Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Политика12 октября 2016 10:00

Экс-министр Минсоцразвития Кудайберген Базарбаев: «Чтобы помогать, я стал профессиональным «попрошайкой» и этого «звания» не стыжусь»

Министр труда и социального развития Кыргызстана ушел в отставку. Почему покинул пост, что успел за три с половиной года работы и чем займется теперь экс-глава ведомства, «Комсомолка» узнала из первых уст
Кудайберген Базарбаев: «Очень надеюсь на то, что аппарат, потенциал которого поднят так высоко, и выстроенная в нашем министерстве система будут эффективно работать и дальше».

Кудайберген Базарбаев: «Очень надеюсь на то, что аппарат, потенциал которого поднят так высоко, и выстроенная в нашем министерстве система будут эффективно работать и дальше».

Фото: из архива героя публикации

«УХОЖУ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ»

- А я с «Комсомолкой» давно дружу. Рад встрече с вами, - приветствует Кудайберген Базарбаевич.

- Спасибо. Да только невеселый повод у нас с вами получился для встречи. Новость об отставке стала большой неожиданностью. Почему уходите?

- В нашем обществе сложилась неправильная традиция, когда министры покидают свой пост только из-за каких-то проступков, добровольно еще никто не уходил. Когда мы видим такие примеры где-то за рубежом, с пафосом говорим о высоком уровне политической культуры, но при этом никогда не применяем эту практику в нашей стране. Я создал такой прецедент - в сложившейся ситуации написал заявление по собственному желанию.

- Это как-то связано с критикой в ваш адрес на заседании парламента 10 октября, когда по итогам депутатской комиссии вас фактически обвинили в коррупции и превышении должностных полномочий?

- Мое заявление об уходе не имеет никакого отношения к проверке в ведомстве. А искусственно «подшивать к делу» заключение комиссии - это не более чем попытка заработать себе политические очки. Ситуация такова, что мы - единственное министерство, выполняющее госсоцзаказ. Есть ряд неправительственных организаций, которые писали депутатам ложные доносы. К сожалению, некоторые парламентарии на эту удочку попались.

- Вас называли самым работящим министром. Все-таки не обидно уходить, когда уже столько сделано и еще есть, к чему стремиться?

- Конец любого дела - начало чего-то нового. Большого и значимого. Я кандидат политических наук, преподавал молодым госслужащим на заочном отделении в Академии управления при президенте КР. И сегодня тот опыт, те знания, которые вложило в меня государство, я в полной мере должен вернуть. Не буду сидеть сложа руки, еще плодотворно поработаю. Кстати говоря, в совершенстве владею французским и английским языками, на бытовом уровне говорю по-немецки - с таким багажом знаний, думаю, буду полезен и востребован на родине.

РАБОТА, ПЛОДЫ КОТОРОЙ ВИДНЫ

- Напомним читателям, что вы были в составе правительства по квоте фракции «Ата Мекен». Сами своей работой довольны?

- Я благодарен лидеру фракции за оказанное доверие. Никто за все эти годы ни разу не вмешался в мою работу - ни по кадровой, ни по другой части. В исполнительной ветви власти я всю свою сознательную жизнь, и на этом месте работал так, как был обучен - на совесть. Мы улучшили качественные показатели. Доверие населения к Министерству труда и социального развития за три с половиной года возросло с 0,7 процента до 32 процентов. Услуги, которые предоставляем, теперь носят системный характер и не зависят более от человеческого фактора. Налажено эффективное взаимодействие с международными организациями, в нас стали видеть надежных партнеров. Вырос потенциал работников министерства и много что было сделано для упрощения процедур.

- Например?

- Мы ввели корпоративную информационную систему, когда программа начисляет пособия без участия соцработника. Чтобы избавить население от бюрократической волокиты, разработали «Электронный калькулятор» - правдиво ответив на все вопросы на нашем сайте, человек узнаёт, может ли он претендовать на помощь от государства.

- А в цифрах какие показатели?

- В 2013 году уровень бедности составлял 37 процентов, сегодня снизился до 32 процентов. Показатель крайней бедности с 5,6 процента упал до 1,2 процента.

