Премия Рунета-2020
Владимир
+7°
Boom metrics
Интересное11 октября 2011 14:40

Как сделать Владимирскую область богатой?

В прошлый четверг гостем «Радио «КП» стал губернатор Николай Владимирович Виноградов. Речь в передаче «Гость студии» шла о модернизации региона

Модернизация – это новые инвестиции

- Николай Владимирович, на Вашей последней пресс-конференции Вы озвучили новую губернаторскую инициативу – программу модернизации Владимирской области. Некоторые СМИ уже назвали это новым курсом Губернатора Виноградова. Это свидетельство поддержки Кремлем нынешней стратегии развития региона?

Николай Виноградов:

- Это поддержка курса, который проводится в стране. Модернизация происходит во всем и очень важно, чтобы в реализации этой программы принимала участие Владимирская область. Это не новый тезис. Просто в ближайшее время состоятся выборы в Государственную Думу. В марте - выборы Президента. Начинается новый этап развития государства. Мы должны реализовать задачи, которые стоят перед Владимирской областью, в рамках решений общих задач, стоящих перед Россией.

- В чем суть модернизации?

- Модернизация проводится по всем направлениям. В области действую целый ряд целевых программ. Есть стратегия развития региона до 2027 года. Суть модернизации - в обновлении подходов. Обновление должно происходить во всех сферах, в том числе и сфере управления. Главное – это повышение эффективности работы каждого предприятия, каждого госчиновника.

Для нас принципиальный вопрос привлечение инвестиций. Без них мы не сможем решать экономические и, как следствие, социальные задачи. Привлечение инвестиций необходимо, в первую очередь, в промышленность и сельское хозяйство. Мы ежегодно в области вводим порядка 10-15 производств. 2009 год, посткризисный, мы удачно прошли, благодаря инвестициям. Появились новые производства, которые компенсировали потери связанные с остановкой старых неэффективных производств. Создали дополнительные рабочие места. Количество официальных безработных у нас сейчас ниже чем в докризисный период. Падение объемов промышленного производства, индекса промышленного производства во Владимирской области ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2009 году при кризисных проявлениях средняя заработная плата во Владимирской области выросла. Мы и сегодня демонстрируем достаточно высокий темп прироста промышленного производства 17,5%. Ведутся переговоры по приходу сюда крупных инвесторов, таких как фирма «Байдак», Турция (по производству мебели). Решается вопрос по созданию фармацевтического кластера, цементного завода, ожидаем создания сталепрокатного производства в Коврове.

Кроить границы пока не будем…

- Стратегия развития области у нас до 2027 года. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, что к 2027 году состав администрации области существенно изменится. Как в таком случае будет проходить работа с модернизированной стратегией?

- Сегодня невозможно старыми методами и подходами добиваться новых результатов. И если новый губернатор заявит, что ему не нужна модернизация, то может ли он быть губернатором?

- Одно дело – строительство заводов, а другое – «обновление подходов» у госчиновников, к примеру… Сможем ли мы – СМИ, общественность контролировать ход модернизации?

- СМИ могут и контролировать реализацию тех или иных направлений, могут и оказывать содействие в реализации этих программ. Критическое начало сегодня на лицо, оно присутствует везде. А если надо распространять опыт, анализировать допущенные ошибки, а, главное, генерировать идеи – тут СМИ и общественность не всегда срабатывают. Я очень хорошо отношусь к представителям СМИ, без этого института невозможно работать. Но и не надо быть каким-то вселенским судьей.

- А в каких границах будем модернизироваться? Регулярно возникают слухи о грядущем объединении с Ивановской областью, а из-за расширения Москвы появилась версия, что мы "отхватим" кусок Московской области...

- Объединение субъектов федераций возможно путем проведения референдума. Я глубоко убежден, что любая реорганизация на начальном периоде приводит к отрицательным моментам. Реорганизаций должны проводится тогда, когда уже невозможно ее не проводить. Или тогда, когда имеется достаточный запас прочности. Полагаю, что ни того, ни другого у нас сегодня нет.

Модернизация отношений

- Все политики традиционно заявляют благие цели: повышение, улучшение, развитие… Но борьба между ними идет. Непримиримая борьба. Помирить их могут «главенство закона и региональный патриотизм» - цитирую ваше выступление. О чем вы говорите?

