Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
В мире23 июня 2016 12:30

Британский брексит – где пес зарыт?

В Англии проходит судьбоносный референдум: быть или не быть стране в Евросоюзе
Сторонникам или противникам Евросоюза на туманном Альбионе для победы достаточно набрать 50 процентов голосов плюс еще один.

Сторонникам или противникам Евросоюза на туманном Альбионе для победы достаточно набрать 50 процентов голосов плюс еще один.

Фото: REUTERS

Брексит – новое словечко в политическом лексиконе планеты. Означает «британский выход» (Brexit - British exit). Оно много звучало в последние месяцы в речах политиков, мелькало в СМИ. Сегодня – кульминация. Референдум. Миллионы англичан отвечают на один единственный вопрос: «Должно ли Соединенное Королевство остаться в составе Европейского союза или выйти из Европейского союза?»

Результат будет известен уже утром в пятницу. Сторонникам или противникам Евросоюза на туманном Альбионе для победы достаточно набрать 50 процентов голосов плюс еще один.

Много уже писали, говорили о плюсах и минусах развода Англии с ЕС. Включая финансы. Дескать, за развод придется выложить 30 миллиардов фунтов ($42 млрд.) Раскол проходит даже внутри правящей партии консерваторов. Лидер партии, премьер-министр Дэвид Кэмерон, угрозой брексита уже выторговал у Брюсселя, столицы ЕС, особый статус страны в Евросоюзе. И ныне предлагает остаться в общеевропейском доме. Бывший мэр Лондона Борис Джонсон, наоборот, призывает сограждан хлопнуть дверью и покинуть этот опостылевший «дом». Если его сторонники победят сегодня, быть Джонсону новым лидером консерваторов и, похоже, премьером.

В основном все зациклились на проблемах Англии и Евросоюза, который в случае брексита ослабнет и может развалиться вообще. Ведь ряд стран наверняка захочет последовать примеру англичан. Однако проблема гораздо глубже, считает известный аналитик Анатолий НЕСМИЯН (популярный блогер Эль-Мюрид).

С его помощью попытаемся разобраться, где же на самом деле собака зарыта. Точнее, пес. Английский бульдог.

Несмиян: - Как водится, ничего пока не понятно - обе противоположные точки зрения где-то равны, судя по опросам. Значит, возникает соблазн посчитать так, как надо.

- Получится?

- То, что чуровские 146 процентов - не только российский патент, доказывать не нужно. Достаточно вспомнить президентские выборы 2000 года в США. Тогда пришлось месяц пересчитывать голоса за демократа Буша-младшего и республиканца Гора, вести многочисленные судебные заседания. В результате выяснилось, что в первый раз голоса считали, как бог на душу положит. А недавний референдум в Шотландии за выход из состава самой Великобритании? Вроде как он прошел в пользу выхода, но всем сообщили, что наоборот. Да и в Италии Венеция попыталась создать свою Венецианскую Народную Республику с местными Захарченко и Плотницкими - даже проголосовала и посчитала именно так, но ее попросту побрили. Вобщем, когда нужно, демократию на Западе выключают и включают то решение, к которому пришла местная аристократия, кидая через все места неразумный электорат.

В этом смысле пока беспокоиться за развал ЕС вроде бы не приходится - консенсус в английской аристократии вполне очевидный: оставлять континентальную Европу без британского надзора нельзя. Евросоюз, конечно, не подарок, но альтернатива точно хуже. С одной такой альтернативой с трудом удалось справиться в 1945-м, так что повторять эксперимент себе дороже.

С другой стороны, в Штатах, чьим смотрящим за континентальной Европой и является Англия, есть не менее влиятельная точка зрения, что пора бы с этим цирком заканчивать.

- Чья точка зрения?

- Глобалистов. Представителей глобальных транснациональных корпораций. На грядущих президентских выборах их кандидатом является Хиллари Клинтон. Трансатлантическое партнерство (ТТИП) выглядит для них более серьезным проектом. В нем Штатам уже вообще никак не придется учитывать мнение младших партнеров: из-под национальной и европейской юрисдикции после подписания ТТИП выводятся основные вопросы. Их передадут в специально созданные арбитражи. А межгосударственные отношения во многом демонтируют в пользу межкорпоративных (ради чего вся эта история и замышлялась). В таком случае - да, ЕС не только не нужен, но и вреден. И референдум в Англии может стать для этой группы хорошим инструментом для начала ликвидации проекта ЕС как такового.

Собственно, борьба этих двух позиций - гегемонии США как государства (представитель на президентских выборах - имперец Трамп) или гегемонии наднациональных корпоративных структур - и становится ключом к итогам референдума. Сугубо внутренний, казалось бы, вопрос для Англии на самом деле имеет серьезное глобальное значение. Точно так же, как его имеют нынешние американские выборы, которые выходят далеко за рамки внутриамериканского события.

Очень может быть, что сегодняшний референдум в Британии станет генеральной репетицией ноябрьских выборов в США. Причем, необязательно, что итог повторится - все стороны будут делать выводы и проводить работу над ошибками.

- Напомню нашим читателям: Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) - планируемое соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и США. Его собирались подписать еще в 2014 г. Но многие европейцы против. Они считают, что обещанная крупнейшая в мире зона свободной торговли будет выгодна только янки, да еще немного немцам. А с остальной Западной Европой будет то, во что она сама превратила младших партнеров по ЕС из Восточной Европы и Прибалтики. Появятся большие проблемы с экономикой, экологией, демократией, правами трудящихся…. Недаром Обама жаловался по весне в Германии: «Мы ведём переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве уже три года. Мы добились значительного прогресса, но сейчас время играет против нас. Если мы не заключим соглашение в этом году, то подписание документа может значительно отложиться из-за политических перемен, которые в скором времени произойдут и в Соединённых Штатах и в Европе.»

- Европейцы справедливо опасаются этого партнерства. Но шансы ратификации ТТИП велики. Благо, янки уже пробили в этом году подписание его азиатского аналога – Транстихоокеанского партнерства. Хотя подпись под договором о ТТИП поставит уже не Обама, а новый президент США.

- А России что с этого брексита? Многие западные политологи, да и премьер Кэмерон стращают, что выход Британии из ЕС будет лишь на руку Путину и Китаю. Дескать, не доставляйте им такого счастья, дорогие соотечественники, голосуйте против. С другой стороны, глава Минэкономики РФ Улюкаев бьет тревогу. Дескать, выход Великобритании из ЕС может негативно отразиться на экономике России, создаст сложности на рынках капитала. Более конкретен глава Сбербанка Греф: Brexit сократит ВВП России на 1% и приведет к падению российского фондового рынка на 5–10%.

- Скажу одно. Как бы ни сложились результаты британского референдума, мы на этом празднике жизни - наблюдатели, причем, пассивные. Нам просто доведут результаты и порядок, по которому предстоит жить.