Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
БАМ11 июня 2014 8:00

«О том, что стал Героем Соцтруда - узнал из новостей»

Прославленный бригадир Александр Бондарь рассказал «КП», почему «золотую» стыковку на БАМе провели дважды [видео+аудио, репринт газеты 1984 года]
Герой Социалистического труда Александр Бондарь.

Герой Социалистического труда Александр Бондарь.

ПРОВОДЫ. ДЕВУШКИ. МИТИНГИ

- В мае 1973 года я вернулся из армии в Киев, устроился на работу. Но скучно, адреналина не хватает. В ЦК комсомола Украины сказали: какой-то БАМ планируется, координаты свои оставь. В апреле спросили: поедешь? Поеду. Я даже не уволился, в трудовой книжке записано: направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали в составе отряда имени XVII съезда комсомола. 27 апреля 1974 года приехал в Москву. Зашли в Кремлевский дворец съездов, дали клятву, что построим БАМ. И из Дворца съездов - прямо на Комсомольскую площадь и оттуда на БАМ.

Виктор Бондарь отработал на БАМе 39 лет.

Виктор Бондарь отработал на БАМе 39 лет.

На каждой крупной станции митинги, незнакомые девушки, все считают героями, цветы дарят, адреса оставляют. А мы еще ничего не сделали. Это был такой эмоциональный заряд, такой аванс, который меня сопровождал все годы строительства БАМа. Думаю, как и многих моих друзей.

«ПОКА ПЕРВОЕ СЪЕШЬ, ВТОРОЕ ЗАМЕРЗЛО»

Памятный знак на разъезде Балбухта.

Памятный знак на разъезде Балбухта.

- Второго мая приехали в Усть-Кут — самое начало БАМа. На следующий день нас забросили вертолетами на будущую станцию Таюра (Звездная), где для нас уже установили 22 палатки. Я, как и бОльшая часть отряда, пошел в лесорубы, потому что надо было рубить просеку и строить поселок. Первые комары, первая столовая... Навесы стояли под открытым небом: пока первое съешь, второе замерзло - в мае еще было холодно, река была подо льдом.

Жили в 20-местных палатках армейских, с печками. Да кто в 20 лет замерзает? У нас единственная проблема была — дефицит девушек. Отряд был из 303 человек, а в нем всего 14 девчонок. Быстро всех поразобрали замуж.

Первые свадьбы прошли уже 22 июня того же, 1974 года. Женились две пары: Витя Ионов с Таней Валетовой и Юра Козицын с Валей Самойловой. В качестве свадебного кортежа им предоставили вертолет: подняли молодоженов над поселком, сделали кружочек и посадили.

Люба, - Александр Васильевич кивает на жену, - приехала на свадьбу подруги. О том, что соприкоснемся, тогда речи не шло. Помогла банальная история. Я поступил в Иркутский институт железнодорожного транспорта на заочное отделение, а с химией у меня проблемы. Надо было контрольные сдавать. Мне сказали: есть девчонка - химию щелкает только так! Сначала с ней решали химию, потом математику... Решили пожениться. Приехал мой отец с Украины, как положено - с хлебом-солью - пошли сватать. А в мае 1975-го он приехал уже вместе с моей будущей тещей на свадьбу.

ЦЕНА ЗОЛОТОГО ЗВЕНА

- В декабре 1975 года из лесорубов перешел в укладчики, предложили возглавить бригаду. Разумеется, бригаду собирал из своего окружения. Вечерами, после смены, писали конспекты с нюансами работы. Это только кажется, что укладка путей - дело плевое. На самом деле каждой шпале по пять - шесть раз приходится поклониться: подсыпать балласта, определить толщину балластного слоя - все рассчитано до миллиметра. А иначе поезда сойдут с рельсов.

К 1984 году бригада была на хорошем счету у руководства. Планировалась стыковка БАМа, укладка «золотого» звена. Но мало кто знает, что стыковок было две.