- Несколько моментов. На моей памяти это уже 5-й созыв Законодательного собрания. Я видел много разных депутатов, но общее одно, когда приходят депутаты, сразу заявляют о благих намерениях, обещают быстро решить все проблемы. Когда приходит время отчитываться, оказывается, что не все так просто. Заявить о намерениях это одно, а реализовать его, совсем другое. Очень легко заявить: ребята, надо сделать выше заработную плату, сделать социальные выплаты выше и т.д. Но необходимо рассматривать, из каких источников получить дополнительные средства. Когда вопрос касается введения дополнительных налогов, поддержки мы не получаем. Смотрите, что происходит в Греции - вчера была благополучная страна, сегодня находится на грани дефолта. Это значит, что жили не по средствам. Сегодня в ЗС львиная доля представителей одной партии «Единая Россия», и во главу нередко ставятся не экономические задачи, а узкопартийные. На мой взгляд, некоторые противоречия в Законодательном собрании связаны с болезнью роста. Это все пройдет. Необходимо вырабатывать согласованную позицию при решении тех или иных проблем. Нужно в первую очередь думать об области и ее жителях. Мы стремимся к этому.

- Тема объединения давно назрела. Многие бизнесмены области говорят о необходимости консолидации и о том, что им не хватает политики здравого протекционизма со стороны администрации области. Недостает лоббирования на высшем уровне госзаказов для местных предприятий, к примеру. Как вы относитесь к такому мнению?

- Мы постоянно вступаем в разговор с представителями бизнеса. Владимирская область занимает неплохие места в рейтингах по объему поддержки малого и среднего бизнеса. Буквально недавно создали еще один фонд инвестирования . В области действует целый ряд общественных организаций, объединяющих предпринимателей. В последнее время на арену вышла организация «Опора». Достаточно эффективно работающая. Представители этой организации принимают участие в работе политического консультативного совета. В целом обстановка достаточно неплохая. Сказать, что завтра всех освободим от налогообложения я не готов, но что будем оказывать поддержку, я в этом уверен.

Когда мы чувствуем что что-то не получается, мы стараемся подключать федеральные органы. Я, частый гость федеральных ведомств - приезжаю с проблемами поддержки Владимирской области, в том числе и предпринимателей. Возможна ли ситуация, что уходит заказ? Возможна, но это конкурентная среда. Ведь, как правило, заказы выделяются на конкурсной основе. Может быть, мы не соответствуем конкретным требованиям? Тут возникают порой парадоксальные ситуации. По 94 закону у одного нашего предприятия оборонной отрасли, которое постоянно занималось этой проблематикой, конкурс выиграл ремонтно-механический завод! Это особенности закона. Сегодня масса времени уходит на проведение конкурсных процедур. И потому уже подготовлен законопроект о внесении изменений в законодательство

- Открытость и понятность решений руководства – великая вещь, для продвижения идей в массы. А вы, по данным исследований «Национальной службы мониторинга» – один из самых закрытых региональных лидеров – 73 место. Как вы прокомментируете это исследование?

- Иногда я удивляюсь публикуемым рейтингам. Это исследование проводилось по августу, но я был в отпуске в этом месяце. Я считаю благом, доносить свои мысли, рассказывать о работе, в том числе администрации области, через СМИ. Другое дело, что в целом ряде случаев прохождение информации через СМИ сегодня следует оплачивать. Я не готов большие деньги направлять на повышения своего рейтинга.

- Николай Владимирович, скажите, почему у населения сейчас такой низкий порог доверия к власти? Что нужно сделать для того, что бы на выборы приходило не 37 процентов населения, а хотя бы 73?

- Большинство избирателей разуверилось в различных партиях, многочисленных программах. Потому что видят, что после выборов все это забывается. У нас сегодня нет законодательной нормы, по которой та или иная партия, тот или иной кандидат отвечал бы за выполнение предвыборных обещаний. И нередко избиратели не чувствуют отдачи от избранных кандидатов. Это приводит к тому, что протестный электорат просто не идет на выборы. Черчилль сказал: «Демократия паршивая вещь, но ничего лучше не придумали». Я глубоко убежден, что на выборы надо идти. В некоторых странах действует норма ответственности за непринятие участия в выборах. Иначе, в случае отсутствия на выборах того или иного количества избирателей, кто воспользуется правом формировать орган власти? На выборы нужно идти в обязательно порядке.

