Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика11 октября 2013 17:00

Александр Лукашенко: «Новые деньги уже не один год на складе лежат»

Белорусский президент рассказал, что думает о двойняшках Пугачевой и Галкина, как работает «калийный» бизнес, почему рассказывает сыну Коле на ночь о войне, и зачем хочет забрать Калининградскую область
Авторы (9):
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
Лукашенко общался с российскими региональными журналистами 5 часов и 22 минуты.

Лукашенко общался с российскими региональными журналистами 5 часов и 22 минуты.

В пятницу Александр Лукашенко ответил на вопросы российских журналистов и рассказал о…

…О МАТЕРИНСКОМ КАПИТАЛЕ

«Мы, конечно, в этом направлении будем работать, не знаю, что мы еще выберем, но есть предложение - «Большая семья». В частности, предложение за первого ребенка - десять тысяч, за второго - десять тысяч, за третьего - еще десять тысяч.

«Это не то, что тебе дали десять тысяч - и ты пошел пропил их вместе с дедушкой, с бабушкой, нет! Это как у вас материнский капитал, накопление и так далее, но более прозрачный для людей. Родил ребенка - вот тебе энная сумма. Я говорю: «К примеру, десять тысяч». Может, это будет двадцать тысяч, может, пять тысяч - будет зависеть от экономической ситуации в стране».

...О СВОИХ СЫНОВЬЯХ И ДЕТЯХ ЗВЕЗД

«Посмотрите вон, Алла Пугачева - какая молодец! Двойняшек! Вы не представляете, какое счастье в таком возрасте иметь детей. Я представляю. У меня в таком возрасте малыш. Я вам советую.

«Для того чтобы сохранить память о Великой Отечественной войне, мы с вами должны не просто помнить и отдавать дань той великой победе». «Мы должны каждый день и каждый час воспитывать своих детей. Это не просто слова. Приведу пример. Каждый вечер, когда приходится укладывать Колю спать, он мне говорит: «Телевизор нельзя смотреть - ты мне рассказываешь историю». Я: «Опять про войну?». Он: «Да». Нету у меня уже историй этих. Каждый вечер рассказываю про войну, про Сталина, про Гитлера. Пацаненок в третьем классе, а ему про войну да про войну. Я уже перешел с Великой Отечественной войны на войну с Наполеоном 1812 года».

«Если тебя заподозрят, что ты совершил действия с привкусом коррупции, - ты никакой не борец. Бывают ошибки, но желательно не ошибаться. Это очень тонкая борьба, это некое самопожертвование. И ты не можешь быть богатым, ты не можешь заработать деньги. Твои дети не могут работать в частных структурах, где они могут даже честно заработать. Я им сказал: вы никогда не будете заниматься коммерцией, пока я президент. Я понимаю, завтра меня выгонят за какую-то девальвацию - так и жить негде будет».

…О БЕЛОРУСАХ И ДЕНЬГАХ

«Говорю откровенно: белорусы избалованы. Сегодня говорю им: «У нас только ленивый может не заработать деньги». Что мешает Беларуси заработать? Через нас летают, бегут, ползут, на велосипедах едут - и не бедные люди путешествуют! Окажи им услугу! Заставлял сделать агрогородки (у нас их уже тысячи), зарабатывают приличные деньги. Люди из России и с Запада туда валом идут».

«А некоторые наши товарищи в течение вот этого промежутка времени - за 8 месяцев на август есть данные - по 700 раз выезжали в Евросоюз». «Этот бизнес нам оборачивается тем, что население в погоне за евросоюзовскими тряпками вывозит больше двух миллиардов - до трех миллиардов, оценочно, долларов за пределы страны - в Литву, в Польшу. А они нас еще критикуют: нищие, бедные там белорусы, такие-сякие». «И видите, мы не закрываем границу, люди едут, покупают. Правда, наши умные говорят, надо создать такую экономику, чтобы у себя покупали, туда не ехали».

«Произошел кризис. У нас была средняя, 500 долларов, зарплата. При наших-то ценах это фактически то, что у вас. Я говорю: «Надо людям вернуть, после кризиса 11-го года эту зарплату». Довозвращались до того, что сделали не 500, а 720 уже…

Появляется лишняя копейка. И куда они идут? Идут в обменник этот, покупают валюту - и хорошо, если в банк еще несут, складывают там у себя. А ведь эту валюту не так просто заработать, и нам немало надо, чтобы рассчитаться за нефть, которую у вас покупаем, за природный газ, это, наверное, миллиардов 13 в год, если не больше».

