+13°
Boom metrics
Экономика22 апреля 2015 22:00

Магазины Молдовы остаются без покупателей: в них только меряют товар, а покупают его за пределами Молдовы!

«КП» узнавала, почему молдавские модницы все чаще покупают одежду за границей и через интернет.

Фото: Александр ЧЕРНЫХ

Не представляю, как бы жила моя семья из четырех человек, если бы нам пришлось одеваться и обуваться в Кишиневе. Большую часть одежды и обуви нам приво-зит из Турции моя мама. Она ездит в Стамбул ежемесячно по своей работе. В Кишиневе нам иногда остается купить только мелочи, к примеру, нижнее белье, колготки, может, какие-то детские вещи – шапочку, пижамку. И даже эти мелочи вводят меня в ступор. Есть с чем сравнить. В Турции такая вещь, только гораздо лучшего качества, будет намного дешевле. А фирменную спортивную обувь и джинсы мой муж покупает в Болгарии, куда также едет по работе. В болгарском Бургасе удобно и компактно расположены магазины с фирменной спортивной одеждой и обувью, где он быстро покупает то, что ему нужно. Модницам тоже особо не разгуляться в Молдове. При зарплате в 5 тысяч леев не каждая может позволить себе элегантные итальянские туфельки за три и более тысяч леев. Тем временем, такие туфельки в Италии стоят в разы дешевле. Поскольку поехать в Италию за покупками может тоже далеко не каждая, молдавские любительницы красиво и модно одеться делают покупки в интернет-магазинах.

Таким образом, у каждого свой способ выжить и выглядеть красиво и стильно в условиях молдавской реальности. А последняя, увы, такова, что среднестатистическому гражданину со средней по стране зарплатой в магазинах Кишинева делать нечего. Конечно, приятно походить по магазину, потрогать, померить, купить и в красивой упаковке вынести покупку из магазина. Почему же цены на одежду и обувь в Молдове делают шопинг непозволительной роскошью, вынуждая желающих одеться ехать за границу или покупать онлайн?

Как рассказал «КП» предприниматель Николай Грехов, главная экономическая проблема нашей страны в том, что у нас узкий рынок и низкая покупательная способность населения.

- Невозможно заработать на обороте товара по принципу «меньше наценка - значит, больше оборот, больше прибыли». На любой тип бизнеса по продаже товаров для населения (ИП, ООО или авторизованный дилер известного бренда) давит низкий уровень продаж, бедность населения, высокие налоги и высокая аренда торговых площадей. Поэтому магазины просто вынуждены устанавливать высокие наценки на единицу товара, чтобы хоть как-то выйти на уровень окупаемости, - объяснил ситуацию предприниматель.

По его словам, с развитием Интернета продажи в коммерческих центрах еще больше снизятся.

- Наши покупатели поступают просто. К примеру, в кишиневском магазине примеряют обувь, запоминают модель и размер, а потом заказывают её по Интернету у производителя. А более состоятельные люди спокойно купят в Милане, Риме или Париже обувь или верхнюю одежду известных брендов в 2-3-5 раз дешевле, чем то же самое в Кишиневе. Не в магазинах с сумасшедшими ценами на улицах для туристов, а чуть дальше от центральных проспектов. Мы - страна «третьего мира». Мы не способны платить за качество товаров, а продавцы неспособны нам предложить нормальную цену на свои товары, - подчеркнул Николай Грехов.

Онлайн-шопинг

Делать покупки в интернете - это не только удобно, но и экономно! Никаких затрат на дорогу, два щелчка мышкой - и покупка сделана. Правда, покупать товары в молдавских онлайн-магазинах так же невыгодно, как ходить по нашим торговым центрам. К счастью, существует огромное количество зарубежных ритейлеров одежды, парфюмерии, обуви и пр. Так, например, в Америке за небольшие деньги можно заказать фирменную, качественную обувь, одежду или аксессуары. Многие переживают, что не угадают размер, но на сайтах так подробно описано, как сделать покупку, что ошибиться почти невозможно. На личном опыте могу сказать, что я лишь однажды ошиблась с размером мужской футболки, не учла, что американские размеры отличаются от тех, к которым мы привыкли, они несколько больше.

Покупки за границей

До отмены визового режима покупать одежду, конечно, было проще в Одессе, причем, речь сейчас идет не о рынке «7-й километр». В любом одесском торговом центре можно найти одежду на любой вкус и кошелек, главное отъехать подальше от центра города. Примечательно, что, даже учитывая расходы на дорогу, вы потратите меньше денег, чем потратили бы в Кишиневе. Конечно, цены в Одессе были гораздо приятнее до этих печальных событий на Украине, но даже сейчас одежда там стоит на порядок дешевле, чем в торговых центрах нашего города. Сейчас любой кишиневец может отправиться на шопинг в Яссы, некоторые турагентства целые экскурсии организуют, причем в стоимость путевки включены скидки на покупку одежды, косметики и аксессуаров. Обойдется это удовольствие примерно в 250 леев. Можно, конечно, и на своем автомобиле поехать, но тогда придется покупать «Зеленую карту», которая стоит 60 евро. Конечно, если вы намерены скупить полмагазина IKEA в Бухаресте, вам выгоднее будет поехать на своем авто. Еще один плюс шопинга в Румынии или в Украине — это наличие магазинов и товаров, которых в Молдове днем с огнем не сыщешь.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

В Европе не продается то, что хотят граждане Молдовы

В то же время, модельер и владелец бутика верхней и нарядной одежды Ольга считает, что то, что одежда и обувь дешевле за границей - миф.

- Например, нарядную одежду и обувь у нас можно купить в разы дешевле, чем в Европе. То же самое могу сказать о пальто. Пальто местного производителя, но из европейского сырья, у нас будет дешевле в 3-5 раз. Ведь если товар произведен в Европе, то и заработок рабочих, занятых на производстве, должен соответствовать европейским нормам, а это отражается на себестоимости данного товара, - отметила Ольга.

Ольга также подчеркнула разницу в ассортименте магазинов Европы и Молдовы.

- Ассортимент магазинов Европы и Молдовы отличается в корне! Речь идет не только о производителях и наименованиях самих изделий, но и о цветовых гаммах и модельных решениях. Продиктовано это спросом на нашем внутреннем рынке, который отличается от европейского в силу разницы менталитетов! – рассказала модельер.

Что касается покупки товаров через Интернет, Ольга считает это лотереей и уверена, что покупать лучше в торговых центрах.

- Это покупка кота в мешке, если говорить о зарубежных интернет -магазинах. У покупателя нет возможности примерить товар, оценить его качество и удостовериться в том, что вещь или обувь подходит по размеру, модели и цветовой гамме. А в торговом центре вы видите товар здесь и сейчас, можете его оценить и подумать, подходит ли он вам. Да и вернуть товар можно без проблем, - отметила Ольга.