Премия Рунета-2020
Донецк
+20°
Boom metrics
Политика27 июля 2017 16:50

Три года со дня «Кровавого воскресенья». В Горловке открылся мемориал памяти погибших мирных жителей

Три года назад город пережил жесточайший обстрел.
Трагедия коснулась каждого жителя Горловки

Трагедия коснулась каждого жителя Горловки

Фото: Ольга ЖУКОВА

- В тот день было очень много народу: воскресенье, 12:42, остановка рядом. По официальным данным в тот день, 27 июля погибли 27 человек. Но это не так. Потому что очевидцы, которые были тут, говорят, что только здесь, у супермаркета, больше 30 человек полегло. А еще парк. И детей в тот день по официальной версии погибло двое, а на самом деле пятеро по последним данным. От кого-то вообще ничего не осталось. От Тани только кофточку на дереве нашли, - вспоминает события того дня Татьяна, коренная горловчанка.

Горловке досталось больше, чем Донецку. В отличие от Донецка, который обстреливается по окраинам, Горловку били по центру. За три года войны здесь погибло 214 мирных жителей и 20 детей. В их честь сегодня в городе открыт мемориал. Мемориал представляет собой разбитое сердце и четыре гранитные плиты. На первый плите высечены имена погибших детей. Рядом с ней установлен ангел. На трех остальных – имена погибших мирных жителей.

На открытие мемориала пришло несколько тысяч горловчан. Горловка – небольшой город. Среди пришедших не было ни одного человека, которого война не коснулась лично. Все кого-то потеряли – маму, бабушку, сына, дочь, сестру, соседку, знакомую, племянника, дедушку, друга, подружку. Еще одна сторона войны – огромное, всепоглощающее человеческое горе. И целому городу, каждому его жителю теперь с этим жить.

К мемориалу дети принесли игрушки. Девочка лет семи принесла лисичку. Положила.

- Ты кому принесла лисичку?

- Детям. Они были детьми, а сейчас ангелы. Мне мама так говорила. Потому что их убили плохие дяди.

- Плохие дяди?

- Ну да. Они вон там стоят, мы с балкона смотрим.

- Может, можно их обратно сделать хорошими?

- Они не знают, что убили детей. Им надо просто рассказать и все. Они заплачут станут добрей и больше не будут убивать.

Девочку звать Соня. Ей семь с половиной. Ее мама в тот день потеряла свою очень хорошую знакомую Кристину и ее дочь Киру. Та самая Горловская Мадонна.

В этом городе даже малыши знают что такое "убили"

В этом городе даже малыши знают что такое "убили"

Фото: Ольга ЖУКОВА

- И еще тут дети моей подруги. Трое. Их всех троих убило в ванной. Она их спрятать хотела. Прямое попадание. Всех троих. Я ее недавно встретила. Она пошла воевать. Говорит – а куда мне еще идти? Я бы тоже пошла, если честно.

Еще семья с портретом

- У нас погибла дочичка, - в один голос говорят мама, отец, и свекры. У всех на глазах слезы. Она в МЧС работала и погибла там, поехала по службе, по работе, и не вернулась. Остались двойняшки сын и дочь.

Почему-то они благодарят меня:

- Спасибо вам за внимание.

- Вам земной поклон за дочь.

Семья погибшей Татьяны Дмитриевны

Семья погибшей Татьяны Дмитриевны

Фото: Ольга ЖУКОВА

Поток людей, желающих возложить цветы, не иссякает, хотя мероприятие закончилось. Какая-то бабушка принесла шоколадку, в силу возраста не может наклониться, просит ей помочь. Фотограф берет шоколадку и заботливо кладет ее в тень, чтоб не растаяла на жаре.

Очень много людей ищут фамилии своих погибших. Они аккуратно раздвигают цветы и читают фамилии.

Горловчане ищут фамилии своих близких

Горловчане ищут фамилии своих близких

Фото: Ольга ЖУКОВА

- Целыми семьями убивали, с…, - не сдерживает эмоции пожилая женщина, - будьте вы прокляты. Будьте вы навсегда прокляты, - говорит она это таким тоном, что у меня по спине холодком проскакивает противный ужас.

Еще одна девушка с дочкой принесли игрушку. У, на первый взгляд совершенно спокойной молодой женщины, вдруг скатывается огромная слеза. Девочка лет четырех замечает и начинает спрашивать маму:

- Почему ты плачешь, мама? Почему ты плачешь? Мама? Почему?

Видимо девчушка знает, как стопроцентно развеселить маму - надо смеяться самой. Вопрос «Почему ты плачешь, мама?» она задает звонко смеясь. Мама и хочет объяснить, но не может из-за душащих рыданий. После нескольких безуспешных попыток справиться с эмоциями, мама в порыве чувств хватает смеющегося ребенка, обнимает, прижимает изо всех сил, целует:

- Господи, Солнышко, дай бог, чтоб ты никогда не узнала почему мама плачет! Никогда-никогда! И живи, хорошо? Обязательно живи, договорились?

- Договорились!!!, - хохочет девчонка.

Весь город вспоминает своих погибших

Весь город вспоминает своих погибших

Фото: Ольга ЖУКОВА

Еще одна женщина дождавшись, пока схлынет поток, ставит иконку к разбитому сердцу. У нее здесь погибла дочь подружки, которая выросла у нее на руках:

- 35 лет ей было. Она погибла не здесь, она погибла на второй день после этого обстрела. В дом влетел снаряд. Ее кума ранило, а ее сразу убило. Остались дочь, сын пяти лет и моя подружка, которой семьдесят. И она говорит, я знаю, нельзя такое говорить, но она говорит – если бы мне дали бомбу, пошла бы в любой украинский город и взорвала вместе с собой. Почему моя дочь погибла? В девчонке было 47 килограммов. Я помогаю им чем могу. У подруги шок. Когда где-то стреляют, у нее тахикардия, она просто теряет сознание. Сейчас живет только ради внуков. Не живет, а существует.

- А вы откуда?

- Я украинка сама – вот видите крестик (показывает золотой нательный крест). Уже давно уехала к родственникам мужа в Израиль. Эту освященную иконку Божьей Матери я привезла из Израиля.

- Вы специально приехали из Израиля на открытие мемориала?

- Да. И я хочу сказать всему Донбассу – все репатрианты, а особенно те, кто с западной Украины, все ненавидят эту хунту, ненавидят! Когда я уезжала – все просили меня передать Донбассу, что они с ним. Они не зомбированы, у нас есть и российские и украинские каналы – смотрят и те и те. Язык не причем, а я вот ненавижу. Ненавижу и все. Приехала специально, потому что погибла девочка, которая выросла с моим старшим сыном. Еще хочу сказать, в Израиле есть такое подразделение, называется Алия. Состоит из военных русских репатриантов. Они хотели приехать воевать за Донбасс. Но израильское правительство не разрешило – это международный конфликт. А это отборные войска. Обязательно напишите – репатрианты Израиля – все за Донбасс.

Я, разумеется, не единожды плакала во время церемонии открытия и разговоров. В какой-то момент подумала – «А ведь война еще не окончена. На плитах фамилии итак написаны очень маленькими буквами. Куда новых будут вписывать?» Тут же прикусила язык. Дай бог, чтоб на 214 взрослых и 20 детях страшный счетчик остановился. Хватит.