Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды21 ноября 2016 22:50

Первый советский ужастик «Вий»: Вместо Куравлева мог сыграть Вячеслав Невинный, а вместо Варлей - Жанна Болотова

26 ноября 1967 года в Москве прошла премьера настоящего триллера - экранизации повести Гоголя «Вий»
Источник:kp.ru
Хомой Брутом стал Леонид Куравлев. А мог стать Вячеслав Невинный (фото в кружке).

Хомой Брутом стал Леонид Куравлев. А мог стать Вячеслав Невинный (фото в кружке).

Фильм потряс воображение неискушенного советского зрителя и собрал в прокате за год 32,6 млн. руб. О том, как рождался первый «социалистический фильм ужасов», мы узнали из отчетных документов, хранящихся в архиве «Мосфильма», и от создателей ленты

В архиве «Мосфильма» сохранилась заявка на экранизацию «Вия» двух отчаянных студентов Высших режиссерских курсов - Константина Ершова и Георгия Кропачева. В кино они работали давно, но в разных направлениях: Ершов был актером, а Кропачев - художником. Оба поступили на режиссерские курсы и загорелись делать «Вия». Вот что они написали в заявке руководству «Мосфильма»:

«Советский кинематограф не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов. Так, в недавнее время итальянский режиссер Марио Бава осуществил постановку фильма по повести «Вий» как сугубо коммерческий фильм ужасов, получивший название «Маска Сатаны». Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода…» На киностудии было дано «добро» на запуск сценария «Вия», чтобы дать ответ «ремесленникам с Запада». Вскоре начинающие режиссеры приступили к пробам артистов.

Актрисы были в ужасе от Панночки

В фильме Панночку сыграла Наталья Варлей. Но начинала сниматься в картине другая актриса - Александра Завьялова, обошедшая на пробах претенденток Елену Санько, Светлану Кокошко.

Но как только начались съемки, Завьялова тяжело заболела. Киношники ждали актрису, снимая одного Куравлева. Едва Завьялова подлечилась, приехала на съемочную площадку и ее загримировали под ведьму, как ей вновь стало нехорошо. Съемки опять приостановили. Потом Завьяловой позвонил муж с просьбой вообще уйти с этой «дьявольской картины», мол, эта роль принесет беды. Завьялова ушла с картины. А по Москве уже поползли слухи, что роль Панночки проклята.

Режиссеры в срочном порядке принялись искать новую артистку на женскую роль. Но актрисы отказывались даже появляться на пробах. Согласились играть Панночку Жанна Болотова и Наталья Варлей. Во время проб Болотова вдруг заболела, и на роль Панночки автоматически была утверждена Варлей, не убоявшаяся «дьявольщины».

Уже на следующий день после утверждения с нее сняли мерки для… гроба, в котором ей предстояло летать.

Кстати, многие актрисы еще на стадии проб отказывались и от роли старой Ведьмы. В результате на эту роль пришлось брать не женщину, а мужчину - актера Николая Кутузова, который на съемках неожиданно начал «закладывать за воротник». По этой причине однажды даже съемка сорвалась. Но актер то ли в шутку, то ли всерьез объяснял слабость страхом дьявольской роли…

Панночкой не испугалась стать Наталья Варлей. А пробовалась на эту роль Жанна Болотова (фото в кружке).

Панночкой не испугалась стать Наталья Варлей. А пробовалась на эту роль Жанна Болотова (фото в кружке).

Как снимали нечисть

Вскоре стало ясно, что отснятый материал никуда не годится. Начальство, чтобы спасти ситуацию, бросило на укрепление картины двух маститых киносказочников, снявших вместе «Садко», «Илью Муромца», «Каменный цветок», - режиссера Александра Птушко и его оператора Федора Проворова.

Птушко, буквально засучив рукава, с энтузиазмом взялся за дело. Заставил рабочих переделать уже отстроенную для съемок «церковь», в которой Хома должен был читать молитвы. Церковь сделали покосившейся, кривой, режиссер требовал, чтобы для декораций нашли гнилые бревна, трухлявые доски…

Над созданием войска «Вия» трудились не одну неделю. Вампиров сделали вислоухими, упырей - трехносыми, вурдалаков - губастыми (с «варениками» вполлица).

Птушко даже пригласил на съемки десятерых лилипутов для контраста с рослой нечистью, чтобы придать ей более зловещий вид.

