Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды22 февраля 2014 11:37

Марк Захаров: «Олег Янковский и Саша Абдулов оттачивали друг на друге свои шуточки»

23 февраля могло бы исполниться 70 лет Олегу Янковскому [фотогалерея]
Олег Янковский и Александр Абдулов в спектакле «Варвар и еретик», поставленном Марком Захаровым по роману Ф. М. Достоевского «Игрок».

Олег Янковский и Александр Абдулов в спектакле «Варвар и еретик», поставленном Марком Захаровым по роману Ф. М. Достоевского «Игрок».

70 – это ведь совсем не много и поэтому частица «бы» звучит особенно горько. Но судьбу не оспоришь, а жизнь Янковского сложилась так, что он стал любимым актером нескольких поколений. Причем не только кинозрителей, но и театралов. Об Олеге Ивановиче мы в это день вспоминаем с Марком Захаровым, худруком Ленкома, где много лет служил Янковский и на сцену которого он вышел последний раз в жизни почти пять лет назад.

- Янковский не раз говорил, что между вами сложились такие отношения, как в хорошей семье.

- Да. Так Была какая-то особая духовная близость, и я ее очень ценил. И Олег мне иногда говорил какие-то вещи, очень важные для меня. Что вот это правильно, это хорошо, вот здесь бы подумать, может быть, не все точно рассчитано. И я очень прислушивался к нему, потому что выпускник Саратовского театрального училища, он превратился не просто в столичного мастера театрального, он вышел, так сказать, за пределы Ленкома, его слава, его популярность, его значимость, как артиста, стала всесоюзной, может быть, даже частично и европейской. Потому что он играл, например, во Франции какой-то спектакль. Приходилось отпускать – а что делать. У Олега сам ДеНиро в друзьях был! (Марк Антальевич это говори с улыбкой – что ему Де Ниро!). Он, конечно, олицетворял собой какую-то часть нашего социума, такого умного, чуть насмешливого аристократа – как-то он вышел вверх… в хорошем смысле слова…

- У него в генеалогическом древе, по-моему, была польская знать

- Да, это частью заложено. Но другие дети в этой семье все же не имели того масштаба, которого достиг Олег Иванович. Я думаю, здесь много было факторов…

Захаров, которого сыграл Янковский

- Марк Анатольевич, я уверена, что и режиссер, то есть вы помогли Олегу Янковскому обрести окончательную весомость в театре и кино – взять хоть фильмы «Тот самый Мюнхгаузен» и «Обыкновенное чудо». Может, вы отдали эту роль Янковскому из-за вашей внутренней связи? Потому что ваш Мюнхгаузен – это абсолютно вы сам и есть.

- Вы знаете, мне это очень приятно слышать. Но я бы не сказал, что я перед собой ставил такие амбициозные задачи - про себя что-то сделать. В этой фантазии по пьесе Григория Горина заложен настоящий конфликт. По Бердяеву. Это не когда ругаются друг с другом, а когда человек, один, восстает против мнения большинства. Он обречен и все равно восстает. Вот это самое интересное. Конечно, это сделано в комедийном плане.

Олег Янковский и Саша Абдулов оттачивали друг на друге свои шуточки

Олег Янковский и Саша Абдулов оттачивали друг на друге свои шуточки

Фото: РИА Новости

- Ничего себе комедия. Я рыдаю каждый раз, когда смотрю на Янковского, поднимающегося по веревочной лестнице в небо.

- Значит, что-то очень важное у нас в «Мюнхгаузене» получилось. Вы знаете, Распе, написавший первоисточник, он же занимался минералами, был ученым, с хорошим именем, с хорошей зарплатой. И вот в свободное от работы время что-то пописывал на коленке, какие-то развлечения для своих друзей. И вот оказалось, что эти труды по минералогии, они не имеют никакой исторической перспективы, а вот Мюнхгаузен стал бессмертной личностью. Это особой формы шут. Этот образ интересовал Горина прежде всего, он романтик и весельчак, он остроумен, непредсказуем, он в конечном счете развлекает, хотя иногда его развлечения оплачены дорогой ценой. А по поводу Олега мы вместе с Гориным колебались. Мы не знали, хватит ли ему такого юмора, который есть, скажем, у Андрея Миронова, с которым я много работал. Все время внутренне мы их сравнивали, а потом решили рискнуть. И стали придумывать путь актера Янковского к образу. Я сказал: Гриша, давай появится этот олень с вишневым деревом в рогах, пусть будет фантасмагоричность - и смешно, и вместе с тем поразительно. И когда Олег это как-то по-своему, по-янковски, сумел это сыграть - с косточками, выплевывая их и рассказывая про оленя, а потом появлялся и сам олень, и его появление воспринималось как должное, остальные были, конечно, в шоке. Это был момент экзамена истиной - сцена получилась. А это, между тем, очень дорогая для меня сцена, поскольку я проходил через всякие проработки, меня терзала цензура, идеологический пресс. Как и та сцена, где он стоит перед синклитом во главе с герцогом и его заставляют отказаться от лишнего дня в году. С горечи он отступает и признает, что да, наверное, я погорячился, раз день никому не нужен. Ему говорят: не делайте нам одолжений. Это фраза, взятая из моей личной жизни. Янковский об этом знал. Мне говорили: не надо нам делать одолжений, выполняйте все, что вам предписано. И это давление на человека, которое оказывает большинство как бы просвещенное, руководящее, оно меня, естественно, очень занимало и занимает по сию пору.