Корреспондент «Маяка» Николай Нейч ведет репортаж о первой стыковке в Балбухте. Запись предоставлена проектом «Старое радио»

Моя бригада шла с запада, где предусматривалось строительство нескольких тоннелей. Тоннель - это долгострой. Поэтому дорогу вывели по временным обходам. На восточном участке, откуда шла бригада Ивана Варшавского, был всего один тоннель - Кодарский. Руководство стройки хотело успеть завершить его строительство до стыковки, но метров 200 отделки тоннеля обвалилось. Благо, это произошло в перерыв, никто не погиб. Но сдать тоннель к сроку не поспевали.

Поэтому сначала «золотое» звено уложили 29 сентября в районе разъезда Балбухта. Открыли монументальный памятный знак, который стрелами указывает какие республики и подразделения участвовали в строительстве. А фактическая стыковка БАМа произошла 1 октября в 46 километрах от Балбухты - на станции Куанда. Туда приехали гостевые поезда. Торжественную часть открыл Владимир Долгих, член Политбюро ЦК КПСС. Были и военные, которые построили существенную часть путей на востоке БАМа. На месте истинной стыковки мы тоже поставили памятный знак - два сходящихся пути. На шпалах указали названия населенных пунктов, которые прошли за время строительства. Единственное, табличку, что здесь состоялась настоящая стыковка БАМа, коллекционеры свинтили.

Мы посчитали. Чтобы положить по-настоящему золотое звено требовались безумные деньги — 271 миллион рублей в советских ценах. Поэтому золото на стыковке было символическим: в Балбухте положили обычное звено, а в Куанде - покрашенное бронзовой краской.

ВОСЕМЬ ГЕРОЕВ В ОДНОМ УАЗИКЕ

- В октябре 1985-го звонят мне в «Звездный»: срочно приезжай в Тынду вместе со Славой Аксеновым, он тоже бамовский бригадир, зачем - не сказали. Слава лежит с приступом радикулита. Делаем пару уколов, везу его в Улан-Уде, оставляю в номере гостиницы. А сам бегаю ищу транспорт. В очередной раз возвращаюсь в гостиницу, Слава говорит: «Слушал радио - нам с тобой Героя Соцтруда присвоили». На следующий день директор улан-уденского авиазавода дал свой Як-40, мы сели (Слава лег) и полетели в Тынду. Звезды Героев Соцтруда вручал лично Владимир Иванович Долгих.

Разумеется, награды обмыли. Космонавт Валентин Лебедев сказал: «Я в космосе пил, а тут на Земле...» Скинули в вазу три звезды Героя Советского Союза (две - Лебедева), штук 15 - Героев Соцтруда, ордена Ленина... Едем потом по Тынде - 12 человек в одном УАЗике. Гаишник останавливает, отнимает права у водителя. А Юра Вербицкий говорит: «Знаешь, что тут восемь Героев Соцтруда?» Тот растерялся: «Вы хоть свет включите».

Отработал на БАМе 39 лет. Завидовали? Не без этого. Начал строить себе дачу там, на БАМе. 23 проверки прошел: «Как это ты - герой, и ни одной доски не своровал?» А у меня документы были на каждый гвоздь. Выписал лес на корню, сам свалил (я же вальщик!), заплатил за аренду трейлера, за амортизацию пилорамы... Но доброжелательных людей конечно же больше. Да и друзья не забывают. Перед выходом на пенсию надумал построить дачу в Тверской области. Купил в Сибири вагон сибирской лиственницы, перегнал в Тверскую область и за три месяца вместе с друзьями-бамовцами построил хорошую двухэтажную дачу.

Разумеется, я не знал, что БАМ в моей жизни займет почти 40 лет. Не знал, что он мне принесет высшую награду - Героя Соцтруда. Но, учитывая мой характер, я был уверен, что он мне даст огромное количество друзей по всему миру. Со многими из них я и сейчас постоянно общаюсь.