люблю», но слышу в этих словах эгоизм, еще и люди с грустными лицами наступают на ноги. Это все портит настроение.

GOOD BYE, КЫРГЫЗСТАН

- Как относятся коллеги, учителя к игре в подземке?

- Они одновременно и поддерживают, и не поддерживают. С одной стороны, игра на улице учит, а с другой - музыканты, с которыми работаю, совершенно на другом уровне развития. Они занимаются музыкой всю свою жизнь, игра на улице - не их уровень. А для меня, на том этапе, на котором нахожусь сейчас, - это приемлемо и даже полезно.

- Какие планы на будущее? Не думали об отъезде?

- Панирую несколько лет путешествовать по миру и играть на улицах. Я так хотел бы, а как получится - не знаю. Хочу сначала поехать в Казахстан, потом в Россию. Давно мечтаю попасть в Грузию, постараюсь выступить в Европе, и было бы хорошо попутешествовать по Америке. А еще надеюсь поучаствовать в проекте «Голос».