Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды25 декабря 2015 11:15

Слава Хаит и Леша Барац из «Квартета И»: Шутить нельзя только во время секса и футбола

1 января выйдет мультик «Иван Царевич и серый волк - 3». Сценарий к нему писали ребята из «Квартета И». А накануне они рассказали о том, что женщины-шутницы подозрительны, почему Россия и Украина помирятся, и когда снимут 3-ю часть «О чем говорят мужчины»
Вячеслав Хаит и Алексей Барац

Вячеслав Хаит и Алексей Барац

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Премьера намечается сказочная, поэтому так и хочется начать: «В тридевятом царстве жили-были друзья из «Квартета И». И знали они друг друга так долго, что, кажется, могли заканчивать фразы друг за друга.

- Но ведь не бывает в таком сложном мире, как театр, всегда «долго и счастливо»: споры, ссоры, обиды, - всегда возможны. Дружба никогда вам не мешает в работе?

С.Х.: - Конечно, личные отношения наслаиваются на рабочие. Но в нашем случае это скорее плюс.

Л. Б.: - Иногда дружба мешает, когда ты так бережно относишься к партнеру, что боишься его обидеть. Но чаще дружба помогает...

ВМЕСТЕ: …когда ты так бережно относишься к партнеру, что боишься его обидеть (смеются).

- Мужчины - менее обидчивы, может, поэтому вы в свой «Квартет» женщин не берете? Или они просто шутят по-другому?

Л. Б.: - В «Квартет» не берем женщин, а вот в «Квартет И» берем. Они работают в наших спектаклях, снимаются в наших фильмах. Но мужчине более свойственно шутить. У Славы есть теория, что юмор для нас - это один из способов завоевать женщину. Если у тебя нет квартиры и машины - шути! А когда женщина много шутит, это настораживает: что-то с ней не так.

С. Х.: - Скорее всего, это мужчина.

- Опять хохмите? А есть для вас моменты, когда вообще шутить нельзя?

С. Х.: - У меня есть еще одна теория, про два занятия, во время которых нельзя шутить. Это когда ты занимаешься сексом и когда играешь в футбол. Не разминаешься, не тренируешься, а именно занимаешься и играешь. И если в футболе еще можно перед игрой пошутить над партнером, то в сексе это категорически противопоказанно. Дополню Пушкина: «Смех и секс - две вещи несовместные»

НЕ НУЖНО ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ

- «Квартет И» стал популярен благодаря фильмам и спектаклям, рассчитанным не на детей. А тут мультфильм. Сложно было перестроиться?

Л. Б.: - Нет... Мы все равно писали тем же способом, что и сценарии для спектаклей. Просто ограничивали себя в темах, в словах иногда, которые детям еще не известны.

С. Х.: - Скорее даже в словах. Потому что, посмотрев четвертую часть «Шрека», я понял, что темы там те же, что в нашем спектакле «Разговоры мужчин среднего возраста»: усталость от жены, от детей, от быта, размышления над тем, что мне нужно...

Л. Б.: - На мой взгляд, все великие детские произведения написаны абсолютно взрослым способом, просто вокабуляр проще. То есть не нужно сюсюкать, с одной стороны...

С. Х.: - А с другой - не нужно употреблять слово «ипостась». Правда, слово ипостась...

ВМЕСТЕ: ...не нужно употреблять и со взрослыми. Потому что не нужно выпендриваться.

- Но в первых частях «Ивана царевича...» есть и про политику, и про отношения мужчины и женщины...

С. Х.: - Ребенок же не один идет в кино. С папой, с мамой. И он смотрит на то, как реагируют взрослые, и может не очень понимает смысл происходящего, но какое-то внутреннее ощущение, что это смешно, и даже почему смешно, у ребенка появляется. А не поймет - не страшно! Когда мультяшный царь говорит смешным голосом: «Я устал, я ухожу», - это уже весело.

- Есть что-то, что в мультфильме показать легче, чем в кино?

Л. Б.: - Пафос, патетика, сентиментальность, - они на территории детской сказки уместнее, чем во взрослом кино.

С. Х.: - Нарисованным персонажам сильные чувства легче даются. Когда мышонок произносит: «Ой, я так люблю тебя!» - ему как-то веришь. А когда это произносит женщина, которая тебе только что истрепала нервы, и бросила тебя... Ага!.. Я лучше к мышонку пойду.

УКРАИНЦЫ И РОССИЯНЕ НЕ АНТОГОНИСТЫ

- Судя по трейлеру нового мультфильма, там местами проглядывает наш ответ Тиму Бертону и его «Кошмару перед Рождеством». Нашествие огородных пугал, тыквы...

