Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество8 июня 2014 22:00

Как я стал «контрабандистом»

Приключения Германа Пятова, основателя движения «Мурзики», рискнувшего привезти из Лондона куртки для российских детей-сирот
Покупая куртки в английском магазине, Герман Пятов не подозревал о грядущих испытаниях...

Покупая куртки в английском магазине, Герман Пятов не подозревал о грядущих испытаниях...

...Не знаю, сколько их всего в смене, но нас окружило никак не меньше шести. Мы чувствовали себя, как кот и кошка, окруженные стаей злобных и агрессивных собак. Мы - это я и моя добровольная помощница, а также четыре сумки с куртками для детей-сирот. Они - это сотрудники таможни аэропорта «Домодедово»...

ЛОНДОН. план

Мне интереснее раз десять съездить куда-нибудь в российскую глубинку, в детские дома, чем один раз слетать в Лондон. Последний раз я был в Европе 18 лет назад, и все эти годы меня туда не тянуло.

Да простят меня бритты и мои друзья, живущие в Великобритании, но в первый приезд мне там ну вообще не понравилось. Не мой размерчик - все какое-то маленькое, узенькое - улочки, домики, дороги, комнаты и лестницы в гостиницах. Да и дорого все в Великобритании, в разы дороже, чем в той же Польше. Ничего для наших сирот и не купить. Тем не менее совершенно случайно мы наткнулись на магазин, где соотношение цена - качество нас устроили более чем. Было это незадолго до отъезда, ­22 января, билеты на самолет куплены. В это время в Лондоне еще идут распродажи. Особенно сильно снижаются цены на зимнюю одежду. Оно и понятно - у них там в конце января +12 градусов. Зимние куртки у них - это по-нашему демисезонные, не очень теп­лые. Другие в Англии и не нужны.

ЛОНДОН. вербовка

Я определился, что буду закупать именно куртки - цена на них была в разы меньше, чем просят за такой же товар китайцы на московских рынках. Но встал вопрос: как вывозить? На своем горбу? Не утащу! В магазине такого сервиса нет. Я решил, что нужно найти кого-то, кто согласится хранить куртки у себя до тех пор, пока я не найду транспортное решение.

Я вспомнил, что наши люди, то есть «мурзики», есть везде, в том числе и в Лондоне. Написал объявление в Фейсбуке. Через четыре часа у меня уже был человек, который не только согласился две недели подержать куртки у себя, но даже сам за ними приехал к магазину.

ЛОНДОН. акция

Мы кинулись покупать куртки. Выглядело это так, как описывал писатель-сатирик Михаил Задорнов шопинг новых русских в Европе в бурные 90-е: «Вези все на кассу!» Сотрудники магазина, конечно, удивлялись и не сразу понимали, чего мы от них хотим. Первые 170 курток мы покупали часа два или три. На кассе они каждую куртку сканировали и пытались складывать в отдельный пакет. Потом пришлось самим утрамбовывать все и заклеивать скотчем. В итоге получилось 8 пластиковых мешков килограммов по 15 каждый и еще один небольшой.

Все это мы умудрились каким-то чудом загрузить в не очень большую машину Стаса Иоффе, который согласился хранить куртки у себя. После чего моя неугомонная натура выдала идею: а почему бы не взять сколько-нибудь курток с собой в багаж? Мы летели лоукостером, и если оплачивать багаж заранее, то получается не так уж и дорого - примерно 55 рублей за килограмм. Учитывая, что закупочная стоимость курток была примерно от 300 до 600 рублей, а весили они от полкило до килограмма, получалось вполне бюджетно.

В итоге мы решили докупить курток на все оставшиеся деньги.

АЭРОПОРТ ХИТРОУ. вежливые люди

Не буду вас утомлять рассказами, как мы все эти куртки утрамбовывали, упаковывали, взвешивали. Кроме всех хлопот с багажом, нам нужно было зарегистрировать вывоз товара на британской таможне, чтобы попытаться вернуть НДС (около 10% стои­мости). Поэтому в аэропорт мы приехали в 2 часа ночи. В это время рейсов нет, и во всем аэропорту было человек 5 пассажиров.

Мы пошли со всем своим скарбом (пять баулов по 20 кг плюс ручная кладь) искать таможенного офицера. Нашли его закуток где-то на отшибе. На стене висел красный телефон, возле которого была надпись: «При отсутствии таможенного офицера поднимите трубку, и он вам ответит». В течение двух часов мы пытались сделать так, чтобы нам «ответили», и в итоге чуть не опоздали на рейс!

