Звезды

Во Владимире открылась выставка, посвященная ложкам, вилкам и ножам

В Палатах можно многое узнать о предметах сервировки стола XVII–XX веков
.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Выставка «Ложка. Вилка. Нож. Столовые приборы и предметы сервировки стола XVII–XX веков» - совместный проект Государственного исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Она многое говорит о людях, сиживавших с великими за одним столом.

ЦАРЬ-СОЛОНКА ДЛЯ ГОСУДАРЫНИ ЕКАТЕРИНЫ

Ярославна, королева Франции Анна - дочь Великого князя Ярослава Мудрого - в 1051 году вышла замуж за овдовевшего Генриха I. Она писала папеньке на родину: «И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен! У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали…» А потом, взяла, да и сама внесла культуру еды и закуски в головы беспечных парижан.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Впрочем, наука считает, что металлические столовые приборы, а это не только ножи, ложки и вилки, а подчас весьма загадочные инструменты, распространились по Руси и Европе практически одновременно. Точно известно, что вилки в России, как и в Европе, были в начале двузубые и использовались для накладывания больших кусков с общего блюда на индивидуальные тарелки. «Девайсы для еды» быстро превратились из просто предметов быта в ценные произведения искусства - серебряные солонки, например, делал гениальный итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

Пожалуй, именно столовые приборы – поскольку они постоянно на виду и у хозяев, и у гостей – стали своего рода «визитной карточкой» дома, свидетельством статуса, культуры и достатка владельцев. Например, соль когда-то стоила очень дорого, и солонка тоже была важной фигурой на столе. На выставке среди других ценных солонок представлена Царь-солонка, изготовленная в подарок Екатерине Второй.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Столовые приборы очень многое говорят о нас, об этикете, о взаимоотношениях людей, и о том, что высокая культура быта уже осталась далеко позади… Назначение приборов из драгоценных металлов, сделанных для царского двора, представителей аристократии и высшего духовенства, знают только специалисты. Самому невозможно догадаться, что короткая вилка с тремя толстыми зубьями (больше похожая на гребень для волос) – это чтоб придерживать бараний бок или молочного поросенка, пока ножом отрезаешь от него нужный кусок. А изящные ножницы – чтобы изящно разделаться с кистью винограда, а не обкусывать зубами или общипывать пальцами.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

«ВОТ ТАК БОГАЧИ РАЗЛАГАЛСЬ И ЖИЛИ…»

Если смотреть в хорологическом порядке, прямо по ложкам-вилкам можно проследить как в соответствии с мировой модой менялась форма самих предметов и их декор – последовательно проходя через барокко, рококо, классицизм, историзм, модерн. Для нужд русского императорского двора работали многочисленные серебряных и золотых дел мастера. Особое место среди них занимали иностранцы: шведы, финны, прибалтийские немцы, французы, швейцарцы. Столовые приборы для публики попроще развозили по стране из Новгорода, Ярославля, Костромы, Калуги, Владимира, Суздаля, но в лидерах была Москва и впоследствии Петербург. Российские мастера обучались во Франции, Голландии, Италии, странах Востока.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Поиски русской национальной идентичности тоже, кстати, повлияли на столовые приборы. Во второй половине XIX века, все те же изготавливаемые ранее по немецким образцам серебряные солонки, стали делать по образу и подобию деревянных крестьянских «солониц». А декор ножей, ложек и вилок начали выполнять в набиравшем популярность стиле «а ля рюс». Высочайший уровень русского ювелирного искусства XIX века демонстрируют столовые приборы, созданные мастерами всемирно известных фирм Сазикова, Хлебникова, Фаберже, Болина, чей ассортиментный набор из 49 предметов являлся несколько лет назад украшением юбилейной выставки фирмы в Кремле.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Есть на выставке и такие ложки - оправленные в серебро морские раковины. Это очень ценные и древние экспонаты, как бы напоминающие о тех временах, когда люди ели жидкую пищу, действительно зачерпывая ее ракушками. Есть курьезные изделия – вроде ложки «три в одном», этот комплект «на троих» после еды можно было скрепить между собой черенками. Совсем уж необычна – своего рода серебряная «хваталка», нажимая кнопку на ее длинной ручке, можно как пинцетом, дотянуться и зацепить самые лакомые куски. Впрочем, и для реального домашнего стола тут кое-что пригодилось бы – скажем, широкая и плоская ложка для раскладывания очень мягких ягод, вроде малины.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Всего на выставке представлены 153 серебряных изделий с позолотой и использованием перламутра, раковины, ювелирного камня. Предметы сервировки стола выполнены в различных странах, в том числе в Германии, Англии, Франции, Польше. Швеции. А выставлены они на фоне мебели, часов и картин из владимирских усадеб графа Воронцова и предводителя губернского дворянства Храповицкого, знавших толк в красивой жизни.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

Кстати, на заметку тем, кто еще не накопил средств на собственное фамильное серебро: по воскресеньям, с 15.00 все экспозиции ВСМЗ – и эта тоже – работают бесплатно.

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН

.

.

Фото: Михаил ЯЗЫНИН