Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Дом. Семья23 октября 2017 16:05

Разрешите ребенку злиться

Почему детям так важно не скрывать агрессию, а учиться ее выплескивать
Психологи: не приучайте ребенка скрывать свои чувства.

Психологи: не приучайте ребенка скрывать свои чувства.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Знаете, что такое скрытая агрессия? Если мы с вами говорим о детях (а мы говорим о детях), то все очень просто: скрытая агрессия – это когда нельзя злиться. Мама говорит: «Не злись!» Папа говорит: «Ты чего на отца зло смотришь? А ну-ка прекрати!» Друзья говорят: «Ты че, обиделся? Ой, обиделся он, смотрите на него, слабака!» Учительница или воспитательница (худший ее вариант) рычит: «Рты закрррррыли»…

Злость, обида, чувство несправедливости – все это никуда не испаряется, оно «чувствуется», но голова ребенка, которой управляют взрослые, запрещает ему это чувствовать. Злиться нельзя, иначе тебя не будут любить.

Понятно, мы не виноваты в том, что не даем детям злиться, нам ведь тоже не давали злиться в детстве, мы тоже рисковали оказаться в углу за то, что рявкнули на отца, который несправедливо наказал…

У меня была подруга в детстве. Мама воспитывала ее молчанием. Стоило подруге моей 7-8-летней что-то сказать матери поперек, или даже посмотреть хмуро, расстроиться по делу, проявить какое-то несогласие, как мать громко и многозначительно вздыхала и отворачивалась. Мамино молчание было для девочки самым страшным наказанием, и она перестала спорить, следила за собой невероятно, чтобы не дай бог не посмотреть хмуро и не сказать матери ничего обидного. Так она в 7 лет научилась прятать свои чувства глубоко-глубоко. Когда они накапливались (а они накапливались, иначе быть не может, такая природа у нас), не получая выхода, выливались в какой-нибудь невроз. То ребенок ногти грыз, как шутили взрослые «по локоть», то тик у нее начинался, то волосы жевала, то раскачивалась. А мама злилась пуще прежнего.

Не прятать "волшебность"

Да, нам запрещали злиться, но мы должны понять, что все негативные чувства, которые испытывает здоровый ребенок, - они все здоровы и нормальны! Он должен УМЕТЬ злиться, должен УМЕТЬ обижаться. Если не сможет выплеснуть, накопит все в себе, но плотину рано или поздно прорвет, скрытая агрессия даст о себе знать и выльется океан. Кто-то из детей, не задумываясь, уничтожает себя (как раз «с помощью» неврозов), кто-то уничтожает других – дерется, кусается, плюется…

Очень понятно про скрытую агрессию и ее последствия рассказала, как ни странно, Джоан Роулинг, литературная «мама» Гарри Поттера – в книге «Фантастические твари и где они обитают». Посмотрите одноименный невероятный фильм Дэвида Йейтса. Там эта метафора раскрыта полностью. Фильм (и книга) - о волшебниках и о том, как их разоблачают мерзкие НЕмаги, им приходится скрываться, сдерживаться и прятать волшебные палочки.

Но больше всех страдают дети, которым приходится скрывать свои волшебные наклонности. Детей-волшебников называют «обскурами».

Ребенок-обскур подавляет свои силы, свои способности, в результате чего внутри у него накапливаются черные вихри, темная энергия… Чем больше прячет свою «волшебность», тем больше черных вихрей бушует внутри. И в какой-то момент несчастный обскур уже не может сдерживаться, и черные вихри вырываются наружу, крушат, разрушают и даже могут убить.

"Двойка" за детский праздник

Там, в кино, мальчишка, которого били ремнем за то, что он волшебник, накопил в себе столько черноты, что потом полгорода снес своими вихрями.

Этот фильм, по-моему, надо показывать всем родителям, которые требуют "пятерок" во что бы то ни стало, всем учителям, которые бьют по рукам за особенные таланты и требуют быть как все.