- Не считаете ли вы, что выборы глав городов и регионов должны снова стать общенародными?

- Я глубоко убежден, что там, где есть реальная возможность у избирателей разобраться в своем кандидате, там нужно делать прямые выборы. Но, мы находимся на переходном этапе, в этом случае разные формы возможны. Иногда получается, кто богаче, тот быстрее всех проходит. А деньги зарабатывались разными путями... Но будущее за прямыми выборами.

Кризис нам не помешает?

- Модернизация экономики – это внедрение инноваций, замена ресурсозатратных производств, обновление производственных баз. Все это однозначно потребует инвестиций, которые не сразу окупятся. Но экономисты говорят, что в мире начинается вторая волна кризиса. Время ли сейчас для какой-то модернизации?

- Подобные проявления есть, судя по тому, что происходи в ряде стран Западной Европы. Легче переживет кризис та структура, или те регионы, где будет происходить работа по модернизации. По притоку инвестиций в текущем году мы демонстрируем отрицательные темп, только 57% от уровня прошлого года. Но в то же время мы на 9% увеличили общий объем инвестиций в основные фонды. Происходит перераспределение средств, то есть, больше средств пошло от российских инвесторов, и это положительно. У иностранцев сейчас нет денег, это проявление кризиса. Мы полагаем, что это временное явление, но пока мы должны создавать какие-то замещающие производства, в том числе с участием наших российских инвестиций.

Как поменять старый завод на новый?

- Чем конкретно сейчас область может привлечь на свою территорию современное высокотехнологичное производство? Что можете предложить инвесторам?

- На сегодняшний день на территории области действует более 100 компаний с участием иностранного капитала, которыми производится порядка 40% промышленной продукции. А занято на предприятиях от занятых в экономике 5,8%. Отсюда вывод - эффективность капитальных вложений в новое производство, а как правило с иностранными инвестициями приходит новый технологический процесс, в 10 раз выше чем традиционный. Чем мы можем привлечь перспективных инвесторов? Мы решаем вопросы налогообложения, сопровождения. У нас действует собственное законодательство, которое предоставляет налоговую льготу. Наши сотрудники департамента внешнеэкономических связей работают с инвесторами – ведут их. И, приятно отметить, это звучит из уст многих крупных инвесторов, что Владимирскую область они относят к числу наименее коррумпированных регионов РФ. Сегодня мы по объему иностранных инвестиций мы занимаем 4-5 место среди 18 областей центрального федерального округа. Раньше шли на 3 месте. Надо стремиться быть в лидирующей группе.

- А как конкретно власть сможет стимулировать модернизацию старой промышленности? Как, к примеру, заставить старые предприятия отдать ненужные им пустующие территории муниципальным властям? (Это бы решило вопросы застройки во Владимире, к примеру).

- Нам необходимо вводить элементы экономической ответственности за неполное использование мощностей. У нас сегодня есть перечни таких территорий и объектов. Но необходимо совершенствование как федерального, так и областного законодательства.

Вообще раньше инвесторы стремились получить зеленые площадки. Сегодня начинают обращать внимание, в том числе на действующие предприятия и производства, на заброшенные или где-то на недостаточно эффективно используемой территории. Это отрадно. Появляется интерес, значит появляется возможность приобрести эти участки, может быть по более низкой цене. Может быть понести затраты на утилизацию, но и получить дополнительную выгоду.

АЭС должна быть безопасной

- Вы заявили о необходимости модернизации энергетики. Значит ли это, что руководство области теперь прямо поддержит проект строительства АЭС в Монаково?

- Конечно же, нет. Решение о строительстве или не строительстве подобных объектов принимается на федеральном уровне, на основании длительного исследования. Мы задавали свои вопросы по строительству АЭС, и получили ответы. Если они достоверны, то в принципе, другого пути, наверное нет. Я смотрю опыт других зарубежных государств. Например, Бельгия близка по территории к Владимирской области. Там примерно 12 АЭС. Мы чувствуем сегодня энергонедостаточность. Сегодня инвесторы задают два главных вопроса: наличие трудовых ресурсов и энергообеспечение. Вряд ли мы в ближайшее время получим энергию от альтернативных источников. Ближайшая перспектива – только развитие атомной энергетики. Строить АЭС, наверное, нужно. Вопрос в другом, как обеспечить безопасность населения. Я понимаю все сложности связанные с этим процессом.

