Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Политика21 февраля 2012 6:00

Даже ОМОН бессилен против ОБОН!

Скоро весна, а ее предвещают как всегда взрывоопасной. И снова во главе площадных толп выступит традиционный авангард в юбках - Отряд Баб Особого Назначения!
Источник:kp.kg

Феномен неистовых фемин

Кто придумал столь звучное название, как нельзя лучше отражающее суть «работы» этих женщин, неизвестно. Впрочем, сие и неважно. Нынче ОБОН - уже феномен, без которого трудно представить себе политический ландшафт Кыргызстана. «Отряды», состоящие, как правило, из пары десятков голосистых дам, зажигают на всех митингах. Их задача - перебивать криками, переходящими в истерику, оппонентов. А если понадобиться - и метелить их. Но если до недавнего классическими «обонщицами» считались, так сказать, умудренные жизнью активистки, то теперь роль безбашенных защитниц «народных» интересов берут на себя и девушки!

Зодчие нахал-городков

Когда у нас появились первые «обонщицы»? Пожалуй, еще в начале 2000-х. Но особо заметны они стали после первой, Мартовской революции. Ее участниками они, в принципе, не были. Зато после того, как президент Акаев бежал из республики и в стране начался дикий передел собственности, без этих бой-баб не обходился практически ни один пикет или манифестация! Особенно, когда вокруг Бишкека происходили самозахваты земель. Уже к лету 2005 года несколько сотен гектаров плодородных земель - в основном, в северной части столицы - были незаконно застроены ветхими мазанками. Тысячи людей, в большинстве своем приезжих с юга, которым бакиевская власть пообещала золотые горы, безнаказанно делили меж собой прежние сельхозугодья.

Осада вплоть до детсада

Стражи порядка ничего не могли с этим поделать - впереди застройщиков шел тот самый ОБОН. Связываться с ними - себе дороже! Именно тогда стало понятно, что без их участия не обойдется в будущем ни одна массовая демонстрация или захват госучреждения с целью смены руководителя. Так, к примеру, случилось с главой Верховного суда Курманбеком Осмоновым. Около 500 человек несколько дней осаждали здание Фемиды, требуя отставки его председателя. Главные роли играли именно женщины…

Бери нахрапом!

В последнее время наиболее ярко, по признанию правозащитников, ОБОН проявил себя на юге, сразу после трагических событий в Оше и Джалал-Абаде. Агрессивно настроенные женщины избивали представителей гражданского сектора. Причем не где-нибудь в подворотнях, а прямо в судах. При этом блюстители закона «обонщицам» не мешали. А те оправдывались, что правозащитники якобы предоставляют международным организациям недостоверную информацию о межэтническом конфликте.

Такие же женские отряды, нанимаемые сторонниками сбежавшего Курманбека Бакиева, не раз использовались против членов Временного правительства. Особенно в первые месяцы после Апрельской революции прошлого года, когда они срывали встречи руководства республики с гражданами.

…На носу - весна-2012.

То ли еще будет?!

КОМПЕТЕНТНО

Как же выглядит среднестатистическая «обонщица»?

- Ранее чаще всего это были женщины в возрасте от 45 до 60 лет, - рассказывает сотрудник ГКНБ, пожелавший остаться неизвестным. - Без образования. В основном из сельской местности, или жилмассивов. У них есть семьи, мужья. Но у многих супруги безработные, и им приходится самим содержать домочадцев. А участие в таких отрядах хорошо оплачивается. В зависимости от цели мероприятия женщина может «заработать» от 500 до 3000-4000 сомов. Главное - громче кричать, смело вступать в противоборство с представителями компетентных органов или оппонирующей стороны, провоцировать конфликты, скандалить и драться. Короче, как можно больше шума создавать. Но надо сказать, что в последнее время организаторы начали чаще привлекать поколение next. Более того, они пытаются представить свои действия так, будто бы вся молодежь недовольна нынешней ситуацией!

Люди в погонах в подобных случаях предпочитают не вмешиваться. Или даже незаметно ретироваться. А что им остается делать?! Универсального средства нейтрализации ОБОНа, увы, пока не изобретено. Можно, конечно, ставить таких женщин на учет. Или штрафовать за участие в несанкционированных шествиях. А что толку? Они все равно получат потом больше, чем оплатят. В Кыргызстане ежедневно проходит по нескольку митингов: против или в поддержку чего-то да кого-то. Так что в обозримом будущем обонщицы без куска хлеба не останутся, это точно!

Вот раньше, когда первые оппозиционеры выводили сторонников на улицы, они тоже привлекали «спецотряды». Но денег не платили, ибо те выходили за идею. Однако в наши дни создание ОБОН принято на вооружение в качестве нового инструмента в уличной, и не только, борьбе против политических оппонентов, в которой ОБОНы служат конкретным людям.

Бывает, такие барышни в течение дня успевают выступить в разных точках. Вроде только что митинговали у здания парламента, а через час уже видишь их у мэрии или на баррикадах, сложенных недовольными жителями новостроек. Бизнес, одним словом. Но доказать что-то в отношении заказчиков невозможно, - резюмировал собеседник.

СПРАВКА «КП»

Считается, что явление это родом из соседней республики, где силовики давно и успешно используют «женские подразделения» против неугодных власти общественников, правозащитников и журналистов. Но если там ОБОН привлекается для прессинга инакомыслия, то в Кыргызстане предназначение «бойцов» в юбках другое. В психологическом давлении. Ведь мужчины, участвующие в акциях, или милиционеры, не станут поднимать руку на женщин, которые годятся им в матери, тем паче стрелять в них. Потому что - и это азиатский менталитет - конфликт с женщинами способен серьезно отразиться на их репутации. А это им надо?