Кыргызстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Происшествия15 сентября 2014 9:00

Прерванный полет: что случилось с «Боингом» авиакомпании «Эйр Бишкек»?

7 сентября пассажиры рейса 217 по маршруту Бишкек-Ош запомнят на всю жизнь. Но обо всем по порядку...
Фото: соцсети

Фото: соцсети

Техника дает сбои

Тот полет продлился всего несколько минут, поскольку, не успев набрать высоту, гражданский лайнер вынужденно вернулся в аэропорт «Манас». Если верить официальному сообщению компании-перевозчика, которое было опубликовано только на следующий день после происшествия, вроде бы ничего серьезного и не случилось – «неполадки курсовой системы».

Кстати, сразу после обнародования информации об инциденте в прессе появилось сообщение, что Транспортная прокуратура республики взяла этот случай под свой контроль. Но, оказалось, журналисты опередили события: как заявили «Комсомолке» в Транспортной прокуратуре, сейчас расследованием занимается Агентство гражданской авиации КР. И только после сбора и анализа всех данных о происшествии, авиационные специалисты передадут материалы прокурорскому ведомству.

В Агентстве нам подтвердили, что эксперты уже начали свою работу. Когда комиссия огласит полученные итоги, понятное дело, сейчас никто не скажет.

- Главное, чтобы расследование дало объективные ответы на случившееся, - сказал нам начальник отдела летной эксплуатации Управления по безопасности полетов АГА Толонбек Арпачиев.

По словам чиновника, проверка проводится собственными силами:

- Согласитесь, это не тот случай, когда требуется участие зарубежных специалистов. При возникновении такой необходимости у нас есть договоренность с представительством Международного авиационного комитета в России, в распоряжении сотрудников которого есть специальное оборудование для проведения различного рода экспертиз – расшифровки, тестов и других процедур.

Мы понимаем встревоженность людей, но поводов для серьезных опасений нет. Как следует из первичного донесения командира экипажа, на судне был зафиксирован отказ курсовой системы, из-за чего им было принято решение произвести обратную посадку самолета. Наша первая задача – обеспечение безопасности воздушного транспорта, но поймите, что это техника, а она дает временами сбои, - подытожил авиаспециалист.

Клиент всегда не прав?

- Это понятно, но, к сожалению, сотрудники, в данном случае, «Эйр Бишкека» плохо проводят работу со своими клиентами. Они не в состоянии успокоить взволнованных родственников пассажиров, оперативно предоставлять информацию при нештатных ситуациях. Более того, они даже грубят по телефону, как жаловались в соцсетях люди. Вы, как структура, контролирующая деятельность коммерческих авиаперевозчиков, можете как-то влиять на бизнесменов? - спросили мы Арпачиева.

- Конечно, хотя этот вопрос и не входит в круг нашей прямой компетенции, мы всегда обращаем их внимание на важность культуры обслуживания клиентов. Но регулировать спорные отношения потребителей с поставщиками услуг мы не уполномочены, - ответил представитель Агентства.

Но вот именно этот момент больше всего и беспокоит – кыргызстанцы без устали жалуются на произвол авиакомпаний и отсутствие того, что хоть отдаленно напоминало бы сервис. Вряд ли об этом можно говорить как о системной проблеме, однако даже единичные нарекания должны служить поводом для разбирательств с обязательным наказанием виновных – если мы хотим, чтобы у нас в стране появился, наконец, цивилизованный рынок авиауслуг. Особенно, когда речь идет не о банальных задержках рейсов или потере багажа, а о серьезных инцидентах во время полетов.

Как оценить, к слову, намеренную попытку представителей «Эйр Бишкека» ввести общественность в заблуждение, когда они в своем пресс-релизе лаконично написали, что после экстренного возвращения в «Манас» «все пассажиры были пересажены на резервный самолет и доставлены в аэропорт города Ош»? Почему авиакомпания скромно умалчивает, что вначале пассажиров злополучного рейса пытались снова посадить в тот же самый неисправный самолет? И почему она утверждает в официальном сообщении, что «в настоящее время самолет находится в исправном состоянии», хотя Агентство гражданской авиации еще не вынесло заключения с технической оценкой бортовых систем судна.

Аллах акбар!

А вот что происходило, собственно, в самом самолете во время неудачного взлета? Об этом на своей странице в Фейсбуке подробно написал наш коллега, известный журналист Аркадий Гладилов, который этим рейсом летел в Ош:

«Я только что с того света вернулся! Из Бишкека взлетели, самолет «Боинг-737» в воздухе стал дрожать как отбойный молоток в руках начинающего дорожника. Я думал, крылья отвалятся. Он пытался рывками взять высоту - хрен там! Бабку в соседнем ряду стало тошнить, очевидно, бешбармаком. Рядом со мной сидит молодой парень, руки впились в подлокотники, шепчет одно и то же: «Аллах акбар!». Я хотел было перекреститься, да крестик дома забыл... После очередной попытки подняться, самолет безнадежно стал падать, высота - метров 200-300, не более.

