Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Культура: музыка27 мая 2012 16:15

«Бурановские бабушки» - кандидат «против всех»

Незатейливый финно-угорский фольклор, подпорченный примесью попсы - это скорее формат «Минуты славы» или тематического фестиваля малых народностей, нежели эстрадного песенного конкурса

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

«Ура!», «Золотое серебро!», «Мы не сломили только шведов!»... Восторженное ликование по поводу триумфального выступления «Бурановских бабушек» в Баку захлестнуло просторы Интернета и нашей необъятной страны.

Шутка ли, скромные пенсионерки из удмуртской глубинки утерли нос амбициозному западному молодняку, воспитанному на «Фабриках звезд». Но давайте отбросим патриотическую эйфорию и сентиментальное умиление искренностью и неиспорченностью. Что мы имеем-то в сухом остатке? Вокальными данными пожилой секстет вряд ли кого-то поразил. Хореография? Грешно, конечно, требовать от старушек фирменных билановских «поскакушек».

Постановка, пиротехника, спецэфекты? Ах да, к чему они, когда на сцене «неистребимая естественность». Невразумительная печь на заднем плане должна ее как бы подчеркивать, однако сомневаюсь, что хотя бы половина зрителей из преуспевающей Европы «въехала» в предназначение этого массивного «девайса». Вот и остается в итоге: два притопа, три прихлопа, камон энд дэнс, опа-опа.

«Когда они прессу угощали перепечами, у многих журналистов были слезы в глазах», - вразумляет меня растроганный коллега. Но друзья, если мы едем на конкурс выдавливать слезу, то в следующем году в Швецию имеет смысл отправить хор челябинских дедушек с синдромом Туретта. Толерантная Европа обрыдается и в единодушном сочувственном порыве отдаст свои голоса «в пользу бедных».

Вы только не подумайте, что я каким-то образом пытаюсь оскорбить наших триумфаторов. За «Бабушек» я очень даже рад. И за Бураново, в которое наконец быть может проведут водопровод, а то и асфальт положат. Но незатейливый финно-угорский фольклор, подпорченный примесью попсы - это скорее формат «Минуты славы» или тематического фестиваля малых народностей, нежели эстрадного песенного конкурса. Который и так в последние годы превратился в дружескую «голосовалку» по территориальному признаку или соцопрос «Где российских эмигрантов больше».

Поэтому и воспринимать этот успех как музыкальный как минимум наивно. В России за «Бабушек» проголосовали из протеста против вырождающегося российского шоу-бизнеса, как за кандидата «против всех». В Европе - от природной терпимости с долей жалости и все той же безысходности. На фоне зализанных недомальчиков и одинаково полуголых девочек с однообразными мотивами российские старушки выгодно отличались необычностью и честностью.

Только для нас - это свои, родные бабушки, а для них - экзотика, которая воду в дом носит на коромыслах. И воспринимать их на гастролях будут как некую диковинку, а не музыкальный коллектив, который, как пишут восторженные комментаторы, «отстояли честь России».

О 26-летнем скрипаче Андрее Баранове такое вряд ли скажут. Хотя в ночь, когда наши сограждане неистово «набивали» смс-ки в пользу аутсайдеров «Евровидения», чтобы «осадить» конкурентов, он победил в конкурсе имени королевы Елизаветы. Из 78 его участников российский музыкант в компании 12 виртуозов пробился в финал и исполнил Сонату для скрипки и фортепиано №2 Сергея Прокофьева с недосягаемым мастерством. Однако этот конкурс, отметивший 75-летний юбилей, в прямом эфире никто не транслировал. Касса не та, как и аудитория.