Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Общество15 марта 2017 8:17

Экс-руководитель пресс-службы мэрии Гуля Алмамбетова: Меня называли главным стукачом мэра!

В прошлую пятницу Албек Ибраимов уволил полюбившегося горожанам и журналистам пресс-секретаря. «Комсомолка» встретилась с временно безработным политтехнологом, чтобы разузнать об изнанке работы муниципалитета
Гуля Алмамбетова: «Если человек верит в то, что делает и действительно это любит, его любовь будет искренней и настоящей и он будет ею заражать окружающих».

Гуля Алмамбетова: «Если человек верит в то, что делает и действительно это любит, его любовь будет искренней и настоящей и он будет ею заражать окружающих».

Фото: meria.kg

Она работала со всеми президентами Кыргызстана, участвовала в избирательных кампаниях Нурсултана Назарбаева, Владимира Путина и других политиков с мировым именем. А последние два года занимала весьма скромную должность в столичной мэрии, и то - с приставкой и.о.

КАК МЭРИЯ УШЛА С ГОЛОВОЙ В ЧАТЫ

Пресс-секретари политиков и крупных чиновников хранят сотни секретов своих боссов. А вот раскрывать их не спешат - профессиональная этика, как у врачей, не позволяет. Тем не менее, кое-что о работе столичной мэрии, о политиках - и не только кыргызских - нам узнать удалось.

- Помните свой первый день в мэрии?

- Это было 25 января 2015 года - мой день рождения. Кубан Кенешович (Кулматов - экс-мэр Бишкека) попросил подкорректировать его интервью. Видеоматериал был почти готов, надо было просто поработать по монтажу, я сделала это за 15 минут, и ему очень понравилось. С тех пор началась интересная работа. Помню, в конце того дня писала записку: «Если что-то случается в мире, в этом виноват Путин, а если в Кыргызстане - виноват мэр Бишкека». Главная проблема мэрии, которую увидела в тот же день - это окружение самого мэра. Вокруг него было два типа людей: преданные, но не компетентные, и компетентные, но не преданные.

- Это далеко не единственная беда. Иногда кажется, в мэрии не знают, чем занимаются их структуры. Каждый живет сам по себе.

- Это вторая проблема не только в мэрии, а во всем госаппарате. Решить все получилось на техническом уровне, мы создали общий чат в WhatsApp, где вице-мэры каждый день отчитывались сначала Кулматову, а потом Ибраимову о своей работе. Мэр в любую минуту мог задать вопрос и быстро получить информацию. Потом мы пошли еще дальше, и такие чаты появились у всех служб мэрии, к некоторым имели доступ горожане, там они рассказывали о городских проблемах. Эта простая идея стала очень хорошо и быстро работать: за считанные часы проблемы людей стали решаться. Где-то не вывезли мусор? Человек фотографировал, отправлял в чат, через пару часов приезжали дворники и все убирали. Первый опыт был положительный - и тут меня вызвали на ковер к начальству.

- За что!?

- Они не хотели огласки. Я тогда применила на Кубанычбеке Кенешовиче все возможные технологии убеждения. В конце концов, просто расплакалась у него в кабинете. Не знаю уж, что помогло, но Кулматов согласился попробовать. Потом билась еще два месяца, чтобы заставить службы реагировать на жалобы.

«КОГДА ИДУ ПО ГОРОДУ, МНЕ СИГНАЛЯТ ВСЕ МУСОРОВОЗЫ»

- Вас там, наверное, не очень любили?

- Первые месяцы работы в мэрии меня откровенно ненавидели. Называли не главным советником мэра, а главным стукачом. Но я была счастлива этому прозвищу, потому что это говорило об одном - меня стали воспринимать как некую силу, которая выводила их из зоны комфорта.

У нас ведь система круговой поруки, примерно 60 процентов работников - представители родоплеменных кланов. Нельзя сделать замечание сотруднику, потому что он племянник или родственник депутата или министра. Это сильно тормозит работу всего госаппарата и мэрии в том числе. Сама модель управления застряла в 48-м году, а то и в 37-м, когда нужно было всего бояться. И люди в госструктурах действительно боятся.

- Чего?

- Потерять свою работу и государственные гарантии. Правда, у муниципальных служащих их нет. Это, кстати, еще одна проблема. Зато у них есть мэрская доплата, без которой боятся остаться. Вот именно за эти деньги люди и держатся как за единственное средство пропитания. Они предпочитают работать в тени, не поднимая головы, и, соответственно, у них нет стержня, они не хотят брать ответственность на себя. Есть отдельные личности, например, вице-мэр Айгуль Рыскулова. Но у нее огромный опыт, таких людей единицы.

- Расскажите, как у Бишкека появилась приличная новогодняя елка?

- Было дано поручение: есть бюджет на елку, но нужно придумать концепцию, чтобы красиво ее украсить. Так мы стали ответственными за новогоднее украшение площади. В 2015 году буквально три недели жили в палатке, рядом с историческим музеем. Вместе с сотрудниками управления культуры ездили на базар, покупали игрушки, ночами на компьютере составляли узор. Нужно было высчитывать, где встречаются гирлянды, чтобы получился ровный ромб, где, сколько и в каком порядке повесить шары. Потом проводили тренинги с ребятами из «Тазалыка», украшавшими площадь. Под конец у меня с ними сложились очень теплые отношения. Теперь, когда иду по городу, мне сигналят все мусоровозы и каждый дворник здоровается.

КОГДА ГОВОРЯТ «УХОДИ»

- Так что произошло между вами и Албеком Ибраимовым? Была какая-то ссора?

- Никакой ссоры не было. Было недоумение его окружения, которое не поняло и не приняло меня. Они работали по системе, где каждый отвечал только за свой маленький кусочек. Полной информацией владел только мэр, и у него каждый день требовали интервью. Хотя его работа - заниматься поиском управленческих решений. Поэтому мы выдвинули вперед пресс-службу как главного медиатора между мэром и горожанами. Собирали информацию и предоставляли ее людям через СМИ или напрямую. Культурная норма, которая существовала до этого в мэрии, встала на дыбы. Дошло до того, что однажды меня вызвал мэр и сказал, что его просят убрать мою фотографию с сайта, потому что меня стало слишком много.

- Может быть, это и есть причина увольнения?

- Это одна из причин. Возможно, последней каплей стало то, что четыре месяца назад на работу пришел человек из его команды. Но я хочу сказать, что Албек Ибраимов - смелый человек и талантливый управленец. Он, наверное, единственный, кто не побоялся оставить руководителем пресс-службы сотрудника, которого нанял предшественник. Он подхватил начатые до него реформы Омуркулова и Кулматова и развил их. Мы проработали с ним год и все это время пользовались его доверием. У нас была полная свобода действий. За это очень благодарна ему. Видимо, потом он разобрался в структуре мэрии, вник в суть и решил, что больше в моих услугах не нуждается. Ну, и пусть. Зато мне позвонили 90 процентов сотрудников, колоссальную поддержку получила от журналистов и простых горожан. Это было самое приятное, даже важнее, чем похвала от начальства.

- Уже определились, что будете делать дальше?

- Есть много предложений. Я не тот человек, который останется без дела. С пятницы поступило 23 предложения, но пока не приняла решение. Хочу неделю-другую провести дома с семьей. У меня сын первоклассник, за весь год ни разу не села с ним делать уроки.

- Все-таки не жалеете, что пришлось уйти из мэрии?

- Мне не нужна карьерная лестница, я антикризисный менеджер. Прихожу, налаживаю работу и ухожу. Я не страдаю ложной скромностью и сразу скажу, что у меня очень крутая подготовка. Я работала в первую кампанию Путина, работала с Чубайсом, с Немцовым, с Хакамадой, мы полтора года обслуживали команду Кучмы, я работала во время одной из предвыборных кампаний Назарбаева.

- Ничего себе! Расскажите-ка подробнее, как там у них в политике все устроено?

- Там совершенно другой уровень политиков, другие возможности, другие инструментарии. Там культурная и интеллигентная среда более густая, и возможностей больше. Самое большое впечатление осталось от работы в избирательной кампании Союза правых сил в 1999 году. Тогда мы за два месяца победили, преодолев пятипроцентный барьер по стране. В наш штаб на Зубовском бульваре в РИА Новости приехал с поздравлениями Владимир Путин. Потом в 2000-м всей командой формировали его президентскую повестку.

МАРШ БОМЖЕЙ И ГЕНИЙ ЧУБАЙСА

- Чем отличается работа там и здесь?

- Ну, например, Анатолий Чубайс, который был начальником штаба Союза правых сил, мог назначить совещание на 13.43. И ровно в 13.43 он его начинал, а завершал в 13.57. Этого времени ему хватало, чтобы все контролировать. Знаете, как он утверждал бюджеты? Спрашивал: «Так, что там у вас?», «17 миллионов листовок», «Зачем вам 17 млн? Сделайте 11». И тут же одним росчерком подписывал бумагу. В этой стране такой силой обладал только Медет Садыркулов. Сейчас таких людей нет, и это главная проблема.

- Какие были самые безумные политические технологии?

- Выборы губернатора Красноярского края - это отдельная песня. Основными претендентами были Валерий Зубов и Александр Лебедь. Мы с командой московских политтехнологов, с которыми до сих пор дружим, тогда применили два приема, их я запомнила на всю жизнь. Первый, когда команда Лебедя привезла Алена Делона, и весь штаб Валерия Зубова пошел на концерт, таким образом мы полностью сорвали их работу. Второй - собрали всех бомжей, которые жили в Красноярском крае, и сделали им плакаты «Лебедь - наш экзистенциальный выбор». И они с этими плакатами пошли по городу.

- Смешная, но сомнительная агитация…

- На то и был расчет. Все подумали, что это черный пиар конкурента. Но это поэзия, высший пилотаж политтехнологий. Нашим политикам с их лампочками далеко до такого.

ЛЮБОВЬ - СЕКРЕТНЫЙ ИНГРЕДИЕНТ

- Используя эти технологии, любого человека можно сделать, например, президентом?

- Абсолютно любого.

- А в чем секрет?

- Надо подавать любое событие, любого человека технологично, красиво и культурно. Например, в Алматы, где я никого не знала, нам нужно было провести презентацию первого цветного принтера. Чтобы завлечь избалованных алмаатинцев, мы привели в зал живого верблюда. В другой раз в Москве, организовывая вечер кыргызского кино, повезли отсюда юрту и яблоки. Секрет в деталях. Немцы правы, говоря, что черт кроется в деталях. Я всем пытаюсь донести эту мысль. В мэрии, в каждом пресс-релизе старалась писать «Хорошего дня», «Любимый город». Важно делиться с людьми любовью, прививать им любовь. Вот и весь секрет.

- Такая выверенная и спланированная любовь не делает ее неискренней?

- Все зависит от человека. Если он верит в то, что делает и действительно это любит, его любовь будет искренней и настоящей и он будет ею заражать окружающих.