Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Общество27 сентября 2017 22:00

Актер Сергей Лысенко: Уличный театр не существует без зрителя!

«Комсомолка» узнала, чем уличное искусство отличается от традиционного, и какой вопрос должен каждый день задавать себе актер
За четыре дня фестиваля его посетили несколько тысяч зрителей

За четыре дня фестиваля его посетили несколько тысяч зрителей

Фото: Екатерина УЛИТИНА

Уже третий год подряд театр «Место Д» организует Фестиваль уличных театров в Бишкеке. Все как на фото из европейских городов: живые статуи, мимы, перфоманс и непосредственное участие зрителя… О том, что такое уличное искусство и чем оно отличается от традиционного – театрального, «Комсомолке» рассказал актер и один из организаторов фестиваля Сергей Лысенко.

«ЗРИТЕЛЬ, НЕИСКУШЕННЫЙ ИСКУССТВОМ»

- Как у вас вообще зародилась идея провести такой фестиваль в Кыргызстане?

- Много лет назад, когда мы только начинали, нас пригласили в Европу на один из подобных фестивалей. Мы так воодушевились, что когда приехали домой, решили сделать здесь то же самое. Первый фестиваль организовали буквально за три месяца. Что примечательно, хэдлайнерами раньше у нас были труппы из Европы - Италии и Франции. Приехав к нам один раз и увидев нашу публику, они накопили деньги на следующую поездку. Делалось это, конечно, в основном из-за зрителя.

В постановках приняли участие труппы из Европы, Центральной Азии и России

В постановках приняли участие труппы из Европы, Центральной Азии и России

Фото: Театр "МЕСТО Д"

- А что, наш зритель существенно отличается от иностранного?

- Наш - девственен. Он не искушен, потому и прием всегда очень теплый. Наши люди чувствуют искусство сердцем. Причем это отмечают и сами актеры. Очень радостно слышать, когда московские актеры после спектакля в гримерке говорят: «Какой зритель теплый, нас так приняли!». Вот эти ощущения, которые они увезли с собой от нашей публики, дорогого стоят.

В различных локациях для горожан выступали актеры, мимы, танцоры, певцы и многие другие...

В различных локациях для горожан выступали актеры, мимы, танцоры, певцы и многие другие...

Фото: Театр "МЕСТО Д"

- Кто в этом году поддержал Фестиваль уличных театров?

- Нам очень помогли фонд «Сорос» и мэрия Бишкека. Особенно порадовала мэрия. В прошлые годы нам говорили: «Вы знаете, сколько таких предложений приходит в неделю?!». Я негодовал, конечно. А в этом году они сами предложили помощь, интересовались, что нам еще нужно. На одном из выступлений кто-то из чиновников спросил: «Почему так темно на улице?» и сразу дал задание помощнику. Вечером следующего дня света было больше.

- Театральным коллективам из других стран понравился наш фестиваль?

- В этом году к нам приехали актеры из Государственного музыкально-драматического театра таджикского города Канибадама. Это был их первый подобный опыт, и они справились! Актеры адаптировали спектакли под территорию, под местного зрителя… На третий день стали, как и все, ходить с шапкой. Ребята, как выяснилось, прилетели на свой страх и риск. В последний день перед прибытием в Кыргызстан у них сорвалось финансирование, и деньги у актеров были только на билет в одну сторону. Но они рискнули! Думали, что сэкономят на суточных, а суточных-то никто им и не выдавал. В итоге, благодаря поддержке зрителей, собрали деньги на билет и уехали с хорошими впечатлениями.

На феестивале выступили актеры различных жанров

На феестивале выступили актеры различных жанров

Фото: Театр "МЕСТО Д"

«В ТЕАТРЕ, КАК В ПОЛНОВОДНОЙ РЕКЕ, ВСЕ БУРЛИТ И ЖИВЕТ»

- Сергей, почему вы выбрали именно уличный жанр, а не стали, к примеру, играть в государственном драматическом?

- Еще будучи студентом я проработал несколько лет звукорежиссером в академическом театре, посмотрел на то, что там происходит, и решил, что это не мое. Уличное искусство мне ближе. Со временем причины, почему ты занимаешься театром, меняются. Вот наша площадка - Театр «Место Д». У нас нет зарплат и дотаций. Ты должен каждый день, каждый час отвечать на вопрос: «Зачем тебе это надо? Что ты здесь забыл?». Иногда ответ очевиден, и тогда театр можно сравнить с полноводной рекой, все в нем живет и бурлит. А иногда бывает затишье.

Зрители могли стать непосредственными участниками постановок, ведь уличный театр не существует без зрителя

Зрители могли стать непосредственными участниками постановок, ведь уличный театр не существует без зрителя

Фото: Театр "МЕСТО Д"

- На вашей «статуе» во время фестиваля висела табличка «Не кормить». Так кормили вас все-таки? И случались ли казусы, связанные с реакцией зрителей?

- Конечно, кормили! Это же и была провокация такая. А казусы… казусы есть в каждом выступлении. Это искусство на то и направлено. Уличный театр не существует без зрителя. Когда ты в гриме, то надеваешь на себя маску и можешь делать то, что в жизни никогда не делал. Как-то раз я увидел пару, парень с девушкой шли по улице и громко ссорились. Я начал с ними играть. Огрызнулись один, второй раз. На третий раз рассмеялись, перестали ругаться и пошли дальше с улыбкой. После таких случаев на душе становится теплее…

Надпись "Не кормить" была провокаций и зрители Сергея, естественно, кормили

Надпись "Не кормить" была провокаций и зрители Сергея, естественно, кормили

Фото: Екатерина УЛИТИНА