Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика27 апреля 2015 12:27

Дебальцево - паровоз Победы

Спецкоры «КП» приехали в город-символ, в котором в минувшем феврале ополчение Донбасса нанесло крупнейшее поражение Украине [фото, обновляется]
В дебальцевском депо идут работы на спецобъекте, который к 9 мая представят жителям Донбасса.

В дебальцевском депо идут работы на спецобъекте, который к 9 мая представят жителям Донбасса.

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Дебальцево освобождали в холодные и солнечные дни. И первое, что сделали освободители — начали кормить измученных людей. Мы хорошо помним грузовики, с которых раздавали упакованные в синюю пленку пайки российского МЧС. Пар стоял над толпой, пайки давали не жалея, буквально — сколько унесешь в руках. Местные были в шоке, вскрыв российскую помощь. Оказалось, что все рационы в пайках были саморазогревающимися, а «суточной» коробки хватало и на два, и на три дня. И люди впервые за несколько голодных недель поели горячего. У ополченцев и у нас просили сигареты, и мы раздавали их пачками или горстями. Военная полиция уже трясла, в буквальном смысле, двух бомжеватых мужиков с сумками, набитыми компьютерными клавиатурами и модемами. В Дебальцево пришла власть. Пришла и осталась.

Порядки здесь пока строгие — до линии фронта, по словам военного коменданта всего 10-12 километров. Поэтому сам комендант, лично, участвует с нами в запуске редакционного квадрокоптера «Белка». Мы болтаем, а комендант вертит по сторонам головой — не покажется ли где снайпер-любитель? В последнее время обе стороны конфликта активно используют беспилотники. Стрельба по тихоходным воздушным целям — любимая и полезная забава бойцов, оттачивающая меткость и глазомер. Спрашиваем у коменданта, который, по его словам отвечает в Дебальцево «за все»:

- Спите мало, наверное?

- Утрировать не буду, но часика три-четыре поспать удается.

Глава администрации Дебальцево Александр Афендиков

Глава администрации Дебальцево Александр Афендиков

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

За два месяца в Дебальцево сделано немало. По центру разобраны основные развалины. Расчищены тоннели под железнодорожным узлом — их использовали как идеальные бомбоубежища и укрытия для людей и техники. А в одном из тоннелей был штаб ополчения, штурмующего город. Все бордюры по центру города выбелены, мусор убран — окурок бросить совестно. В частном секторе электропроводка на столбах блестит новеньким алюминием. Свет есть, вода есть, работает больница. Но, несмотря на эти ростки мирной жизни, комендант с позывным «Фил» рассказывает, что в Дебальцево еще есть люди, сидящие в подвалах!

- Я их спрашивал, чего сидите? Все, война закончилась! А они мне говорят: «Украинцы вам все это просто так не оставят. А когда война опять начнется, мы боимся, что нам места в бомбоубежище не хватит.

У этой пугливой практичности есть основания. По словам коменданта, за последние две недели на подступах к Дебальцево были обезврежены две диверсионные группы украинского спецназа. Еще 10 попыток проникновения ДРГ на подконтрольную ополчению территорию были пресечены.

Людей на улицах немного, но народ постепенно возвращается в разрушенный войной город

Людей на улицах немного, но народ постепенно возвращается в разрушенный войной город

- Позиции ВСУ не так уж и далеко, - говорит «Фил». - Первая линия обороны — Нацгвардия и террбаты. По радиоперехватам мы знаем, что напротив Дебальцево стоят польские подразделения — от 80 до 120 человек.

- А в городе остались проукраински настроенные люди?

- Мы все население Дебальцево рассматриваем как мирное, которому нужно помогать. Что, конечно, не исключает бдительности, работы контрразведки, комендатуры и полиции.

Людей на улицах немного, но народ постепенно возвращается в разрушенный войной город. Если после освобождения здесь оставалось всего 4,5 тысячи жителей, то сейчас официально — 13 тысяч. А неофициально — все 20 000. Дело в том, что новая администрация города ввела институт регистрации для возвращающихся. Но не все о нем знают.

За два месяца в Дебальцево сделано немало

За два месяца в Дебальцево сделано немало

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

- В первую неделю после освобождения мы запустили детский сад, горбольницу, - по-военному лаконично рассказывает нам глава администрации Александр Афендиков. - Сейчас уже работают шесть школ. Идет очень крупная программа восстановления жилья, с ней нам сильно помогает «северный брат». Причем помощь мы получаем не только по официальной, государственной гуманитарной линии, но и от обычных неравнодушных людей, которые верят, что русским нужна помощь. Тяжеловато с продуктами питания. У нас же помимо жителей сейчас в городе много волонтеров, которые бесплатно помогают восстанавливать город. Их тоже кормим.

В Дебальцево открылись сразу несколько продуктовых магазинов. Но раньше них заработала «Книжная лавка» у центральной площади. Мы по-прежнему остаемся самой читающей нацией в мире. Книжки в блиндажах ополченцев, как и автомат Калашникова — обязательный атрибут.