Хорошо, что под крылом все еще Чуйская долина, но впереди уже маячит горная гряда. Вижу, что хрен мы ее преодолеем. Пилот тоже видит, самолет резко кренится и уходит на круг. Слышу, выкидывает шасси, значит, будет садиться. И точно, тянем до «Манаса»! Сели. «Ура» никто не кричит - кажется, народ ни хрена не понял! Аплодисментов тоже нет. А зря. Пилот принял правильное решение - вернуться на точку. Если бы стал терять высоту над горным хребтом - все, я бы эти строки не писал сейчас».

Взбесившийся самолет

Еще одна пассажирка рейса 217 Бурул Аманова также описала в соцсетях свои впечатления о неудавшемся полете. Она обратила внимание, что самолет стал странно и пугающе греметь еще на земле, как только пилоты запустили двигатели и начали рулежку. По ее словам, она даже удивилась, подумав - неужели настолько разбито покрытие аэропортовской бетонки? А уже после натужного взлета самолет резко накренился в одну сторону, и снова самолет стал издавать пугающие звуки, как будто он вот-вот расколется надвое. Некоторые женщины в панике начали кричать на стюардессу, что - внимание! - пилот так же опасно управлял самолетом и во время прилета в Бишкек.

Скрежеты, издаваемые судном, так же продолжали сверлить уши. Далее картина, как и у предыдущего очевидца - выпускаются шасси, посадка, гробовое молчание в салоне. Бурул пишет, что сразу же хотела пойти в кабину экипажа, чтобы летчики объяснили - что сейчас произошло? Они и ответили - все нормально, сейчас прибудет представитель авиакомпании и все объяснит. А люди пришли в себя, только когда спустились с трапа. Все резко зашумели, стали кричать, началась суета...

Хочется добавить, что самые эмоциональные части этих комментариев к случившемуся 7 сентября мы, по понятным соображениям, опустили. Хотя и приведенных фрагментов хватает, чтобы явственно представить, что происходило в тот день на борту «Боинга». Остается надеяться, что комиссия АГА в своем расследовании обратит внимание на эти моменты. А авиакомпании «Эйр Бишкек» хотелось бы пожелать, чтобы впредь они были более внимательны к своим клиентам. Продержав людей несколько часов в аэропорту, ее представители смогли предоставить измученным и перенервничавшимся пассажирам только воду. И практически не давали никакой внятной информации.

Проблемы начались еще в Оше?

Например, в Оше сотрудники компании все это время держали в неведении и встречающих рейс 217, и тех пассажиров, которые этим же самолетом должны были вылететь из южной столицы обратно в Бишкек. Ну и совсем не поддается осмыслению грубость работников «Эйр Бишкека» именно в такой ситуации.

- На том самолете летели мой муж и маленький сын, - рассказала нам по телефону Элима Джапарова. - И когда стало известно о том, что самолет совершил вынужденную посадку, я первым делом позвонила в офис авиакомпании. На том конце моя собеседница назвалась коммерческим директором по имени Жылдыз. На простую просьбу разъяснить что происходит, в ответ на меня буквально накричали.

И в заключении совсем уже настораживающая подробность того дня. Мы узнали, что еще в Оше с этим самолетом начались какие-то проблемы. Вот что говорит Жалил Сапаров:

- Время вылета было указано 17.20. Но рейс задержали без объяснения причин минимум на 50 минут. И уже когда мы подлетали к Бишкеку и были выпущены шасси, снижающийся самолет вдруг опять стал набирать высоту. Я не могу утверждать, были ли неполадки техники, или это было требование диспетчеров. Нам сказали, что занята посадочная полоса. Но что бы там ни было, мы еще почти полчаса кружили в небе, пока не сели со второго раза.

«Эйр Бишкек» - это хорошо забытый «Итек эйр»

По большому счету, мы абсолютно не заинтересованы в нагнетании обстановки вокруг этого случая. Но пройти мимо двух вещей очень трудно. Первое - позиция авиакомпании, которая сухо извинилась перед своими 143 пассажирами и их родственниками, пережившими 7 сентября немало трудных и нервных минут, обозначив причиненный им шок «доставленными неудобствами». Хороши «неудобства», если одну женщину, как сказали нам очевидцы, после экстренного приземления прямо в зале ожидания схватил инфаркт!

Второе - как стало известно, на самом деле «Эйр Бишкек» - это печально известная авиакомпания «Итек эйр», самолет которой уже разбивался. Помните трагедию августа 2008 года, когда сразу же после взлета с «Манаса» потерпел крушение «Боинг-737-300»? Тогда в результате авиакатастрофы погибли 65 человек, включая многих членов юношеской сборной КР по баскетболу.

И главное теперь - чтобы последний инцидент не попытались замолчать. Очень важный штрих: мы расспросили всех людей, фамилии которых были приведены в этой статье, связывались ли с ними члены комиссии по расследованию происшествия, чтобы зафиксировать их свидетельства. Ответ у всех был одинаковым - нет, хотя со дня инцидента прошло уже больше недели.