В съемках второй ночи Хомы приняли участие настоящие вороны и филины. 50 ворон изловили прямо на «Мосфильме» в силки, выложив приманку. По команде режиссера черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон «церкви»…

- 7 марта 1966 года снимали третью ночь с участием чудищ. Это были куклы в количестве 14 штук. Здесь же бегали и актеры, игравшие живую нечисть - упырей, вурдалаков и вампиров. Всех загримировали так, что они выглядели лысыми и голыми. Некоторые имели синюшный оттенок, другие - серовато-черный, - рассказывает исследователь кино, писатель Федор Раззаков. - 9 - 10 марта съемки эпизодов с чудищами и нечистью продолжили. По ­команде Панночки они нападали на Хому, но никак не могли пробить тот магический круг, который он начертил вокруг себя мелом на полу. 16 марта снимали все тех же Панночку и Хому, а также нечисть, которая лезла по вертикальной стене. Снимали этот трюк так: из толстых досок сколотили «стену», которую поставили под углом к полу, и съемку вели сверху, с операторского крана. В роли нечисти здесь снимались 12 гимнастов и 4 батутчика.

17 марта начали впервые снимать Вия. Костюм для чудища делали из мешковины, а вместо рук ему приладили корни деревьев. Это тяжелое одеяние носил на себе спортсмен-тяжелоатлет.

На роли нечисти пришлось брать подготовленных спортсменов и циркачей - тяжелые костюмы и невероятные трюки требовали недюжинной физической формы.

На роли нечисти пришлось брать подготовленных спортсменов и циркачей - тяжелые костюмы и невероятные трюки требовали недюжинной физической формы.

О важной роли вибратора в искусстве

Гробов для съемок фильма ужасов изготовили три: в первом Панночка лежала, во втором летала, а третий летал с закрытой крышкой (последний был в два раза меньше двух остальных, чтобы его было легче перемещать). В основание «гроба для полета» вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к которому пристегивали актрису монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора. Но Варлей очень боялась этих полетов - у нее с детства страх высоты, который она преодолевала в цирке.

«Злость Панночки» снимали на специальном вибраторе, который трясся и качался вместе с актрисой.

Проклятие Вия

Несмотря на большой успех картины, ее многие годы после премьеры сопровождала дурная слава. Судачили, мол, не случайно создатели этой картины спустя время стали уходить в мир иной один за другим. И действительно, после премьеры стал сильно болеть главный режиссер ленты Птушко. Он скончался в 1973 году, не дожив до своего 73-летия.

Спустя два года ушел из жизни оператор Федор Проворов, не дожив до 70-летия два месяца. В 71-м году скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, не дожив до 49-летия три с половиной месяца. Два года спустя умер актер Степан Шкурат, сыгравший Явтуха: «Вий» стал для него последней работой.

В 84-м году умер второй режиссер ленты Константин Ершов в 49 лет.

Наталья Варлей сразу после съемок надолго слегла с серьезной болезнью. «Вий» долго преследовал ее. По ее признанию, порой доходило до мистических вещей. Например, однажды актриса отправилась в морской круиз, организаторы которого взяли с собой кассету с «Вием». В первый же день объявили показ. Варлей произнесла вступительное слово. Но перед началом сеанса спокойное море внезапно разбушевалось. Варлей усмотрела в этом нехороший знак и уговорила перенести сеанс на следующие дни.

Но сутки спустя история повторилась. Только в кают-компании потух свет, море вспенилось. Отменили и второй показ.

На следующий день Варлей уговорила организаторов круиза показать вместо «Вия» другой фильм. Они дали согласие, а сами упрямо поставили «Вия». Не прошло и пяти минут с начала сеанса, как на теплоходе началась сильнейшая качка, судно начало крениться. В каюту Варлей вбежал ее сын с криком: «Мама, они все-таки показывают «Вия»!» Актриса бросилась в кают-компанию и чуть ли не силой заставила остановить сеанс. Как только показ прекратили, море успокоилось. Больше этот фильм из суеверия на теплоходе не пытались показывать.

Варлей признавалась, что пожалела о том, что снялась в первом советском фильме ужасов: «После фильма на меня стали обрушиваться неприятности. Я их словно притягивала… За эту роль я покаялась, получила у церкви прощение и уверена: нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен».

Впрочем, судьба Леонида Куравлева оказалась вполне счастливой. По признанию актера, на нем его роль никак не отразилась. Правда, он в «Вие» все-таки БОРОЛСЯ с нечистью. И почти победил…

Леонид Куравлев: Получить роль по Гоголю - счастье!

На главную роль Хомы пробовались Вячеслав Невинный, Владимир Коршунов. Но утвердили пробу Леонида Куравлева. Вот что рассказывал "Комсомолке" об этом сам артист.

- Пробы - это вещь естественная для кино. В этой картине утвердили не Славу Невинного, а меня. А, например, в другую, совместную с финнами, картину - «За спичками» - Гайдай пробовал меня, а взял в итоге Славу Невинного, - вспоминал Куравлев.

Что касается Гоголя, то я получил большое наслаждение от съемок в «Вие». Это счастье - получить роль в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. ­Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру.

- Говорят, на съемках вы спасли актрису?

- Наташу Варлей. Там есть эпизод, когда она летает в гробу. Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5 - 3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки - и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь!