Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество26 января 2017 12:03

Рамзан Кадыров: Мои дочери никогда платки не снимут

Глава Чечни вступил в полемику с министром образования и науки Ольгой Васильевой
Закон о ношении платков оставляет решение за местными властями и администрацией образовательного учреждения.

Закон о ношении платков оставляет решение за местными властями и администрацией образовательного учреждения.

Фото: Личный архив

Время какое-то наступило суетное, невнимательное. Вот и на этот раз вырванные из контекста цитаты уважаемых людей представляют как конфликт. Причем религиозный, чуть ли не мировоззренческий. «КП» разбирается что же прозвучало на самом деле, в чем смысл дискуссии.

Итак, на пресс-конференции во вторник министр образования и науки Ольга Васильева на вопрос об отношении к ситуации в татарском селе Белозерье (оно находится в Мордовии), где местные власти запретили носить платки ученицам и педагогам в школе, ответила так:

«Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных и межконфессиональных отношений… Мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе. У нас светский характер образования». И напомнила, что «Конституционный суд принял решение, что хиджабу как подчеркивающему национальную принадлежность [атрибуту] не должно быть места в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом».

Сразу же это личное — подчеркиваю! - мнение министра растиражировали в интернет-сми с заголовками вроде «Васильева запретила хиджабы в школе».

Отреагировал на публикации и глава Чечни Рамзан Кадыров: «Платок не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, носить которую предписано Всевышним Аллахом и Пророком (с.а.в.). Васильева вправе высказывать своё «личное убеждение», но оно остаётся её мнением и не принимает силу закона... Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками? В борьбе с врагами России, которая гарантирует права 30 млн мусульман, я лишился сотен близких и родных мне людей. Убеждён, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей… Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами!»

На самом деле министр Васильева, конечно же, никаких хиджабов не запрещала. История тут такова. В 2012 году правительство Ставропольского края приняло постановление о том, что школьники региона должны посещать занятия в форме. Описывались и основные требования к ней: классического образца, у девочек без заниженной талии, без декольте. Вводился и запрет на использование религиозной одежды, символики и атрибутики. Группа родителей-мусульман, проживающих на Ставрополье, это постановление обжаловало. Дошли до Верховного суда (Здесь Ольга Юрьевна Васильева не совсем точна — она говорила в ответе о суде Конституционном). В 2013 году Верховный суд признал законным запрет на ношение хиджабов в общеобразовательных школах Ставропольского края.

А в 2014 году Президент России Владимир Путин подписал закон о школьной форме. Были внесены поправки и в закон «Об образовании». Главное: в этом законе закреплено право самого образовательного учреждения - школы, университета, колледжа - устанавливать требования к одежде учащихся. Они прописываются в уставе. Внимание: речь даже не идет конкретно о школьной форме (ее юридического определения в законе нет), а о некоем дресс-коде, который администрация, родители и учредитель (если мы говорим о государственной школе, то это, как правило, муниципальные власти) могут устанавливать исходя из особенностей своего региона и местных традиций.

То есть школы Чечни могут в своих уставах прописать требование к форме школьников. И в праве посчитать, что платки — тоже элемент этой формы. Еще раз: закон оставляет решение за местными властями и администрацией образовательного учреждения. На Ставрополье правительство решило так, в Чечне - приняли другое решение. Страна у нас огромная и, понятно, кому как не региональным властям знать как лучше одеваться их школьникам.

Кстати, я знаю, что и в некоторых школах в других регионах, например, в Новосибирской области, девочки по праздникам приходят на занятиям в косынках. На светский характер преподавания школьных предметов это не влияет.

В ТЕМУ:

Откуда пошел “платочный бунт”

В этом селе школьницы не только ходят на уроки в хиджабах, но и позируют у классной доски с «Калашниковым».

«Платочный бунт», который дошел до больших начальников, возник в татарском селе Белозерье, что в Мордовии, всего в 25 километрах от столицы республики - Саранска. Как по команде различные интернет-ресурсы вдруг возопили, что местные власти не разрешают девочкам Белозерья ходить в сельскую школу в хиджабах, чем де нарушают их права. Деликатно умалчивая о том, что Белозерье - на особом счету у спецслужб. Не потому, что на одно село тут 8 (!) мечетей. А потому, что слишком часто выходцы из этого села оказываются причастны к радикальному исламу.

Так, житель Белозерья Равиль Ахмяров, принявший ваххабизм, был одним из исполнителей подрыва дома в Москве - на Каширском шоссе 13 сентября 1999 года (позже он был убит в Чечне). Фаиль Невлютов с «единоверцами» готовил подрыв поезда «Сапсан» в 2011 году. А в прошлом году суд заочно арестовал трех уроженцев Белозерья - Раиля Бикмаева, Фаиля Янгличева и Ряиса Янгаева. Они, по данным силовиков, воюют на стороне ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). Белозерец Равиль Абдуллов в 2015 году был осужден за то, что передал воюющему в Сирии племянннику 1330 долларов для покупки автомата. При этом дядя прекрасно знал, чем занимается его родственник.

Всего же, по данным cиловиков, сейчас в Сирии бегает в радикальных бандах до 20 белозерцев.

А совсем недавно Белозерье вновь отметилось скандалом. Как водится — снова на религиозную тему: в соцсетях появились фото, где юная жительница села позирует с макетом «Калашникова» на фоне школьной доски. Вся замотанная в платок, конечно...

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Адвокат Виктор Наумов:

- Верховный Суд РФ дважды (в июле 2013 г. и в феврале 2015 г.) уже отклонял жалобы граждан, связанные с запретом на ношение хиджабов в учебных заведениях. Это подразумевает обоснованность запрета на ношение в школе элементов религиозной атрибутики. Руководство ставропольских школ принимало решение привести внешний вид учащихся к единому стандарту, опираясь на постановление правительства от 31 октября 2012 года "Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся". Которое, в свою очередь, соответствует федеральному закону «Об образовании» и приказам министерства образования, регулирующим правила ношения школьной формы. Если это было продиктовано желанием обеспечить равенство всех учеников школы, независимо от их вероисповедания, и ввести общепринятый классический стиль, то это вполне соответствует законодательству.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:

В Чечне примут закон, официально разрешающий детям носить в школу хиджабы, крестики и иудейские кипы

Спикер Народного собрания Чечни Магомед Даудов заявил о том, что в республике в ближайшее время примут закон, по которому дети разного вероисповедания смогут носить в школу и хиджабы, и крестики, и кипы. (подробности)