Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Дом. Семья4 февраля 2014 13:24

Почему ребенок переживает из-за отметок

Обсуждаем с психологом, как научить ребенка правильно относиться к учебе, и стоит ли ругать за двойки
- Если я получу двойку, мама меня разлюбит?

- Если я получу двойку, мама меня разлюбит?

Недавно на родительском собрании дочкина учительница с мольбой обратилась к мамам и папам: «Дорогие родители, пожалуйста, не ругайте детей из-за оценок! Они же рыдают, когда я им даже четверки ставлю! Один мальчик сказал, что его мама накажет, и чтобы я его пожалела. Вы лучше следите, чтобы они все понимали, а не ругайте за четверки».

Хорошо, что такие учителя бывают. И плохо, что родители часто за цифрами не замечают своих детей. Меня мама за отметки никогда не ругала. «Пятерка? Здорово! Тройка? Не переживай!»

А вот за одной партой со мной сидел Леха. Он то вырывал страницы с двойками из дневника, то просил меня расписаться за его маму под замечанием, то прятал журнал с четвертной парой, то нещадно врал, что его дневник съела моя собака. Так крутиться Лехе приходилось из-за того, что папа за двойки его порол. Ремнем. Он это называл «до красных звездочек». Приходилось парню спасать свою шкуру.

Мы попросили клинического психолога Дарью ЛОГИНОВУ рассказать нам, что делать родителям, если ребенок переживает из-за отметок, как правильно мотивировать школьников на учебу, и стоит ли ругать за двойки?

- Научить ребенка правильно относиться к учебе нужно с самого первого класса, - говорит Дарья Логинова. – Маленьким важно объяснить, что они имеют право на ошибку, что они только учатся! И очень важно всегда помогать и объяснять непонятное. Поддерживать, чтобы ребенок не боялся сказать «я не понимаю, объясни».

Малыши часто переживают из-за отметок. Могут плакать, не спать ночью, начать грызть ногти, или появятся другие признаки невроза. Если вы заметите связь между неудачами в школе и таким нервным состоянием ребенка, ваша задача снизить тревожность малыша: - Создать очень предсказуемую обстановку дома, строгий режим. - Не нагружать дополнительными занятиями. Лучше 3 раза в неделю в любимую студию рисования рядом с домом, чем каждый день в разные группы на другом конце города. - Поговорите с учителем, выясните, что так тревожит ученика. Может быть, учитель кричит, а, может быть, одноклассники считают «отстоем» тех, кто получает тройки. - Хорошо бы показать чадо неврологу, возможно, доктор пропишет какие-то легкие успокаивающие препараты.

Трудно подросткам

- В старших классах дети очень редко считают учебу главной в жизни, - говорит Дарья ЛОГИНОВА. – Для подростков важнее друзья, любовь, общение, социальные сети. А учатся они, потому что знают, что надо поступать в институт. Обычно дети, которые тревожатся из-за оценок, тревожились с самого первого класса. А вот если ребенок ВДРУГ начал прятать дневник, сжигать журнал – подумайте, а вы сами-то адекватно относитесь к отметкам? Если учеба ВДРУГ приобрела сверхзначимость и стала смыслом жизни, значит, что-то произошло.

Возможно, кто-то в классе сказал подростку, что он «лох», и что он, двоечник, будет мыть подъезды, а не ездить на крутой тачке. И тогда оценки превращаются в жизненную миссию. Возможно, у него нет друзей, нет хобби, не хватает общения, и учеба – это единственное, что есть. Возможно, дома с приближением поступления в институт стали слишком много внимания уделять отметкам. Возможно, ребенок настроен на результат – быть лидером, быть лучшим, и тогда оценки для него – показатель крутости. А возможно, у подростка просто больше нет никакого другого оценивания – мама не говорит дочке: «ты – красивая», папа не говорит сыну: «классно играешь в футбол», друзья не говорят: «ты - крутой», девушка не хвалит: «ты – самый лучший»… Для обычного подростка именно такие «оценки» гораздо важнее пятерок и троек в школе. И даже двойка не расстраивает его до слез, если он знает, что «самый лучший»…

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМЫ: - Подросток очень сильно переживает из-за отметок. - У ребенка нет друзей. - У него нет интересов или хобби. - Единственный или главный интерес – интернет-пространство (социальные сети, виртуальное общение, компьютерные игры). - Школьник плохо спит, плохо ест, нервный и раздражительный, если плохо написал диктант или контрольную.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

- В идеале – сотрудничать с ребенком постоянно, чтобы узнать, если он вдруг решил забросить учебу или, наоборот, возведет ее в ранг самого важного. Как родители могут помочь школьнику-подростку?

- Можно элементарно помочь сделать доклад, можно прочитать какое-то произведение вслух, лежа на диване.

- На оценки нужно реагировать адекватно. Никаких: «Ах ты тройку получил? Ты что глупый? Да как ты мог!!!» Нет. Если наследник принес тройку, выясняйте, ПОЧЕМУ? Чего он не понимает? И как ему объяснить (самим посидеть вечерок или репетитора пригласить).

- И, конечно, основная задача родителей – предложить своему ребенку на выбор как можно больше разных занятий, чтобы школьник выяснил, что ему нравится, чем бы он хотел заниматься? Водите на разные курсы, интересные занятия, приведите к себе на работу, к друзьям на работу. Помогите школьнику чем-то увлечься.

- Разгрузите ученика – меньше дополнительных занятий, больше гулять.

- Попробуйте разобраться, почему учеба стала так нервировать? Может быть, ребенок чего-то боится. Может быть, вас?

- «Вытаскивайте» ребенка из виртуального мира, если он целыми днями сидит у компьютера. Организуйте побольше общения – гости, компании, поездки.

- Можно проконсультироваться со школьным психологом.

- Не требуйте, чтобы школьник был успешен во всем. Пусть тратит основные силы на то, что ему интересно. А остальное нужно для кругозора.

- Объясняйте при каждом удобном случае, зачем нужна физика, зачем химия? Ставьте опыты, ходите на практикумы и в мастерские. Почаще выходите «в мир», чтобы чадо понимало, что знания - это не только формулы, скучные правила, зубрежка и отметки.