На днях подруга рассказывала, что ее дочь пришла из школы и плачет, писали сочинение про праздники осени. Деточка написала про календарные праздники и вписала «день рождения любимой тети Маши». Тетю Машу учительница зачеркнула красным и поставила ребенку «двойку»! ДВОЙКУ!!! Потому что, ведь нет такого праздника, как «день рождения любимой тети». Нет! Ты должен быть как все. А если будешь спорить и злиться, отправят к директору, накажут и выгонят.

А дочери другой подруги не разрешили читать стихи Пушкина в актовом зале, потому что они «очень сложные». Нужно было учить попроще. Про белок, про жуков.

Ребенок заплакал от обиды, а на него наорали, что он плачет, ведь это стыдно.

У наших детей в душе кипит часто, потому что не все из них могут признаться в своих чувствах. Потому что есть чувства, которых испытывать НЕЛЬЗЯ.

Человек злится на папу, злится на маму, злится на учителя, хочет врезать лучшему другу. Ведь злится. Кипит и грохочет. Но не только сказать этого не может, но даже себе самому признаться в этом. Потому что нельзя испытывать ПЛОХОЕ чувство. Потому что маму и папу надо любить, друга - уважать, учительницу - слушать. Будь хорошим, не дерись, будь послушным и т. д.

В нас тоже все детство копились черные вихри - кипело и хотелось орать, но этот вариант даже не рассматривался. Я же хорошая девочка.

"Мам, вот бесит"

Спросите своего ребенка и получите примерно такой разговор:

- Петь, ты на меня злишься?

- Нет, ты что! Я же тебя люблю!

- Ну, я тоже тебя люблю, но я на тебя иногда при этом злюсь, когда ты, например, в комнате беспорядок устраиваешь… Злюсь и все равно люблю.

- ммм… (нерешительно)

- Злишься?

- Злюсь.

- Черные вихри?

- Ага.

- Выпускай.

- Мам, вот бесит, чего ты….

И дальше вихри понесутся по комнате. Свободно и счастливо понесутся - злость на тех, на кого НЕЛЬЗЯ злиться, обида на друзей, которые не друзья вовсе, но злиться нельзя, иначе вдруг они не будут дружить, рычание на несправедливую учительницу и даже топнуть ногой, вспомнив, как папа отругал…

Обскур страдает

Это, конечно, все про управление гневом. С ним бороться умеют уже во многих странах. В Японии люди разбивают машины в специально отведенных для агрессии местах.

Но чаще, вместо того, чтобы поговорить, высказать, поорать с включенной водой, избить грушу или такого, для боксеров придуманного резинового «Толяна» (представляя начальника или заклятую подругу), - люди вместо этого держат лицо. И учат этому своих детей. А потом просто берут и разводятся, увольняются, ссорятся на век, пьют не ради радости, а чтобы вихри заглушить…

Но взрослых уже не так жалко, они взрослые. А детей жалко.

Сколько же в них опасных вихрей «невысказанных слез». Потом как результат – неумение сказать "нет", незнание, чего хочет, терпеть, терпеть, и не своя жизнь, депрессия и т. д. А все потому что НЕЛЬЗЯ злиться, ведь тогда отругают. НЕЛЬЗЯ дать сдачи обидчику, ведь отведут к директору. НЕЛЬЗЯ написать или нарисовать что-то оригинальное, поставят "двойку".

Обскур хочет быть хорошим. Обскур страдает. Обскур молчит и грызет ногти или ластики... Обскуру не разрешают чувствовать то, что он чувствует.

И неизвестно, как долго он сможет свои черные вихри сдерживать. Они же растут вместе с ним.

А надо-то всего лишь разрешить злиться, не затыкать, не грозить пальцем, когда у человека накипело, выслушать, сказать «да, вижу, как ты злишься, понимаю, что ты обижен, ужасно обидно, наверное…» А когда вы наказали, и ребенок негодует, тоже принять его злость: «ты сейчас на меня злишься, потому что я тебя наказал…»

Не «ты плохой, потому что злишься», а «понимаю, что ты злишься».

О том, как помочь ребенку справлять с эмоциями, негативными и позитивными, мы писали в материале «Плачь, я расскажу, что ты чувствуешь».