Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Общество7 октября 2016 7:00

Боомское ущелье: Обойтись без «сюрпризов» на трассе

Вдоль дороги в Бооме установят дополнительные защитные ограждения. Расходы берет на себя Минтранс после череды потопов, селей и камнепадов, обрушившихся на трассу минувшим летом. Кто виноват в инцидентах и что делать, мы попытались выяснить
Минувшим летом инциденты с дорогой сыпались один за другим.

Минувшим летом инциденты с дорогой сыпались один за другим.

Фото: Ренат Чикаев

Опасный путь

Единственный путь в Иссык-Кульскую область лежит через Боомское ущелье. Новую дорогу там построили в 2014 году, с того времени она стала настоящей головной болью как для путешественников, так и для правительства.

Минувшим летом инциденты сыпались один за другим. Дорогу заливало селевыми потоками, в грязи, вперемешку с водой и камнями пробирались автомобили. Камнепады происходили почти каждый день, самый крупный зафиксирован 30 июля. Он унес жизнь одного человека, еще несколько были ранены.

Проблемы на дороге начались почти сразу после ее реконструкции, об этом говорят как водители, так и статистика о происшествиях МЧС. Первый крупный инцидент с камнепадом произошел в 2015 году. Тогда, кстати, дорога еще была на гарантийном обслуживании. Но почему-то от дорожной компании не потребовали возвести ограждения, способные задержать сход горной породы.

Виновных нет

После многочисленных инцидентов МЧС исследовал местность и выявил 112 опасных участков. При этом на двадцати из них вероятность чрезвычайной ситуации особо высока. В институте, где проектировали дорогу, заявляют, что перед началом строительства учли все возможные опасности. А выводы эмчээсников - это новые обстоятельства, которые возникли из-за аномальных погодных явлений.

- Делая проект дороги, мы проводили геологическое исследование, которое показало, что некоторые участки дороги не опасны. Там твердые скальные породы, которые не будут осыпаться. Поэтому заграждения ставить не стали, - рассказал главный инженер института «Кыргыздортранспроект» Талантбек Солтобаев.

По мнению проектировщиков, виновных в сложившейся ситуации нет. Виновата погода. Дожди размывали породу, которая, в конце концов, и обрушилась на дорогу.

В МЧС теперь свою же информацию об опасных участках не подтверждают и пытаются всеми силами отделаться от своей причастности к дороге.

- Представьте, что кто-то пришел в ваш дом и оценивает, насколько он хорош и безопасен. Это же неправильно! То же самое и здесь, дорога не наша, она принадлежит Минтрансу. Поэтому заключения о безопасности пусть они дают, - посоветовали в пресс-службе ведомства.

Что год грядущий нам готовит

В Минтрансе уверены, что дорога абсолютно безопасна для проезда.

- Ранее мы произвели принудительный спуск камней, поэтому теперь опасаться нечего. Недавно прошли дожди в Иссык-Кульской области, но никаких чрезвычайных ситуаций не произошло, - говорит заместитель начальника управления автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт Сыргаболот Кожобергенов.

Несмотря на уверенность, чиновники все же решили перестраховаться. Сейчас прорабатывается вопрос установки дополнительных ограждений. Кожобергенов рассказал, что со дня на день ожидается визит делегации из Японии, которая готова установить вдоль трассы защитные сетки. Если стороны сойдутся в цене, то будет подписан договор. Во сколько встанет государству довести дорогу до ума, в Минтрансе пока не знают.

Языком цифр

Протяженность дороги Бишкек-Нарын-Торугарт - 540 километров. Ее реабилитация началась в 2011 году, планировалось, что ремонт будет идти три года, но в эти сроки не уложились. Минтранс обещает закончить строительство в ближайшие несколько месяцев. По данным чиновников, стоимость одного километра дороги - 690 тысяч долларов. Однако участок в Боомском ущелье обошелся дороже - более одного миллиона долларов за километр. Дополнительные расходы связаны со сложным горным рельефом в этом районе. Деньги на ремонт трассы предоставили иностранные финансовые организации в качестве кредитов и грантов. Общая стоимость проекта - порядка $200 млн.