Кыргызстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика27 октября 2017 11:00

Артем Новиков - о действиях Казахстана: Это скрытые ограничения торговли

После заседания межправсовета ЕврАзЭС в Армении, Сапар Исаков предупредил, что «Кыргызстану есть, что сказать» в ответ на обвинения в контрабанде. Министр экономики рассказал, что имел в виду премьер
Правительство последние дни разбиралось в заявлении Казахстана и пришло к мнению, что отдельные моменты в речи Бакытжана Сагинтаева не соответствуют действительности.

Правительство последние дни разбиралось в заявлении Казахстана и пришло к мнению, что отдельные моменты в речи Бакытжана Сагинтаева не соответствуют действительности.

Фото: Минэкономики КР

А БЫЛА ЛИ КОНТРАБАНДА?

Основной упор при обсуждении вопроса в Ереване премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев сделал на то, что во всех странах Евразийского экономического союза, кроме Кыргызстана, последние годы снижается импорт китайских товаров. В Кыргызстан же, по данным главы казахского правительства, завозят в 40 раз больше одежды и обуви из Китая, чем в Казахстан и в Россию.

- Обвинения Казахстана очень серьезные, но многие факты при анализе оказались субъективными. Статистические данные наоборот показывают, что после вступления в ЕАЭС у нас падает импорт из Китая. Мы не говорим, что проблем совсем нет. Мы говорим, что проблемы есть, и будем внимательно изучать ситуацию. Но надо понимать, что эти же проблемы есть во всех странах и их надо решать сообща, - заявил Артем Новиков.

В 2014 году, до вступления в ЕАЭС, в Кыргызстан из Китая завозили 736 тыс. тонн товаров. Через год, когда страна стала членом союза, китайский импорт упал до 578 тыс. тонн. В следующем году импорт вырос всего на 12 процентов. Но если посмотреть в денежном выражении, то действительно может показаться, что поставки из Поднебесной резко возросли. На самом же деле, выросли пошлины, а объем поставок остался примерно на том же уровне, что и раньше.

ПО БРЕВНУ В КАЖДОМ ГЛАЗУ

Второй пункт обвинений Казахстана касался расхождений на миллиарды долларов в таможенной статистике Китая и Кыргызстана.

- Говорить, что это проблема - сугубо Кыргызстана, и что из-за неучтенной части страдает весь союз, не совсем корректно, - сказал Новиков.

Министр экономики рассказал, что согласно статистике Китая, в 2015 году через границу в Казахстан прошло товаров на 8,3 млрд долларов, а Казахстан показывает лишь 5 млрд. В следующем году Китай вновь регистрирует экспорт из своей страны в Казахстан в 8,3 млрд, а таможня Казахстана показывает всего 3,5 млрд. То есть у Казахстана есть те же самые проблемы на таможне, в которых он обвиняет Кыргызстан.

Впрочем, в правительстве КР эти расхождения объясняют тем, что китайская сторона регистрирует все грузы, которые проходят через границу, в том числе транзитные. А наша таможня фиксирует только те, для которых Кыргызстан является окончательным пунктом назначения.

НА ГРАНИЦАХ БЕЗ ПЕРЕМЕН

Артем Новиков признался, что не знает, когда закончатся проблемы на границе, и даже не стал пытаться прогнозировать. По его словам, на всех пунктах пропуска ситуация остается сложной.

- Например, на пункте «Ак-Тилек» вчера вечером стояли 450 автомобилей. В среднем, чтобы пройти границу, водители ждут по 5-6 суток. Каждый день ожидания им обходится примерно в сто долларов, - сообщил Новиков.

Министр экономики пообещал, что когда будут собраны все данные об убытках, которые понесли бизнесмены и дальнобойщики, правительство подумает, как поддержать и помочь местному бизнесу. Кроме того, во Всемирной торговой организации есть механизм, позволяющий требовать у другой страны компенсацию, если из-за ее действий пострадали представители другой страны.

- Мы обратились с жалобой не только в ВТО, но и в Евразийскую экономическую комиссию. Ждем, когда там примут решение и выскажут свою позицию. Мы расцениваем действия Казахстана, как скрытые ограничения торговли, - добавил Артем Новиков.

Несмотря на период сложных отношений с Казахстаном Кыргызстан надеется, что скоро торговое противостояние прекратится, стороны смогут найти компромисс, и никому не придется размышлять о целесообразности быть частью торгового союза без торговли.