Об электричках

- Включит ли программа модернизации Владимирской области возвращение электричек до Москвы?

- Сегодня идут процессы реформирования железных дорог. В рамках действующих структурных подразделений сегодня появились новые. Это компании пригородных перевозок пассажиров. У нас их несколько. На территории Владимирской области 3 дороги, соответственно, несколько компаний. Перед компаниями, осуществляющими пассажирские перевозки, стоит задача по обеспечению рентабельности. То есть, доходы должны покрывать расходы. Раньше эти расходы покрывали за счет доходов по грузовому транспорту. Сегодня этого перекрестного субсидирования становится все меньше и меньше внутри железных дорог. Сегодня перед нами ставится задача обеспечить доходную часть за счет тарифов. Повышать цены на билеты железная дорога сама опасается, во избежание сокращения денежных поступлений. Потому что есть ведь альтернативные транспортные средства. Если же тариф устанавливается ниже экономически обоснованного, то, естественно, разницу должен покрывать субъект федерации. Это значит, что мы должны снимать деньги с каких-то других направлений и передавать их на транспорт. В этой связи выработана методика подсчета экономически обоснованных затрат. Мы считаем, что те данные, которые нам представляют, они несколько отличаются от предъявляемых методикой требований. Сегодня переговоры идут как раз на этом направлении. Мы сейчас ищем золотую середину, но просто так бездумно платить, компенсировать потери ж/д мы не собираемся.

- Сроки урегулирования этого конфликта?

- В течении полугода.

О Марьинском полигоне

Тел. звонок:

- Меня зовут Татьяна. Вы недавно в прессе говорили, что акт ввода в эксплуатацию полигона у деревни Марьинки подписан. А подъезда к полигону нет, ограждения нет, забор построен с одной стороны, даже электричества не подведено. Котлован яму застелили черной пленкой – и все.

- Дело в том, что акт ввода в эксплуатацию этого объекта пописывал не я. Разрешение на то дает уполномоченный орган, в том числе инспектирующая структура. Я констатировал как факт, ввод в эксплуатацию первой очереди. Что касается черной пленки, все должно реализовываться исходя из проекта. Те, кто подписывали акт, или давали согласие на ввод, очевидно анализировали и проектные решения. Что касается подъезда, это одна из проблем, которую нам необходимо решать и вы правы, никаких возражений нет. Вы посмотрите, что делается в лесах! У нас же несанкционированных свалок масса. В области у нас есть действующие полигоны, которые нарушают все нормы своей эксплуатацией. Мы их должны обязательно закрывать. Но, для этого мы должны реализовать крупную задачу, связанную с Марьинским полигоном. Я понимаю, что у вас возникают неудобства, и мы должны найти согласованное решение по минимализации ваших потерь. Мы к этому готовы. Строительство этого полигона продолжается больше десятка лет, но мы должны, же продвигаться вперед. Или проще увезти мусор в лес и там его вывались? Проблема непростая и решать ее мы будем в обязательном порядке.

Жилье должны строить все!

- Одна из самых актуальных проблем – это проблема жилья. Многие считают, что здесь необходимо бюджетное вливание, помощь от государственных властей всех уровней. Так же бытует мнение, что молодые семьи сами готовы оплатить покупку собственного жилья. Например, банки установят доступную ставку при ипотечном кредитовании. Какая вам позиция ближе? Или на ваш взгляд есть третий путь?

- Достижение этой задачи возможно путем решения целого ряда направлений: здесь в обязательном порядке ипотечное кредитование, здесь в обязательном порядке участие государства, здесь собственная инициатива и средства жителей. Сегодня право на бесплатное жилье имеют лица, стоящие в списках очередности имеющие доходы ниже прожиточного минимума, и социально слабозащищенные слои населения. Для этого в области строится социальное жилье. Это программа, которую мы начали реализовывать 3 года назад.. В этом году мы должны сдать в эксплуатацию 530 тыс. кВ. метров жилья. В прошлом было 480. Перед этим было 456. То есть, мы постоянно наращиваем объем и ввод. Мы поддерживаем молодые семьи, конечно, не в том объеме, который необходим. Но будущее я вижу за ипотечным кредитованием, за поддержкой государства слабо защищенных социальных семей. Время, когда все жилье было бесплатным или государственным ушло давно в силу целого ряда причин. Наша задача создать дополнительные условия для людей. В этом плане предстоит сделать немало. Мы должны быстрее, чем раньше предоставлять земельные участки. Стараться обеспечивать их инженерными коммуникациями, для того чтобы минимизировать затраты застройщиков. Максимально снизить ставку кредитования. Да, при инфляции 13% можно сделать и 5%, но тогда разницу кто-то должен платить. Если в этом плане будет поддержка из федерального уровня, то может быть и таким путем идти. Сегодня на территории области много жилья вводится в индивидуальном исполнении. Здесь могут поучаствовать жители. Мы могли бы использовать и местные строительные материалы, такие, как дерево. Должны быть инициативы у жителей, а государство должно поддерживать тех, кто по тем или иным причинам не может сам решить эту задачу.

