Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Дом. Семья19 октября 2017 17:29

Как развиваются дети до года

Чему учатся дети в первый год жизни
KP.RU
Главное, что важно помнить о развитии ребенка — это то, что у всех оно происходит по-разному. И если ребенок не освоил что-то в положенное время, это еще не повод для беспокойства

Главное, что важно помнить о развитии ребенка — это то, что у всех оно происходит по-разному. И если ребенок не освоил что-то в положенное время, это еще не повод для беспокойства

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В первый год жизни дети растут очень быстро, и важно отмечать, как происходит их развитие. Тогда, даже если у ребенка есть какие-то отклонения, их получится раньше найти и скорректировать. Нужно отмечать рост и вес ребенка каждый месяц, а также смотреть за тем, как и чему он учится.

Первый месяц

В эти дни ребенок привыкает к новой среде и учится жить вне маминого живота. Правда, все, что он пока делает - это ест и спит. У малышей в один месяц еще не очень развиты слух и зрение. Поэтому новая прическа или надетые очки могут напугать ребенка - он просто не узнает свою маму. Тренировать зрение можно с помощью яркой игрушки, лучше красной — надо медленно водить ею перед лицом ребенка, чтобы он мог следить, как она двигается.

Второй месяц

На втором месяце жизни дети учатся переворачиваться со спинки на бок и держать голову вертикально. Развиваются и эмоции — ребенок начинает улыбаться и радуется своим родителям. Кроме того, он учится произносить первые звуки, начинает гулить и прислушиваться к своим "словам". А еще дети вдруг обнаруживают у себя руки и начинают их разглядывать и тянуть в рот.

Третий месяц

Во рту теперь не только руки, но и вообще все, что оказывается в поле доступа ребенка. Дело в том, что язык и слизистая у детей в этом возрасте гораздо более чувствительны, чем пальцы. Так что малышу проще в прямом смысле слова познавать мир на вкус. Интерес к происходящему вокруг растет, и ребенок может приподниматься на руках, лежа на животе, и оглядываться по сторонам.

Во рту теперь не только руки, но и вообще все, что оказывается в поле доступа ребенка

Во рту теперь не только руки, но и вообще все, что оказывается в поле доступа ребенка

Фото: Федор СКВОРЦОВ

Четвертый месяц

К этому возрасту действия ребенка становятся более осознанными — например, у него появляются любимые игрушки и он может сам их взять. Лучше становятся зрение и слух, теперь малыш может улыбаться, когда слышит любимую песенку и даже пытаться подпевать, двигать ножками и ручками. В это время дети учатся перемещаться и активно переворачиваются, так что оставлять малыша одного на кровати не стоит, он может с нее свалиться.

Пятый месяц

Ребенок находит у себя ноги и начинает их ощупывать и тянуть в рот. Кроме того, он делает первые попытки ползать и тянется к игрушкам. Но главный его навык в этом возрасте — это умение отличать своих от чужих. При виде нового незнакомого человека ребенок может испугаться и заплакать. Кстати, выражать эмоции они тоже уже умеют — смеются и радуются, сердятся и требуют что им нужно.

Шестой месяц

Дети ползают по-пластунски и двигают окружающие их предметы, так что мелкие вещи лучше убрать подальше — или они тут же окажутся у ребенка во рту. Некоторые малыши начинают пытаться сидеть, опираясь на руку. Если же ребенок этого пока не делает, специально сажать его не надо — это может быть вредно для неокрепшего позвоночника и внутренних органов.

Дети ползают по-пластунски и двигают окружающие их предметы

Дети ползают по-пластунски и двигают окружающие их предметы

Фото: Игорь ЧАБАНЕНКО

Происходит развитие осязания, так что полезно будет дать ребенку поизучать разные текстуры. А еще дети начинают понимать связь между действиями. Например, что игрушка поет, если на нее нажать, или что если стукнуть ладошкой по чему-нибудь, будет больно.

Кроме того, дети учатся говорить, но пока только отдельными слогами, и осваивают согласные буквы.

Седьмой месяц

В это время ребенок становится более активным. Он уже вовсю ползает, может сидеть самостоятельно (но пока недолгое время) и учится вставать. Причем, иногда, пытаясь сесть, ребенок просто падает на спину, так что оставлять его без присмотра может быть небезопасно. Развивается и мелкая моторика — дети могут брать игрушки в каждую руку, размахивать, кидаться ими и стучать ими друг о друга.

В этом возрасте надо не просто разговаривать с малышом, а больше рассказывать ему про окружающие предметы и его части тела. Тогда он научится показывать их по просьбе взрослых.