Л. Б.: - Мы должны были найти нового страшного персонажа. И появилась идея пугала огородного. Бездушного, бессердечного, сделанного из двух палок, поэтому зовут его Пал Палыч. Не знали, что ему вместо головы тыкву нарисуют, хотя это, в общем, логично. Возможно, нам что-то навеяло, но нельзя сказать, что мы конкретно смотрели Бертона, а потом: «давайте так и сделаем!»

- Кого-то в новом мультфильме успели полюбить?

С. Х.: - Мне кажется, что Соловей-Разбойник может особенно понравиться зрителям. У него орудие его труда - зуб громкости - Илюша Муромец выбил, и он теперь не свистит, а шепелявит. Он сидел, у него куча знакомых на зоне. Но у него какое-то правильное (хотя и под своим углом) понимание жизни.

Л. Б.: - В сказке же главные герои спасают царство от инфернальной злой силы. А на помощь им приходят вроде как плохие, но наши. Соловей-Разбойник, Кеша там есть такой огромный, и у него вся история Тридевятого царства в татуировках на теле. То есть на зов «Наших бьют!» все объединились против зла.

- Бывает так, что первый фильм сняли - все в восторге, второй - на уровне, третий - уже слабее. Не страшно было за третью часть браться?

С.Х.: - Мы скоро возьмемся за третью часть «О чем говорят мужчины», так что сделаем вид, что вас не слышали.

- Скоро еще одна долгожданная премьера у вас - «День выборов - 2». Сложнее было политически острый фильм делать, чем 8 лет назад?

Л. Б.: - Мы и тогда не делали политической сатиры, хотя фильм отчасти получился именно таким. Мы просто поместили своих героев в некие приключенческие обстоятельства. И сейчас сделали тоже самое. Хотя, наверное, поскольку материал подан не в официальной форме, он уже выглядит неким вольнодумием.

С.Х.: - Но каждый по-разному воспринимает. Мы давали читать нескольким режиссерам сценарий перед тем, как выйти на Александра Баршака. Один сказал: «Я не могу это снимать, это слишком остро». А второй: «Ребят, по сравнению с тем, что сейчас происходит в мире, это такая ерунда, что мне даже стыдно это снимать».

Л. Б.: - Но фильм - все равно не политическая сатира. Были зоны, в которые мы по умолчанию не ходили.

С.Х.: - Про Украину, например.

- То есть фильм «О чем говорят мужчины», где герои едут через всю Украину, сейчас снять было бы невозможно?

Л. Б.: - Так снять уже нельзя. К сожалению, все перевернулось. Но надеюсь, что вернется на круги своя. Ведь тут нету глубинной проблемы. Украина и Россия на уровне народов - не антагонисты, и никогда ими не были.

ВСЕ-ТАКИ ОН СУЩЕСТВУЕТ

- Скоро Новый год. Вы, как и все актеры, наверняка, прошли через роль Деда Мороза.

Л. Б.: - Мне еще, когда я учился в восьмом классе, мама дала заработать Дедом Морозом в детском саду, где она была методистом, что-то около 25 рублей. Огромные деньги. Еще у нас был курсовой спектакль-сказка «Голубой щенок», который мы сыграли 27 раз за девять дней елок. Перед нами Дед Мороз с баянистом развлекали детей. Но тут этот Дед Мороз запил. Его заменил наш Саша Демидов. А когда у Саши к 25-му спектаклю был сорван голос, Слава стал, наверное, самым нелепым из всех Дедов Морозов мира.

С.Х.: - Посмотрите на меня: где я, и где Дед Мороз?

Л. Б.: - Я бы сказал: «Где Слава, а где дети?»

- Леша, а для своих дочерей вы Дедом Морозом были?

Л. Б.: - Конечно. Но меня раскусили... И все равно это было прекрасно.

- А когда с вами произошла эта трагедия? Когда вы узнали, что Деда Мороза не существует?

Л. Б.: - У нас есть монолог про Деда Мороза (он сразу за монологом про Бога идет). И он начинается так: «А вот я хочу написать письмо тому, кто, я знаю, точно есть. А есть он потому, что никогда не обманывал ожиданий. Просил солдатика - получал его... Потом оказалось, что подарок дарят родители, а елку включает бабушка. Но я еще года два делал вид, что я в него верю. И тогда он был, потому что я любил своих родителей. А сейчас он есть, потому что я люблю своих детей»... Так что Дед Мороз существует.