Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество30 августа 2016 17:09

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев: Арктика не место для идеологического и военного противостояния

На борту крупнейшего в мире атомного ледокола «50 лет Победы» начала свою работу 6-я международная встреча представителей государств – членов Арктического совета
Российскую делегацию возглавляет секретарь Совбеза Николай Патрушев

Российскую делегацию возглавляет секретарь Совбеза Николай Патрушев

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

По пути из Москвы в Анадырь ученые, эксперты, политики из разных стран не скучали, умудрившись превратить салон самолета в своеобразный читальный зал Академии наук. Исследователи Арктики спешили на 6-ю международную конференцию представителей Арктического совета и по пути что-то правили в своих докладах.

Арктика сегодня – настоящий клондайк не только в сфере добычи полезных ископаемых и биологических ресурсов, но и безопасная и относительно дешевая транспортная артерия, интерес к которой растет год от года. Только в прошлом году по Северному морскому пути, который, благодаря российским ледоколам, используется почти круглогодично, было перевезено 5,5 миллионов тонн грузов (для сравнения: в 2013 – менее 4 млн.тонн). В списке тем: развитие технологической инфраструктуры портов Севморпути, вопросы восстановления экологии, обеспечение безопасности и даже арктический туризм (не смейтесь – иностранцы валом сюда готовы валить, чтобы посмотреть на дикую суровую природу).

И вот уже помимо стран, непосредственно входящих в Арктический совет, на правах наблюдателей подтянулись Великобритания, Германия, Голландия, Франция, Италия, Южная Корея, Китай и даже Индия. И все они преспокойно называют эти полярные льды регионом будущего.

- Вот вам и аргументированный ответ тем «деятелям», которые заявляют, что у России сегодня и других проблем полно, а потому незачем сюда вкладываться, - комментирует один из членов российской делегации.

Мы идем по Анадырскому заливу на новеньком спасательном судне «Спасатель Карев»

(кстати, еще один аспект, который будут обсуждать страны – совместные действия морских спасателей при аварийных ситуациях) и ученые дружно высыпают на борт: их приветствуют морские котики и белухи, выпрыгивая из серых волн. А потом все дружно бегут посмотреть на еще одну гордость российского арктического флота – крупнейший в мире ледокол «50 лет Победы», на котором исследователям Арктики и предстоит несколько дней жить и работать. На нем они дойдут до Певека. Построенный в 2007 году, этот атомный гигант способен давить почти 3-метровые льды и обеспечивать ледовый проход кораблям. Иностранцы восхищенно и, кажется, немного завистливо, цокают языками: у большинства стран таких нет. Но это еще что: на стапелях уже стоят новые, более современные и мощные ледоколы, которые в ближайшие годы пополнят арктический флот России.

- В ходе свободного обмена мнениями мы сможем убедительно доказать глубокую ошибочность выводов отдельных политических и научных деятелей, согласно которым Арктика в XXI веке станет ареной новой «большой игры» – ожесточенного военно-политического, экономического и идеологического противостояния за природные богатства этого уникального региона, - приветствуя участников конференции, заметил секретарь Совета Безопасности РФ, под эгидой которого и проводится встреча, Николай Патрушев. - В Арктике сегодня не осталось нерешенных международно-правовых проблем, которые могут быть использованы в качестве предлога для односторонних действий. Благодаря плодотворной работе арктических держав более 93% всех ресурсов региона находятся в пределах исключительных экономических зон. Это большое достижение. Россия будет и впредь придерживаться ответственного подхода к решению подобных вопросов. Два спора, которые осложняли отношения Москвы с Вашингтоном и Осло, урегулированы заключением двусторонних договоров о разграничениях морских пространств в 1990 и 2010 годах.

Он же зачитал приветственное слово президента России Владимира Путина, адресованное участникам встречи:

«Символично, что нынешняя встреча проходит в арктических широтах, на борту атомного ледокола «50 лет Победы», следующего по трассе Северного морского пути, – одной из наиболее перспективных транспортных артерий в современном мире. Сегодня устойчивое развитие Арктического региона приобретает особое значение. Ведь от него зависит благополучие не только арктических, но и других государств. Активная роль, которую играют в Арктическом совете государства-наблюдатели – яркое тому подтверждение. Убежден, Арктика должна утверждаться как пространство для открытого и равноправного диалога, основанного на принципах всеобщей и неделимой безопасности, в котором нет места для геополитических игр военных блоков, закулисных соглашений и раздела сфер влияния. Россия и впредь будет сохранять приверженность мирному освоению данного региона при соблюдении собственных национальных интересов и безусловном уважении интересов других стран».