Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество10 мая 2015 19:58

Как мы ходили с дедом на Красную площадь

"Бессмертный полк" глазами нашего корреспондента Натальи Варсеговой
Наш с дочкой "Бессмертный полк" начался от метро "Аэропорт". ФОТО Натальи Варсеговой

Наш с дочкой "Бессмертный полк" начался от метро "Аэропорт". ФОТО Натальи Варсеговой

Наш с дочкой "Бессмертный полк" начался от метро "Аэропорт". Ко входу в подземку со всех сторон шли и шли люди с фотографиями фронтовиков.

- Смотри, Ксюша, все едут на Бессмертный полк, - сказала я дочке.

Та равнодушно кивнула в ответ, она еще не понимала, куда и зачем мы идем.

В вагоне душно, не протолкнуться. Кругом портреты. Читаю подписи - "Лейтенант Михаил Смирнов", "Лев Кадочников. Погиб в августе 1944-го"...

На глаза наворачиваются слезы.

На "Белорусской" толпа и какая-то напряженна тишина. Нет привычного гула голосов. Пока поднимаемся на эскалаторе, достаем из рюкзака портрет и нашего героя - лейтенанта Волкова Леонида Исааковича. Дед и прадед прошел всю войну, трижды был ранен, о капитуляции Германии узнал в Праге. Его фронтовой дневник "Комсомолка" публиковала на днях.

Выходим на Тверскую-Ямскую. Бесконечная толпа, портреты, истории...

Не знакомые друг другу люди вдруг оказались самыми близкими. Из их рассказов о войне можно было тут же писать книги.

- Они у меня оба воевали, и мать, и отец, - пристроилась к нам пожилая женщина. В ее руках фотография потрясающе красивой пары. - Ушли добровольцами на разные фронты в разное время. После войны два года искали друг друга и нашли. Отец и не знал, что мать санитаркой дошла до Берлина.

Еле сдерживая слезы от этого рассказа, показываю фото нашего деда. "Вот, дошел до Праги, три раза ранило".

Подходим к "Маяковской". Здесь поют "Катюшу" и раздают самокрутки. Подпеваем с дочей. Она песни военных лет очень любит, потому выводит с удовольствием: "Про Степу сизого орла... Мам, а почему Степа сизый?"

У Тверской площади движение уплотнилось. Я переживаю, не затоптали бы ребенка. А ребенок, тем временем, устал. Пока колонна стоит, присела на корточки.

- Мама, а прадед когда-нибудь был на параде?

- Нет, доча. Сейчас мы вместе с ним пройдем по Красной площади впервые.

- И он с нами?

Конечно, Ксюша, дед идет с нами, как и сотни, тысячи тех, кто шагает рядом. Вон их сколько - героев Отечественной войны. Целое войско, легион... Со всех портретов смотрят на нас их лица.

Дорога до Красной площади казалась бесконечной. Мы шли и шли, пели военные песни. Время от времени по нашему огромному строю проносилось раскатистое "ураааа!" Мы подхватывали его и ликовали от охватившего чувства единения. В голове промелькнуло - а ведь это и есть единая Россия.

На Красную площадь Ксюша въехала на моих плечах. Слишком плотным было движение. В руках у дочки портрет деда Лени.

- Только держи ровно! - прошу я.

Идем мимо трибун, мавзолея, Спасской башни. "Дед, вот видишь, 70 лет прошло и ты все ж таки прошел этим маршем победителей. Потому что иначе и быть не могло. Ты всегда с нами и мы тобой гордимся!"

Я не знаю, что происходит в головах тех, кто считает "Бессмертный полк" бесполезной показухой. Лично для меня это был Великий Крестный Ход, в котором шли не только больше полумиллиона человек, но целое небесное воинство наших героев, наших заступников перед Богом. И с такими молитвенниками о земле русской нам нечего бояться!