2017-09-11T14:07:03+03:00

Спецвагон: белья нет, матрасов нет, телевизора нет. Пассажиры не знают, куда их везут

Корреспондент газеты «Комсомольская правда» — Челябинск» увидел, как выглядит изнутри тюрьма на колесах [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments55
Окна только со стороны коридора. Красоты России местным пассажирам не увидать.Окна только со стороны коридора. Красоты России местным пассажирам не увидать.Фото: Станислав БЕЛКИН
Изменить размер текста:

— Я начальник конвоя. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выходите с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок. Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги. В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения…

Снаружи — это обычный купейный вагон. Но окна только с одной стороны. Там, где коридор. По нему не семенит буфетчица, предлагая вафли и пиво, а тяжелым шагом бродит часовой. То и дело заглядывая сквозь тяжелую решетчатую дверь в камеры. Их тут два вида: малая на три и большая — на семь посадочных мест.

По лимиту в вагоне может ехать 70 заключенных. Но бывает, что в большой камере едет 12 человек. Двое — на верхних багажных полках, на втором ярусе — три человека, а внизу на двух полках сидят семеро. Потом меняются.

Поел пассажир, мусор выбросил в специальное отделение. Похоже на пепельницу в машине, правда? Фото: Станислав БЕЛКИН

Поел пассажир, мусор выбросил в специальное отделение. Похоже на пепельницу в машине, правда?Фото: Станислав БЕЛКИН

СОГЛАСНО «ПОСАДОЧНЫМ ТАЛОНАМ»

Погрузка заключенных проходит на территории управления конвоирования, которая примыкает к вокзалу. Начальник караула - главный в вагонзаке. Даже если сопровождающий заключенного будет старше по званию и должности, все равно главный на всем пути следования — начальник караула.

Во время погрузки в вагон люди мелкими перебежками направляются к вагону через коридор конвойных, овчарки надрываются от лая.

— Быстрее, быстрее!

На стоянках выход только по особым случаям. Вышел, дверь закрыл. Хочешь зайти: звони. Фото: Станислав БЕЛКИН

На стоянках выход только по особым случаям. Вышел, дверь закрыл. Хочешь зайти: звони.Фото: Станислав БЕЛКИН

Перед вагоном — «пассажиры», сумка с вещами — можно взять до 50-ти кг — кладется впереди себя. Ждут команду зайти внутрь.

— Первый пошел — первого принял, второй пошел — второго принял, третий пошел — третьего принял, — заключенные по одному впрыгивают в вагон.

Если среди группы будут одна женщина или один несовершеннолетний, то они поедут в отдельных камерах. То же касается больных туберкулезом.

Преступники, осужденные на особый режим, едут отдельно от тех, кому назначили сидеть в колониях строгого режима. Общий режим отделяется от приговоренных к колонии-поселению.

Проверки проходят вне плана. Фото: Станислав БЕЛКИН

Проверки проходят вне плана.Фото: Станислав БЕЛКИН

ЕДУ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА

Местным пассажирам билетов со станцией назначения не выдают. Более того, они вообще не знают, куда едут.

— Спрашивают у конвойного, в каком направлении их везут, а конвойному строго запрещено разговаривать со спецконтингентом, — говорит начальник управления конвоирования по Челябинской области Вячеслав Першин.

Потому на стоянках весь вагон замолкает и превращается в одно большое ухо: что там говорит диктор, объявляющий отправления поездов?

Камера на семь человек иногда вмещает по 12-ть... Фото: Станислав БЕЛКИН

Камера на семь человек иногда вмещает по 12-ть...Фото: Станислав БЕЛКИН

Нам рассказали быль, больше похожую на байку: был тут заключенный, который два года провел в вагоне. Во время ареста у него не оказалось с собой документов. После суда его отправили по этапу. Однако никому в колонию не нужен был заключенный без имени и роду. Так и катался он по России, пока не приняли его в колонии возле Северного Ледовитого океана.

КУРИТЬ — ЛИЧНОМУ ДЕЛУ ВРЕДИТЬ

Курить в спецвагоне запрещено, хотя многие умудряются это делать. Но если заметят — выговор в личное дело, можно не рассчитывать на досрочное освобождение. А вот читать книги и играть в шахматы не возбраняется. Но все это нужно иметь с собой.

Туалеты в новых вагонах (справа) сделаны, как в круизном лайнере. Фото: Станислав БЕЛКИН

Туалеты в новых вагонах (справа) сделаны, как в круизном лайнере.Фото: Станислав БЕЛКИН

По ночам свет в камерах отключают, но в коридоре он горит круглосуточно. Конвойный в сопровождении помощника начальника караула может в любое время зайти в камеру и простучать стены — не готовят ли зеки побег? Не заходят лишь в камеру к женщинам.

Никаких матрасов, подушек и постельного белья не положено. Голые деревянные полки. Меню тоже аскетичное: галеты, растворимые каши и супы, чай дают каждому на руки в пункте отправки. Конвой в нужное время раздает кипяток. В туалет тоже водят по часам.

Фонарь обхода днем находится на зарядке. Фото: Станислав БЕЛКИН

Фонарь обхода днем находится на зарядке.Фото: Станислав БЕЛКИН

— К нам постоянно поступают жалобы на то, что нет матрасов, белья и прочих благ цивилизации, — говорит Вячеслав Першин, — но есть приказ, и это законно.

Благами цивилизации могут пользоваться только проводники и личный состав караула. У них есть кухня, холодильник, микроволновая печь, спальное место с бельем и душевая кабина. Нет только телевизора. По инструкции не положено.

— Зато караулу разрешается слушать радио, — говорит главный конвоир области. — Личный состав должен быть в курсе всех событий, которые происходят в стране и в мире.

У проводников в новых вагонах цивильная кухня... Фото: Станислав БЕЛКИН

У проводников в новых вагонах цивильная кухня...Фото: Станислав БЕЛКИН

Есть в управлении конвоирования вагон, которому исполнилось 37 лет. Это так называемый «столыпинский вагон», в таких в начале прошлого века в Сибирь возили переселенцев. Туалет, тамбур и даже печка тут старого образца. И уже почти не поддаются ремонту, но по-прежнему служат делу конвоирования...

В старых вагонах плиты коптят с советских времен. Фото: Станислав БЕЛКИН

В старых вагонах плиты коптят с советских времен.Фото: Станислав БЕЛКИН

Зато вагонзаки нового поколения отвечают всем европейским стандартам. Кондиционеры, чистые туалеты, в которые уже водят по первому требованию. Блага цивилизации и гуманизм нынче в тренде...

Проводников в спецвагоны набирают из сотрудников РЖД, которые прошли специальную проверку. Фото: Станислав БЕЛКИН

Проводников в спецвагоны набирают из сотрудников РЖД, которые прошли специальную проверку.Фото: Станислав БЕЛКИН

Камера на трех человек. Больным клаустрофобией здесь будет неуютно... Фото: Станислав БЕЛКИН

Камера на трех человек. Больным клаустрофобией здесь будет неуютно...Фото: Станислав БЕЛКИН

Новые вагоны оснащены камерами видеонаблюдения. Фото: Станислав БЕЛКИН

Новые вагоны оснащены камерами видеонаблюдения.Фото: Станислав БЕЛКИН

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Репортаж из челябинского изолятора: «Чтоб я так жил!»

Подследственные будут добираться до своих камер в комфортабельном лифте, мыться в душевой, смотреть плазменный телевизор и общаться по телефону (подробнее)

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также