Олег Янковский и Марк Захаров смотрят отснятые кадры будущего «Того самого Мюнхгаузена».

Олег Янковский и Марк Захаров смотрят отснятые кадры будущего «Того самого Мюнхгаузена».

Олег научил меня беречь психику

- Я же говорила, что вы – Мюнхгаузен, которого сыграл Янковский. А вот сам Олег Иванович был больше серьезным или ироничным?

- Ироничным. Они с Абдуловым вместе за кулисами как-то оттачивали юмор свой, говорили всякие глупости друг другу. Они вообще как-то много шутили, и с очень серьезными глазами при этом. Янковский говорил, что ты вот молодой, я постарше, и наверное, я тебя буду сживать из театра, наверное, тебе придется плохо. И моя дочь, которая только что пришла театр, возвращается домой в слезах и говорит: вот такой жуткий конфликт, Олег Иванович хочет сжить со света Александра Гавриловича. Я ей объясняю: дураки они, и ты тоже дура, это они тренируют себя, оттачивают свое дурацкое остроумие.

- А когда Янковский пришел в Ленком, вы уже его возглавляли в то время?

- Да. Я только начал работать в качестве главного режиссера – тогда это так называлось, и мне Евгений Павлович Леонов сказал, что снимался в фильме «Гонщики» с артистом, который ему показался занятным и привлекательным, и неплохо было бы, если бы я с ним познакомился. Я пошел на спектакль саратовского театра, написав на бумажке «Янковский». Для меня это было новое имя, неизвестное. Я видел его в «Князе Мышкине». Я плохо помню спектакль, но запомнил, что этот «Янковский» замечательным образом существовал независимо от… - есть понятие об ансамбле, такое примитивное, когда все сливаются в одной ноте в унисон. Нет, у него была такая дистанция в отношении всех людей, окружающих его в этой пьесе, в спектакле. Мне это очень понравилось. И я его пригласил в Ленком.

- Марк Анатольевич, а у вас же по мужским меркам совсем небольшая разница в возрасте. И вот приходит в театр такой яркий красавец, а вы тоже красавец, еще и режиссер, то есть человек властный, прямо скажем. Конфликтов, соперничества не было?

- Нет, такого дела не было, поскольку я с актерами очень уважителен, дружелюбен, внимателен. Но я все-таки дистанцию сохраняю. Этому меня научила жизнь. В своем Отечестве пророков не бывает, и без дистанции очень трудно давать какие-то команды: вы выходите слева, вы выходите справа. Но с Янковским у меня все же были особенные – такие как и с моей любимой Татьяной Ивановной Пельтцер – отношения. Он, например, на съемках меня научил отключаться, беречь силы и психику. Олег почти аутотренингом занимался. Сыграв дубль, он погружался в какую-то нирвану, ничего не слышал, ни о чем не хотел говорить и несколько минут брал такой тайм-аут. И я это очень оценил, потому что расход нервной энергии во время съемочного процесса идет огромный. Плюс у нас с ним была похожие истории. Олегу начать работать помогла жена, она была ведущая актриса саратовского театра. Я немножко упрощаю, может быть, но мне близка и понятна эта ситуация - поскольку я через похожую проходил. Она – ведущая артистка, и попросила, чтобы взяли мальчика, мужа молодого. Пусть побегает по сцене, может быть, что-то получится из него. Его взяли, так сказать, из сострадания к ведущей актрисе. В какой-то степени это так.

Последняя роль

- Олег Иванович очень достойно уходил из жизни. Не у всех получается уйти достойно. Он продолжал играть в «Женитьбе» Башмачкина, несчастного жениха. И играл до тех пор, пока люди не стали замечать, что ему трудно играть. Как он почувствовал, что зрители не просто сопереживают, а начинают его жалеть, здесь он закончил свою карьеру. Его последнее появление на сцене зафиксировано на диске.

С Янковским у Марка Захарова все же были особенные отношения

С Янковским у Марка Захарова все же были особенные отношения

Фото: РИА Новости

- Он много спектаклей сыграл. И были знаковые. «Чайка», «Женитьба», «Шут Балакирев»...

- Вы знаете, мне очень запомнилось его участие в пьесе Шатрова «Диспут», когда человек, то ли это Энгельс молодой, то ли это еще кто-то из коммунистических вождей, он просто брал микрофон и говорил: «Давайте послушаем, что люди думают по поводу тех проблем, которые мы обсуждаем». Спускался в зрительный зал и давал возможность людям говорить. Делал это очень обаятельно, умело. Я его потом научил рассчитывать время: Олег, ни в коем случае микрофон из рук нельзя выпускать и контролировать надо. Может быть, человек попросил микрофон, и собрался читать целую поэму на полчаса. Как вырвать этот микрофон, вот это была сложность. Помню, как Ельцин пришел к нам на спектакль, и Олег пошел к нему, нашел его в пятом ряду и Борис Николаевич говорил тогда что-то значимое.

- Янковского очень любили женщины и я не могу не спросить: он же не был пошлым бабником?

- Пошлым - не был. Он был слишком привлекательным, чтобы отвергать мысль о каких-то таких контактах. Поскольку иногда театр влияет на женскую психику. Иногда встречаеся некоторая неадекватность. От этого, я помню, и Андрей Миронов очень страдал. Есть такая агрессия, которую очень трудно погасить, вести себя достойно, не грубить и, тем не менее, уйти от такого назойливого поклонения.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Фотогалерея "Памяти Олега Янковского"