Тел. звонок:

- Меня зовут Евгения. Будет ли решен вопрос обманутых дольщиков в 2012 году?

- От общего количество обманутых дольщиков на сегодняшний день у нас удовлетворена только треть. В департаменте строительства и архитектуры создано специальное подразделение, которое занимается этой проблемой. Мы решали эти вопросы в Александрове, неплохо получилось. Есть подвижки в этом плане и во Владимире, но сказать, что эта проблема скоро будет решена, я пока не готов. Задача такая на 2012 год ставится. Для этого необходимо принятие целого ряда решений, в том числе на федеральном уровне. Я часто веду прием населения, и в последнее время приходят дольщики, которых приходится спрашивать: а где зарегистрировано, где заявлено об этом? Об этом никто не знает! Я предлагаю создать общественную организацию, которая бы объединяла бы этих людей. Пока дело тут не продвинулись, хотя документы рассматривались на этот счет.

Туризм – наше будущее?

- В инвестиционном варианте стратегии развития области обозначено огромное значение рекреационных ресурсов региона для соседних агломераций. Обозначены и новые направления в туризме: экологический, аграрный… Каким образом область собирается содействовать развитию этих направлений?

- Так же как в случае с промышленностью, я не готов говорить о каких-то финансовых вливаниях в решение этой задачи. По существу, сегодня предприниматель сам принимает решение о строительстве того или иного объекта, по созданию того или иного объединения. Такой же подход и к туризму. За последние 5 лет мы удвоили наш гостиничный фонд в области. Значительно продвинулись вперед в плане общественного питания. Некардинально, но все-таки происходят изменения в качестве дорожного покрытия. Но мы сегодня очень здорово отстаем в организации досуга туристов. Турист, как правило, приезжает на одну ночь и уезжает. Это невыгодно, и нам крайне важно задержать его. Для этого мы должны предложить какие-то новые формы организации досуга. У нас есть программа создания парка экологического туризма под Суздалем. Имеются в виду стилизованные постройки, экологически чистые продукты питания, туристические маршруты, водный туризм и т.д. Мы должны создавать свои формы отдыха, например, конный спорт. Какие-то конные маршруты. Сейчас на территории Суздаля попытаться это дело реализовать. Мы выдержали большую борьбу и забрали в областную собственность вокзал в Суздале. Мы сейчас ведем работы по его реконструкции. Хотим сделать автомобильную стоянку в районе автовокзала, а остальное передвижение по городу-музею сделать гужевым или каким-то другим видом транспорта. Поддержка здесь – налогообложение. Сегодня появляются проекты, в реализации которых принимает участие и государство. По линии министерства физкультура и спорт мы хотим с этим проектом выходить туда. Вполне возможно появится какая-то составляющая из фонда поддержки предпринимателей, которая у нас есть в области. Обсуждаем это. Другого, прямого инвестирования не будет с нашей стороны.

И о личном

- Если бы у вас было три желания, на что бы вы их потратили?

- Малые желания ничего не решают, они у каждого из нас есть. По большому счету хотелось бы, чтобы люди жили лучше. Но, любое желание можно реализовать только за счет труда. Необходимо работать в том или ином направлении, чтобы достигать результатов.

- На этой неделе «Комсомольская правда» запустила во Владимирской области новую коллекцию «Золотая коллекция книг для юношества». Николай Владимирович, а вы какую книгу в юности считали настольной?

-Настольными не назову, но представители моего поколения воспитывалось на книгах Жюль Верна, Дюма, Стивенсона. Все мы воспитывались на приключениях.