Мы не ожидали, что досмотр службы безопасности перед посадкой такой тщательный и долгий. А тут еще секьюрити напряглись, увидев на рентгеноскопе рулон с пластиковыми пакетами, и заподозрили в нем пластид. Несмотря на такую задержку, я не нервничал. Британские секьюрити действуют очень вежливо, корректно и профессионально, и ты понимаешь, что это работа такая.

В самолет мы сели в момент окончания посадки.

Можете себе представить, в каком состоянии я влетал на нашу славную российскую таможню в «Домодедово»...

Этот паренек, как и десятки других, уже получил обновку.

Этот паренек, как и десятки других, уже получил обновку.

АЭРОПОРТ «ДОМОДЕДОВО». ШЛАГБАУМ

Перед входом на таможню в аэропорту «Домодедово» висит большая табличка: «Багаж весом до 50 килограммов и стоимостью до 10 000 евро декларировать не обязательно». Я в общем-то и до этого не сильно беспокоился - ведь не на продажу везу, а сиротам, то есть государственным детям. Я же и юридически, и фактически куртки государству отдаю - в детский дом, в государственное учреждение. Поэтому я не моргнув глазом пошел по зеленому коридору. Не тут-то было! Тут же ко мне подошел таможенник: «Что везете? С какой целью?» Представиться он отказался. Мол, «придет старший смены и представится». Прямо не таможенник, а секретный агент под прикрытием.

Пытливый читатель может задаться вопросом: если висит табличка про багаж весом до 50 килограммов, какие вообще могут быть вопросы? Я отвечу: у российских таможенников есть в этом случае две зацепки - попытка «надуть» стоимость того, что вы везете, чтобы она «вдруг» оказалась выше 10 000 евро, и представить ваш груз как товарную партию, то есть партию товара, ввозимую для коммерческих целей. Но в моем случае ни о какой коммерции речи быть не может, поэтому и товарной партией это назвать никак не получится.

Давать объяснения анонимному сотруднику я отказался. Пришлось им вызвать старшего смены - Владимира Геннадьевича Хлебушкина! Первым делом тот стал разговаривать с нами грозно, отнял паспорта и унес в неизвестном направлении.

Таможенники прогнали несколько сумок через рентгеноскоп, я показал чеки, вытащил несколько курток. В объяснении мы написали одну строчку: каждый вез по 50 курток для детей-сирот. Пока старший смены пробивал нас по базе (что еще он мог делать с нашими паспортами?), я написал в Фейсбуке:

«Красота! Меня задержали на таможне в «Домодедово»! Старший смены - Хлебушкин Владимир Геннадьевич! Придрался к 100 детским и подростковым курткам, которые я решил привезти из Лондона для сирот».

Один из таможенников, который все это время «контролировал» нас, увидел все это и побежал докладывать начальнику.

Через 5 минут Хлебушкин Владимир Геннадьевич вернул нам паспорта с напутствием впредь «иметь подтверждающие документы» на провоз груза. Интересно, какие ему нужны документы, кроме кассовых чеков? Я ему ответил что-то злобное, уж не помню дословно. Конечно, на моем самообладании сказывалось и напряжение предыдущего дня, и бессонная ночь, и резкий перепад температуры: в Лондоне +12, а в Москве -18. Но куртки мы забрали.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Автор заметок Герман ПЯТОВ родился 29 июля 1966 года в Ташкенте. Окончил мединститут с красным дипломом по специальности «лечебное дело». Кандидат медицинских наук. До недавнего времени работал хирургом в НИИ скорой медицинской помощи им. Склифосовского.

С 1998-го помогает сиротам. Собрал команду добровольцев «Мурзики». Сейчас под опекой волонтеров во главе с Германом несколько десятков детдомов.

P. S. А два с половиной месяца назад, 13 марта, 43 куртки отняли на шереметьевской таможне у нашего добровольца Андрея Селезнева. До сих пор куртки там, а не в детских домах! И это несмотря на то, что Андрей предоставил все документы - и чеки, и даже акты передачи первой партии курток в детские дома, и фотографии детей-сирот в этих куртках.

Поэтому через «Комсомолку» хочу обратиться к начальнику шереметьевской таможни Александру Викторовичу Поводу: может быть, у таможни свои виды на куртки для сирот?

Вы только скажите - «мурзики» оформят подростковую одежду как единовременную помощь детям сотрудников таможни.