…О ДЕНОМИНАЦИИ

«Мы как-то близко к этому вопросу не подходили, но для того чтобы провести такую деноминацию, мы готовы в любое время». «Это же не одномоментная акция, это все заранее объявляется, указ подписывается, и это будет действовать полгода - 10 месяцев. Будут параллельно ходить старые купюры и новые. То есть это не какое-то неожиданное и какое-то сущностное явление. Нет. Это обычная техническая операция. Когда-то мы проводили деноминацию, но мало нолей отбросили. Надо было отбрасывать все-таки как положено: чтобы, допустим, сегодня доллар не 9 тысяч стоил, а 9 рублей».

«Ну, это мы чувствуем, мы сами это чувствуем, поэтому к этому подготовлены, отпечатаны новые деньги, новые купюры. Они уже не один год на складе лежат. Нужна соответствующая нормальная подготовка и ситуация чтобы сложилась. Тогда мы объявим людям об этом заранее, подпишем указ и проведем эту деноминацию».

…ВЗЯТКАХ

«При этом запомните: руководитель должен быть сам чистым. Если ты борешься с коррупцией, проводишь все эти мероприятия и так далее, не дай бог, что тебя народ заподозрит. Если будучи главой государства миллион получил в виде взятки, ты нигде это не спрячешь. Те, кто тебе дадут взятку, они на кухне с женой или с любовницей будут обсуждать. Мы же люди русские. Выпил, язык развязался - и все рассказал. Завтра вокруг руководителя завяжется слава, что ты окажешься таким же бандитом, как и они. И никогда ты так порядок в стране не наведешь».

...КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Это, прежде всего, наша область (Калининградская, - ред.). Мы в советские времена за нее отвечали. Я часто говорю: «Отдайте нам Калининградскую область». Мы каждый гектар, каждую сотку земли там распашем и сделаем из нее цветущий край. В советские времена Калининград был фактически белорусским. (…) Я считаю, что это наша земля. В хорошем смысле слова. Я не претендую на то, чтобы завтра забрать Калининград, но если бы можно было, то с удовольствием».

КСТАТИ

«Нельзя так строить отношения и бизнес»

Основной темой пресс-конференции стал калийный конфликт и арест гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. Александр Лукашенко рассказал, как строился калийный бизнес.

«Какие деньги у Баумгертнера? Сотая доля того, что была у Керимова. Он был наемником, но он виноват. Не думайте, что Лукашенко заманил не то Баум, не то Гертнера в Беларусь, посадил в камеру и издевается над ним, как людоед. Да мне без Баумгертнера проблем хватает в Беларуси. Мне еще с ним нужно заниматься? Гуманно отправить в Россию? Гуманно на квартире живет трехкомнатной. Какой еще гуманизм? Куда я его отправлю? В камеру опять? Вы бы могли сказать: «Отдайте его россиянам, сами разберемся». Берите генпрокурора Чайку, приезжайте завтра и забирайте по закону. Садите в камеру в Бутырке, или где там у вас, и ведите расследование, мы будем вам помогать. Он вам больше вреда принес».

«Мы действительно с Владимиром Владимировичем (Путиным) обсуждали эту проблему. Подходы у нас абсолютно одинаковые: вор должен сидеть в тюрьме».

«Создали (совместно с бывшим владельцем «Уралкалия» Рыболовлевым Белорусскую калийную компанию. - Ред.). И в течение двух-трех лет с этих несчастных 200 - 300 долларов до 900 долларов дошла цена (за калийные удобрения. - Ред.). Были времена - до 900 долларов за тонну. Это были золотые времена! Мы по четыре миллиарда долларов получали выручки в страну.

«Через некоторое время ко мне в кабинет заявляется, чтобы поддержку получить, известный Сулейман Керимов (новый владелец «Уралкалия». - Ред.): «Будем работать, Александр Григорьевич, вы не переживайте! Я вам гарантирую это, гарантирую то…». Я говорю: «Сулейман, подожди. Я человек открытый, ты мне честно скажи: ты производством будешь заниматься калийных удобрений?» - «Я же купил!» - «Нет, ты мне честно скажи. Мне говорят, что ты всегда на биржах спекулировал: купил дешевле, продал дороже и прочее», - прямо ему в глаза. «Нет, да не верьте, я вам клянусь». Все это было оформлено письменно вплоть до того, что, если мы расходимся, в СМИ никто не заявляет, никто не говорит, а те, кто работали в Белорусской калийной компании два года не имеют права работать там… Все подписали, все согласовали».