В семь месяцев ребенок начинает активно подражать взрослым и животным — пытается погавкать, как собака, или берет в руки ложку, как родители. Правда, донести ее до рта у него пока не получится, а вот попить их трубочки или кружки-непроливайки малыш сможет и сам.

Восьмой месяц

Ребенок ползает по всей квартире и встает, держать за опору. Правда, получается не всегда, так что падения неизбежны. Со столов лучше убрать скатерти — падая, ребенок может за нее ухватиться и опрокинуть на себя все, что есть на столе. Не помешают и заглушки для розеток и мягкие уголки для мебели.

Дети начинают все острее переживать расставание с мамой, пусть даже и короткое. Справиться с этим можно с помощью игры: когда ребенок выкидывает из кроватки игрушку, кто-то из взрослых возвращает ее обратно. Так малыш учится доверять миру и просить о помощи.

Обычно именно в этом возрасте дети произносят первое слово. Для развития речи важно разговаривать с ними, читать стихи и книжки. Причем, часто дети будут просить читать одну и ту же сказку или стишок много раз подряд — и это не каприз, просто им сейчас нужна стабильность.

Девятый месяц

В этом возрасте дети делают первые шаги — ходят вдоль опоры или при помощи взрослых. Игры становятся более разнообразными: малыши хлопают, кидают игрушки и стучат ими, играют в прятки — прячутся под одеялом сами и прячут туда игрушки. Можно давать ребенку пластилин и бумагу, которые он может мять и рвать (главное, чтоб не ел).

Еще дети начинают активно изучать, что находится в шкафах и на полках, так что некоторые ящики лучше закрыть специальными фиксаторами. С другой стороны, это способно занять ребенка на какое-то время, чтобы родители могли сделать свои небольшие дела — в девять месяцев ребенок уже может поиграть самостоятельно несколько минут.

Десятый месяц

Ребенок осваивает новые вершины — учится подниматься по ступенькам. Правда, спускаться вниз пока не получается. Такие неудачи заставляют малыша злиться или расстраиваться, и такие эмоции говорят, что у него нормально развивается психика.

Кроме того, дети начинают ломать игрушки — не со зла, а из любопытства. У игр появляются сюжеты: дети начинают кормить и укачивать кукол, катать машинки, "чинить" что-то инструментами.

Речь становится более разнообразной — это могут быть целые фразы, пусть и на своем "птичьем" языке. Дети понимают, что говорят им взрослые и знают слово "нельзя", пусть и не всегда слушаются. Дело в том, что в десять месяцев ребенок не думает, прежде чем что-то сделать. А если запретов и нарушений слишком много, то начнутся капризы и агрессивное поведение.

Одиннадцатый месяц

Дети становятся более самостоятельны — они делают первые шаги без поддержки взрослых, пытаются сами есть ложкой и пить из кружки, стараются сами надеть одежду. Такая самостоятельность приводит к первым капризам. Ребенок может заметить, что родители в ответ на плач тут же дают ему нужную игрушку или другую вещь, и начинает этим пользоваться. Тут лучше просто переключить его внимание на что-то другое.

Диалоги становятся более осмысленными, ребенок может отвечать "да" или "нет" на вопросы взрослых. Появляется желание играть и общаться с другими людьми, особенно, с детьми чуть постарше. В играх малыш учится соотносить предметы друг с другом — например, собирать пирамиду из колечек, строить башню из кубиков или вкладывать стаканчики друг в друга.

Двенадцатый месяц

Обычно в год дети уже начинают ходить. Если нет — ничего страшного, если ребенок пока еще только ползает, до полутора лет это считается вариантом нормы. Еще дети учатся приседать и перешагивать препятствия, сперва с помощью взрослых, а потом и самостоятельно.

Также дети запоминают расположение предметов. Так что брошенную игрушку они будут искать там, где оставили. Развиваются и бытовые навыки — ребенок учится есть ложкой сам, может снимать с себя и надевать шапочку и носки.

В словаре годовалого ребенка может быть от 2 до 10 слов. При этом он не только понимает, что ему говорят, но и улавливает настроение родителей. Поэтому все ссоры и выяснения отношений лучше оставить за пределами детской. Малыши пока еще не умеют справляться со своими эмоциями, и ссора родителей может их травмировать.

Главное, что важно помнить о развитии ребенка — это то, что у всех оно происходит по-разному. И если ребенок не освоил что-то в положенное время, это еще не повод для беспокойства. Однако, если малыш сильно отстает от сверстников, стоит проконсультироваться у педиатра, чтобы вовремя выявить возможные проблемы.