Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Происшествия: ЧП7 сентября 2011 22:00

Очевидцы авиакатастрофы: «Лайнер горел еще в воздухе...»

В авиакатастрофе разбилась хоккейная команда ярославского «Локомотива» [видео, аудио, фото]

Самолет Як-42, на борту которого была ярославская хоккейная команда «Локомотив», разбился вчера, едва успев подняться в воздух с взлетной полосы аэропорта «Туношна». Спортсмены летели чартерным рейсом на матч стартующего чемпионата КХЛ с минским «Динамо». На борту находился весь основной состав ярославцев - 35 человек, а также 8 членов экипажа.

По предварительной версии, самолет на взлете врезался в мачту маяка. Обломки «Яка» рухнули в месте, где маленькая речка Туношонка впадает в Волгу, всего в двух с половиной километрах от аэропорта. Очевидцы говорят, что в момент падения самолета видели столб пламени. По словам спасателей, хвост развалившегося в воздухе самолета упал в Туношонку. До ближайших домиков дачного поселка - не более ста метров. На месте крушения работают больше сотни сотрудников МЧС.

Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 5000 метров сразу после взлета

Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 5000 метров сразу после взлета

Фото: REUTERS

СЛУШАЙТЕ РАДИО "КП"

Каждые 30 минут самая последняя информация о трагедии. Москва 97,2 Fm или на нашем сайте

Страшное известие буквально накрыло город. «Локомотив» не просто любим в Ярославле - его боготворят, матчи всегда проходят при аншлагах. И тут такое страшное сообщение...Ярославский губернатор Сергей Вахруков провел на месте экстренное совещание. Здесь же побывал по поручению Дмитрия Медведева и замглавы администрации президента Владислав Сурков, который приехал в Ярославль на открытие Международного политического форума.

Хвост развалившегося в воздухе самолета рухнул в Туношонку.

Хвост развалившегося в воздухе самолета рухнул в Туношонку.

Фото: REUTERS

В Ярославской больнице имени Соловьева, куда привезли выживших - нападающего Галимова, бортинженера Сизова, - собрались родственники, болельщики, хоккеисты молодежной команды клуба. Мужчина в джинсовом костюме мечется в коридоре, держась за сердце:

- У меня сын был в самолете! Скажите хоть что-то!

Пожилая женщина - похоже, мать одного из хоккеистов - на коленях бьется головой об пол. Разговаривать ни с кем родные не могут, умоляют врачей сообщить хоть что-то.

Наконец выходит главврач больницы Александр Дегтярев:

- У хоккеиста Галимова 80 процентов ожогов. Сделана операция. Потребуется еще несколько. Состояние Сизова легче. Ожог порядка 10-15 процентов тела, травма бедра, а также перелом свода черепа и тяжелый шок.

Молодые парни плачут навзрыд, один из них, игрок ярославской молодежки Александр Скрынник, еще сегодня утром тренировался вместе с основным составом «Локомотива»:

- Я не хочу говорить... Я не могу в это верить...

- ...Сами понимаете, тут самолеты у нас постоянно летают, поэтому мы на шумы внимание особо не обращаем, - говорит жительница поселка Туношна Галина Петровна. - Но я момент падения видела - потому что был громкий хлопок. Посмотрела на небо, самолет горел еще в воздухе. И разваливаться он еще в воздухе стал, одна часть упала на берег, а хвост свалился в реку.

Место крушения оцеплено полицией, к обломкам самолета никого не пускают. У упавшей в Волгу задней части работают водолазы МЧС. На момент подписания номера из воды достали 28 тел.

ОФИЦИАЛЬНО

Президент едет на место ЧП

В связи с катастрофой Як-42 Дмитрий Медведев принял решение изменить формат своего участия в Международном политическом форуме, который проходит в Ярославле. Изначально президент должен был сразу из аэропорта отправиться на форум. Но, как вчера сообщила его пресс-секретарь Наталья Тимакова, вначале президент посетит место трагедии, чтобы почтить память погибших, а затем проведет специальное совещание. Ожидается, что в нем примут участие Генпрокурор Юрий Чайка, глава Минтранса Игорь Левитин, полпред президента в ЦФООлег Говорун, первый замес-титель главы администрации президента Владислав Сурков, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. Узнав о случившемся, Медведев вчера тут же поручил своему новому полпреду в Центральном федеральном округе Олегу Говоруну отправиться на место авиакатастрофы, а следственным органам провести тщательное расследование. Как отметила Тимакова, «президент выразил глубокие соболезнования родственникам погибших и всем болельщикам хоккейного клуба «Локомотив».

Путин направил в Туношну министра транспорта

Как только премьеру сообщили о катастрофе под Ярославлем самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» (Ярославль) на борту, Владимир Путин тут же направил на место происшествия министра транспорта России Игоря Левитина.

Как сообщил журналистам пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, Левитину поручено организовать необходимые работы для выяснения причин крушения.

Премьер-министр выразил глубокие соболезнования друзьям и родственникам погибших в этой авиакатастрофе.

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Генеральным спонсором команды «Локомотив» была компания «РЖД». По традиции, сложившейся еще с советских времен, железнодорожники поддерживают спортивные клубы. Президент РЖД Владимир Якунин вчера выразил соболезнования в связи с гибелью ярославской команды.