«Ну, работали как-то, туда-сюда, всегда эти стычки, склоки». «Через неделю слышим: «Мы выходим из Белорусской калийной компании, разрываем отношения, мы будем торговать сами, и притом объемы превыше цены. То есть мы готовы на рынок выбросить столько калийных удобрений - и плевать на эту цену, пусть обваливается». И этим самым они обвалили весь калийный рынок, нанесли ущерб бюджетам государств: евреи занимались, немцы, канадцы, американцы, другие мелкие компании - все понесли потери, бюджеты и банки. Мы в этой ситуации пострадали меньше. Ну я слышу это заявление: «Ну что ж, не хотят работать, мы же их заставить не можем. Тогда мы будем работать самостоятельно, сами будем продавать, восстановим рынки». Мне говорят: «Нет, Александр Григорьевич, не получится. У нас же компания создана пятьдесят на пятьдесят, и мы решения можем принять только вместе, а они не хотят, чтобы принималось это решение. Мы согласовали назначение нового директора, они против. Не то что против - они просто не приезжают, чтобы мы утвердили это решение».

«Начали блокировать нашу компанию, не дают работать. Я позвал сюда его собрата, как я его называю, мусульманина, с которым у нас добрые отношения, Мишу Гуцериева (российский олигарх. - Ред.)». «Я говорю: «Передай ему, если он будет вести себя дальше так и мешать нам работать для того, чтобы нас положить, я возбуждаю уголовное дело в Беларуси и объявляю их в международный розыск. Передай это Керимову!».

«Через три дня приезжает Гуцериев, говорит: «Ну, не буду президента обманывать: послал». Послал - послал. У нас правоохранители, там у них куча этих материалов. Я говорю: действуйте по закону. Они возбудили уголовное дело, это вам известно, объявили его в розыск и так далее, и так далее».

«Вызвали на наблюдательный совет, чтобы развязать эти вопросы - он председатель наблюдательного совета, Гертнер (Баумгертнер. - Ред.) этот. Он приехал, извините меня, сопляк! Его премьер-министр приглашает в правительство, а он сел нога за ногу: «Не будет это! Не будет это!». Вышел из этого, я не могу даже вам сказать, как я всегда это говорю, на дом правительства плюнул, скажем так, мягко говоря - и в аэропорт, смеясь. Ну а там его…» «Нельзя так строить отношения и бизнес, нельзя, если ты вышел на уровень главы государства, понаобещал…».

Президент Беларуси общался с журналистами российских СМИ больше пяти часов. Что еще сказал Александр Лукашенко: - Я понимаю - завтра меня выгонят за какую-то девальвацию - так и жить негде будет. Надо будет поставить крест на этой части работы. Читать дальше<<< -Если бы не было «плохого Горбачева», той оттепели, которая была, я бы президентом не был точно. И если бы сохранился Советский Союз, у нас не было бы президентства в республике. Читать дальше<<<

Президент Беларуси общался с журналистами российских СМИ больше пяти часов. Что еще сказал Александр Лукашенко:

- Я понимаю - завтра меня выгонят за какую-то девальвацию - так и жить негде будет. Надо будет поставить крест на этой части работы. Читать дальше<<<

-Если бы не было «плохого Горбачева», той оттепели, которая была, я бы президентом не был точно. И если бы сохранился Советский Союз, у нас не было бы президентства в республике. Читать дальше<<<

- Если мы признаем Абхазию, сразу же возбудится Грузия, сразу вспушится Запад. Это России надо? Мы просто окажемся катализатором ненужных действий. Когда встал вопрос о признании, мы встретились с вашим президентом. Читать дальше<<< Еще подробнее о том, что говорил президент Беларуси. Читать дальше<<<

- Если мы признаем Абхазию, сразу же возбудится Грузия, сразу вспушится Запад. Это России надо? Мы просто окажемся катализатором ненужных действий. Когда встал вопрос о признании, мы встретились с вашим президентом. Читать дальше<<<

Еще подробнее о том, что говорил президент Беларуси. Читать дальше<<<