Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное16 августа 2017 11:00

На грани вымирания: Как спасти владыку снежных вершин

В преддверии второго международного форума в Бишкеке по сохранению снежного барса активисты провели пресс-конференцию, чтобы еще раз заострить внимание на проблеме исчезновения дикой кошки
Ирбис занесен в Красную книгу Кыргызстана и международную Красную книгу. Однако это не спасает его от охотников за ценным мехом.

Ирбис занесен в Красную книгу Кыргызстана и международную Красную книгу. Однако это не спасает его от охотников за ценным мехом.

Фото: Влад УШАКОВ

БАРСИ И ЕГО ДРУЗЬЯ

На самом деле, поводов для встречи с журналистами было несколько. Увидел свет второй выпуск экологических комиксов для детей «Барси и его друзья», над которыми работает художник Руслан Валитов. Еще «горячие» красочные журналы активисты презентовали во время пресс-конференции. Всего при поддержке Программы малых грантов глобального экологического фонда ПРООН в Кыргызстане было выпущено два детских комикса, разноплановые материалы, посвященные животному и растительному миру Кыргызстана, и два больших издания - «По следам снежного барса» и «Владыка снежных вершин». Автор фотопроекта Владислав Ушаков с командой развернули широкую информационную кампанию по спасению дикой кошки в 2013 году, когда в столице был проведен первый саммит, посвященный проблеме исчезновения уникального животного. 23 августа Бишкек готовится принять лидеров 12 государств, которые вновь приедут в республику для участия в трехдневном форуме. О том, какую работу провел Кыргызстан за минувшие три года и чем может похвастаться перед представителями стран ареала обитания ирбиса, рассказала национальный координатор Программы малых грантов ГЭФ/ПРООН в КР Евгения Постнова.

По мнению активистов, из-за бездействия одних и «активности» других через несколько десятков лет дети будут узнавать о снежном барсе только по рассказам взрослых.

По мнению активистов, из-за бездействия одних и «активности» других через несколько десятков лет дети будут узнавать о снежном барсе только по рассказам взрослых.

Фото: Юлия ТЕНЬКОВА

- Когда поднимается вопрос о сохранении популяции снежного барса, мы говорим не только о браконьерстве и уничтожении конкретных особей. Благополучие краснокнижного животного прежде всего зависит от благополучия его дома. Место обитания хищника - это высокогорные системы Кыргызстана. Для того чтобы жить, размножаться и охотиться, каждому зверю нужна площадь в несколько тысяч километров. Второе важное условие - сохранение кормовой базы, которой для барса служат копытные: архары и теке, - поясняет координатор программы.

Чтобы защитить дикую пятнистую кошку и привычную для нее среду обитания, Глобальный экологический фонд поддержал несколько проектов на особо охраняемых природных территориях, где обитает снежный барс.

- Как известно, самая большая популяция ирбиса живет в Сарычат-Ээрташском государственном заповеднике. Фонд выделил деньги на ремонт и укрепление кошар в нескольких населенных пунктах Иссык-Кульской области, в частности, в селе Ак-Шыйрак, чтобы чабаны, в неукрепленные постройки которых хищник пробирается под покровом ночи и убивает скот, не объявляли на него охоту. Кроме того, заповеднику передали солнечную фотовольтажную панель для освещения территории в темное время, - говорит Евгения Постнова.

Велась работа и по оптимизации нагрузки на джайлоо для решения проблемы выпаса домашнего скота, который, забираясь все выше и выше в горы, теснит диких копытных животных.

ТОШОКИ, ШИРДАКИ И... ШУБА ИЗ БАРСА

Впрочем, ни раздаточный материал, в котором детям и взрослым объясняют, что к дикой природе нужно относиться бережно и с любовью, ни инициативы экологических фондов, ни международные саммиты и призывы голливудских звезд спасти чудо природы делу не помогут, если нет законодательной базы и понимания проблемы.

- Все разговоры - пустой звук, воздух, завернутый в красивый фантик. Проведение экологических форумов и проектов абсолютно никак не влияет на численность снежного барса - нужны в первую очередь законы, которые будут неукоснительно соблюдаться, - считает председатель Союза фотожурналистов Кыргызстана Владислав Ушаков. - Невозможно одной рукой подписывать декларацию о защите снежного барса (эта декларация стала ключевым документом, принятым по итогам первого международного форума в 2013 году. - Прим. авт.), а другой - голосовать против моратория на отстрел краснокнижников.

Введения запрета на охоту на четыре вида копытных животных (основные объекты кормовой базы барса) активисты пытались добиться в начале 2017 года, но депутаты парламента законопроект не поддержали. А между тем, чтобы выжить (речь даже не идет об увеличении популяции), ирбису нужны архары и козероги, которых отстреливают браконьеры и охотники.

Величественное дикое животное находится под угрозой исчезновения.

Величественное дикое животное находится под угрозой исчезновения.

Фото: Влад УШАКОВ

- Пока одни занимаются спасением диких животных, другие их уничтожают, - констатирует автор фотопроекта «По следам снежного барса». - На Играх кочевников в юртах на фоне традиционных тошоков и ширдаков свободно вывешивали шубы из шкур снежного барса - национального символа страны. На вопрос: «Как? Откуда?!» торговцы, не стесняясь, отвечали, дедушка, мол, добыл. Известно, что качество меха с годами ухудшается, а там невооруженным глазом было видно - шуба сшита из свежедобытого зверя. Но разве кого-то это волнует? Кто-то за этим следит? Мы намерены добиваться не только принятия моратория на отстрел краснокнижников, но и ужесточения наказания и запрета на распространение шкур, рогов и копыт диких животных.

Неравнодушие и искренний интерес общества - один из барьеров, препятствующих безжалостному истреблению зверей. Международный форум - большая площадка, где можно поговорить о проблеме. Не хватает Кыргызстану самого важного звена - принятия эффективных законов на местах и желания их исполнять. Только при этом условии удастся сберечь уникальное создание природы - пока еще живую гордость животного мира, а не застывший экспонат в музее, к которому водят на экскурсии детей.