Сербские добровольцы

Сербские добровольцы

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

- Одну книжку «Дебальцево» продали, мягкий переплет чуть-чуть берут, - говорит продавщица «Лавки». - Но в основном, конечно, покупают детские книжки.

Значит, и дети вернулись. Впрочем, многие из них и не уезжали. Как выглядели послевоенные мальчишки, мы знаем лишь по редким фотографиям наших отцов и дедов, да по их скупым рассказам про обстрелы, соевое молоко в школе, которое пилось, как нектар. «Военные игрушки» в изобилии, брошенные в полях и лесах, тетрадки из газет и трофейные обноски. Вряд ли отцы думали, что все это повторится. Что Дебальцево будут брать и в 1943-м, и в 2015-м. Мы запускали коптер над домом, в котором окна по прежнему заклеены белыми бумажными крестами, висят занавески и жалюзи... до четвертого этажа, дальше начинается небо. И за нашими забавами следили четыре зорких мальчишеских глаза. Оба погодки, у одного на груди ленточка с цветами ДНР, у другого — георгиевская. И противогазная сумка через плечо, набитая гильзами и осколками. Нас аж зашатало от этой сумки, и рассказы отцов ожили.

- Страшно было зимой?

- Да чего страшно, привыкли, - деловито отвечает Тимур. - В школу только не ходили. Нацгвардия стреляла круглые сутки.

- А я ходил, - храбрится его товарищ Юра.

Многие дети на время войны никуда не уезжали

Многие дети на время войны никуда не уезжали

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

- Кем станете, когда вырастите?

- Я в армию пойду, военным буду, - не задумываясь отвечает Тимур.

- Поживем-увидим, - замечает Юра.

Примечательно, что военных на улицах города почти не видно. Человек с оружием здесь сегодня - большая редкость. Люди устали от того, что все вокруг и так напоминает пережитый ужас. И ополченцы стараются лишний раз не мозолить глаза автоматом и техникой. Мимо проходят четверо бойцов в камуфляже без автоматов. По говору — явно не местные.

- Вы откуда, парни?

- Из Сербии, из Нови сада и Белграда.

- Давно тут?

- С декабря. Зачем приехали? Когда у нас была война, россияне приезжали к нам добровольцами. Они воевали вместе с нашими отцами. Боролись против НАТО и фашистов Запада. Мы в своей стране видели, как западные государства приносят демократию. ДЕМОНкратию.

- Долго тут будете?

- До конца, до победы.

Вряд ли отцы думали, что все это повторится. Что Дебальцево будут брать и в 1943-м, и в 2015-м

Вряд ли отцы думали, что все это повторится. Что Дебальцево будут брать и в 1943-м, и в 2015-м

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

- А местные как к вам относятся?

- Хорошо. Приносят нам банки с салатами.

Дебальцево — крупнейший железнодорожный узел на Донбассе. Его заминировали буквально «в три слоя», но из-за стремительного штурма саперы ВСУ не успели подорвать большинство объектов. Или побоялись. Командование ополчения не раз прямо говорило командованию окруженной дебальцевской группировки: «уничтожите транспортное «сердце Донбасса» - никого жалеть не будем». Сегодня сортировочную станцию масштабно восстанавливают. Путейщики в оранжевых жилетах кладут новые рельсы, электрики натягивают контактные провода. Женщина-стрелочница метет железнодорожный переезд, поглядывает на нас и кокетливо улыбается. А в дебальцевском депо идут работы на спецобъекте, который к 9 мая представят жителям Донбасса. Здесь стоит старенький паровоз Эр 775-07, который работяги-железнодорожники обещают запустить к Дню победы — до Ясиноватой, а может и до самого Донецка.

- Его пригнали года два назад сюда, кажется из-под Славянска, - рассказали нам рабочие. - Вчера уже пробовали, ездит своим ходом. Даже вагоны за собой тягает.

- Как же его на ход ставили?

- Нашли дедушек, которым лет по 80. Кто помощником машиниста работал когда-то, кто кочегаром. Деды пальцами показывали, где крутить, молодые ремонтировали.

Один из железнодорожников, извиняясь, просит его не снимать. Обычная история — близкие с другой стороны линии фронта, и получается, что «паровоз Победы» только вышел в путь. И идти ему еще очень далеко.

ТТХ

Паровоз серии «Э»

В народе - «эшак». В классической литературе ему посвящены строки Андрея Платонова (повесть «Старый механик»):

«…Семья Петра Савельича … состояла из него самого, его жены и паровоза серии „Э“, на котором работал Петр Савельич…». Разработан в 1909 году инженером Вацлавом Лопушинским. Выпускался с 1912 по 1957 год включительно. Паровоз все время дорабатывался, и тип Э-Р оказался самым удачным. Всего было построено 10 853 паровоза серии «Э», машина стала абсолютным рекордсменом в истории паровозостроения.

Скорость - 55-65 км/час.

Вес - от 81 до 85 тонн.

Мощность - от 920 до 1300 л/с.