Выдавать пособия стали адресно. Если раньше и богатые люди умудрялись получать помощь от государства, (помните историю, когда пособие начисляли жене акима одного из районов?), то сегодня такие случаи исключены. В связи с улучшением уровня жизни, количество детей, получающих выплаты, сократилось с 363 тысяч до 272 тыс.

- Вы считаете, ваш преемник сможет сохранить и улучшить достигнутые результаты?

- Очень надеюсь на то, что аппарат, потенциал которого поднят так высоко, и выстроенная в нашем министерстве система будут эффективно работать и дальше.

«ЕСЛИ НЕ С КЕМ ПОГОВОРИТЬ О БЫЛОМ, ВСЯ ЖИЗНЬ ТЕРЯЕТ СМЫСЛ»

- Кудайберген Базарбаевич, вы были министром, близким к народу. Часто встречались с семьями, нуждающимися в помощи. Были такие критические жизненные ситуации, когда вас самого они повергали в шок, ну, просто опускались руки?

- Я, наверное, устроен по-другому. И частные, и системные проблемы, которые возникали на пути, наоборот вызывали прилив энергии, и я с удвоенной силой работал над проблемой. Все, за что брался, у меня получалось. Вспоминается случай. Однажды ко мне обратился военный. Его 11-летней дочери требовалась операция в Израиле стоимостью в 76 тысяч долларов. Мне не стыдно и не зазорно просить о помощи международные организации, мало того, что отправляю письма, вслед за этим еще и лично звоню. Как профессиональный «попрошайка», я обратился с просьбой в израильское посольство в Астане и был так настойчив и убедителен, что девочку, в конце концов, бесплатно прооперировали в Израиле.

О Тилеке из Токмока, мастерящем домики из палочек от мороженого, узнали поздним вечером, а уже утром следующего дня приехали к нему в гости. (Министр привез мальчику, прикованному к инвалидному креслу, материалы для поделок, продукты, зимнюю одежду и купил за семь тысяч сомов сконструированную юрту - прим. Авт.) На такие вещи нужно реагировать мгновенно, совершать поступки, которые гуманизируют общество, делают нас мягче и добрее.

Были и моменты, которые вызывали сожаление. Как-то раз мы приехали в один из интернатов для пожилых людей. Я подсел к 92-летнему аксакалу и спросил: «Ну, как вам здесь живется? Сытно?» «Сытно», - кивает головой. «Тепло?» «Тепло» «Комфортно?» «Нет, - отвечает, - некомфортно. Не с кем поговорить». «Как не с кем? Так вот же, вокруг люди вашего возраста». «У них была своя жизнь. И если в мои годы не с кем поговорить о былом, все теряет смысл». Поначалу я очень расстроился из-за этих слов, а теперь повторяю их всем, призываю беречь друг друга, чтобы, дожив до таких преклонных лет, каждый из нас смог найти собеседника.

- А помните мальчика из села Жаны-Жер? В драке Алмазбек повредил позвоночник и не может ходить. Какое участие в его судьбе приняло Минсоцразвития?

- Мы вывели его из депрессии и заставили поверить в себя. Он получил базовое лечение в Воронцовке, в местном центре семейной медицины, и сегодня снова почувствовал вкус к жизни - пишет и читает стихи, прекрасно поет. Я заставил его взглянуть на жизнь по-новому на собственном примере - в юности заработал перелом шейного позвонка, был прикован к постели. Только сила воли и неустанный труд вернули меня к жизни. Знаете, мое детство не было беззаботным. Наша семья, в которой воспитывались восемь детей, тоже получала пособия от государства. В 1968 году умер отец-фронтовик, и нам пришлось особенно тяжело, но каждый из детей достойно прошел свой путь. Моя судьба сложилась так, что когда-то помогали мне, спустя десятки лет я вернул долг.

- Что бы вы посоветовали тем, кто находится в сложной жизненной ситуации?

- Все - в наших руках. Нужно быть волевым, целеустремленным, не отчаиваться ни при каких обстоятельствах. Имейте терпение и неустанно трудитесь. Бог дает только тем, кто к чему-то стремится.