Премия Рунета-2020
Владимир
+12°
Boom metrics
Общество11 октября 2017 22:00

Во Владимире накануне революции готовились голодать

Вспоминаем, как и чем жил наш регион 100 лет назад, в канун Великой Октябрьской социалистической революции
Улица Большая Нижегородская. Фото начала XX века.

Улица Большая Нижегородская. Фото начала XX века.

До Октябрьской революции 1917 года Владимир был сонным центром одной из самых пролетарских губерний империи. Она по развитию промышленности уступала только Петербургской и Московской. Ведь в состав Владимирской губернии входил Иваново-Вознесенск (нынешнее Иваново) – центр российского текстильного производства, заселенный суровыми ткачами (при царе эта тяжелая профессия была во многом мужской). Многочисленные ткацкие фабрики были разбросаны по губернии от Шуи до Камешкова. Пролетариат, работавший там, годами агитировали (сейчас говорят - «разлагали») видные революционные деятели (сейчас говорят - «экстремисты»), вроде товарища Арсения (Михаил Фрунзе) – будущего наркома военно-морских сил Советской республики.

Запрещенные в стране большевистские организации действовали в оружейном Коврове, металлургическом Кольчугино, неспокойно было в Александрове, Судогде, Гусе-Хрустальном.

«ВОЗЛЕ СВОЕГО СВЕЧНОГО ЗАВОДИКА…»

При этом в самом Владимире, губернской столице, было тихо. Тут жило только чиновничество, мещанство и духовенство. Здесь были лишь небольшие свечной, маслобойный, кирпичный заводики и несколько мелких типографий. Пролетариат, а значит – и революционная масса как таковая, почти отсутствовал. Население губернского центра всего-навсего – 47 тысяч человек.

Казалось, по-другому и быть не могло, ведь владимирцы испокон веков были верной опорой трона. Однажды местные черносотенцы даже сами, до прибытия беспечной полиции, разогнали в столице губернии одну из первых первомайских демонстраций немногочисленных трудящихся.

Однако в Февральскую буржуазно-демократическую революцию 1917 года, накануне отречения императора от престола, во Владимире уже действовал Совет солдатских депутатов, поскольку в губернии стояло несколько запасных полков пехоты.

Улица Большая Московская. Фото: начало XX века.

Улица Большая Московская. Фото: начало XX века.

ПОСЛЕДНИЙ ОКТЯБРЬ НАСТУПАЕТ

К 1 октября 1917 года по всей Владимирщине свирепствует голод. То там, то здесь - вялые бунты, незаконные порубки лесов и забастовки. Почти непрерывно заседающий в эти дни во Владимире Съезд Солдатских депутатов шлет в Питер одобряющие большевиков телеграммы. Никто не хотел больше идти на германский фронт. На фабриках требовали выдать хотя бы минимальную зарплату и «удалить» прежних директоров. Несмотря на запрет, во Владимире прошел митинг против войны и Временного правительства. В Коврове рабочие требуют у милиции оружие для стачкома.

Тем временем, хозяйственные крестьяне в роскошном имении лесопромышленника и предводителя губернского дворянства Владимира Храповицкого уже дрались с работниками самой усадьбы. За то, как они вскоре будут делить барское добро! Псевдоготический замок олигарха победившие рабочие и крестьяне впоследствии довели до состояния полной руины. Он до сих пор стоит без крыши, окон и дверей в ожидании возрождения.

Толпы обнищавших безработных осаждали губернскую продовольственную управу. Владимирская Дума признавала: "Вместо хлеба город может получить голод". Из 800 плановых вагонов муки в губернию пришел только 161.

К 7 октября во Владимире собрались 5000 собинских ткачей и приняли резолюцию: "Вся власть – Советам!" Губкомиссар телеграфирует в Питер о росте недовольства, цен и спекуляции. В Коврове бунтовщики арестовали милицию и следователя. Владимирские Советы выпускают обращение: "Не поддаваться на слухи о каких-то там погромах. Собрания запрещаются и будут подавляться".

На штурм! За спиртом!

С 21 по 24 октября к забастовке ивановских текстильщиков присоединилось 40 владимирксих мануфактур, фабрик и мелких мастерских. Судогодский комиссар телеграфирует: "Все добро захвачено. Администрация устранена. Рабочие мирные. Мы не в силах сдержать порубки леса. Надо вызывать кавалерию!"

И вот 25 октября (7 ноября по новому стилю). В Санкт-Петербурге стреляет «Аврора», штурмуют Зимний дворец… Во Владимире не происходит ровным счетом ничего! Только на следующий день получившие из Петербурга телеграмму об знаменитых ленинских декретах солдаты, ринулись первым делом громить владимирские спиртовые склады.

НАКАНУНЕ

МЯТЕЖНЫХ РАБОЧИХ ВОЗГЛАВИЛ САМ ФАБРИКАНТ

Александровский уезд прогремел на всю Россию в первую революцию - в 1905 году. В декабре на трое суток власть здесь захватили революционные боевики. Работа городской думы, земской и полицейской управы, суда была парализована. Государственная власть действовала только в пределах казарм саперного батальона. Трудно поверить, но Александровский мятеж вошел в историю еще и тем, что руководителем выступлений был хозяин мануфактурной фабрики Сергей Баранов вместе с Советом рабочих депутатов этой же фабрики. Хотя, ничего удивительно: застрявшая в прошлом система самодержавной власти мешала развитию русского капитализма и обогащению отечественного производителя. Многие промышленники, начиная со знаменитого Саввы Морозова, финансировали антицарские революции, а некоторые и участвовали в них лично. Разумеется, они и представить не могли, каким адом это обернется для них же самих.