- На самом взлете оборвались жизни блистательных игроков одной из лучших спортивных команд страны, - сказал Владимир Якунин. - Ребят из хоккейной команды ярославского «Локомотива» хорошо знали и любили сотни тысяч болельщиков не только в России, но и во всем мире. Команда заняла свое достойное место в истории российского хоккея. Именно с ней связаны наивысшие достижения в чемпионатах России последних лет. Российский хоккей лишился талантливых игроков и тренеров, невосполнимую утрату понесли родные и близкие погибших.

Компания «Российские железные дороги» разделяет горечь и боль тяжелой потери с семьями погибших спортсменов.

Схема крушения.

Схема крушения.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Шойгу - «КП»: «Новых самолетов надо закупить столько, сколько нужно»

Незадолго до трагедии под Ярославлем глава МЧС России Сергей Шойгу встречался с журналистами «Комсомольской правды». Министр принимал нас на подмосковной базе Центра по проведению операций особого риска «Лидер». Говорили о многом, и об уроках минувших трагедий в том числе. Вот что ответил министр на вопрос о том, как сделать нашу авиацию более безопасной.

- Выскажу свое личное мнение - не как министра, а как гражданина. Что бы я сделал, чтобы самолеты стали падать реже? Во-первых, для нашего Севера, Сибири и Дальнего Востока выделил средства для покупки порядка 1500 новых самолетов вместимостью 10 - 15 человек. Самолетов, у которых приделываются лыжи, чтобы они могли садиться и на озера, и на реки. Так делается на Аляске, в Канаде, например. Там самолет на пять мест - это очень распространено, как «Жигули» для наших граждан... А во-вторых, необходимо дать деньги на приобретение новых больших пассажирских самолетов для нашей страны. Надо сто «Аэробусов»? Давайте сто купим. Надо двести - давайте двести. Купим столько, сколько нужно, и прекратим наши стенания по поводу поддержки российского авиапрома. Потому что мы живем сегодня и сейчас. И хотим безопасно летать сегодня и сейчас. А не тогда, когда наш производитель самолетов будет поддержан, бодр и весел. Тогда, я думаю, старые самолеты падать не будут.

ВЕРСИИ

На состоявшемся утром 8 сентября брифинге замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, на вопрос о причинах трагедии, ответил уклончиво. По его словам, это могло быть следствием как человеческого фактора, так и «физическим отказом агрегатов» машины. «Комсомолка» рассмотрела наиболее вероятные версии катастрофы.

1. Отказал один из двигателей. Это предположение прозвучало через пару часов после крушения. Несмотря на то, что «Як-42» обладает солидной живучестью и способен без проблем доставить пассажиров до пункта назначения на двух двигателях, специалисты говорят: именно тяги одного из движков могло и не хватить судну для набора высоты. Валерий Окулов на брифинге, кстати, рассказал, что в августе этому «Яку» меняли один из двигателей. Возможно, он и подвел.

2. Некачественное топливо. Как рассказали «КП» отставные летчики, копаясь в своих огородах они услышали неровный гул турбин «Яка». Такое, по их словам, может быть из-за излишнего содержания в керосине конденсата воды. В настоящее время топливо из цистерн аэропорта, которым и заправили машину, арестовано. В ближайшее время эксперты огласят данные соответствующей экспертизы.

3. Человеческий фактор. Самолет слишком долго разгонялся. ВПП аэропорта составляет ровно 3 километра, разгон борт начал, когда перед ним было 2850 метров. Для данного типа судна вполне хватило бы и полутора километров. Поздно начав набирать высоту, самолет ударился правой стойкой неубранного пока шасси о антенну ближнего маяка. После этого дернулся вверх и потом рухнул.

4. Терроризм. Жители села Туношна, в окрестностях которого упал самолет, рассказывают, что непосредственно перед падением слышали два громких хлопка, после чего самолет и пошел на резкое снижение. Учитывая, что в эти дни в городе проходил политический форум с участием Дмитрия Медведева, терракт стал резонансным событием. чего часто и добиваются террористы

СОСТАВ

В «Локомотиве» собрали сборную мира

Руководство клуба не жалело средств на покупку игроков, чтобы в этом сезоне в четвертый раз стать чемпионом России

Хоккейный «Локомотив» был, по сути, сборной мира. Цвета клуба защищали игроки национальных команд Чехии, Швеции, Словакии и, естественно, России. Возглавлял железнодорожников канадский тренер Брэд Маккримон, который долгое время работал ассистентом «Детройт Ред Уингз».

Читать далее.

Александр Галимов выжил при падении борта. На момент подписания номера  врачи боролись за его жизнь...

Александр Галимов выжил при падении борта. На момент подписания номера врачи боролись за его жизнь...

Фото: PHOTOXPRESS

СЧАСТЛИВЧИКИ

Хоккеисты спаслись, покинув «Локо»

Незадолго до начала сезона финский хоккеист Лехтеря Йори переехал из Ярославля в Сибирь

На злополучном борту мог оказаться и 35-летний Сергей Жуков из Новосибирска, который 19 (!) сезонов подряд верой и правдой служил ярославскому клубу. Сергея называли одним из самых выдающихся игроков в истории ярославского хоккея. Но буквально месяц назад защитник внезапно заявил, что уходит из «Локомотива» и завершает свою спортивную карьеру. Будто чувствовал… И это спасло ему жизнь. Так же, как и финскому спортсмену Лехтеря Йори. В этом сезоне он, получив предложение о сотрудничестве от новосибирского хоккейного клуба «Сибирь», ушел из «Локомотива». Хотя его долго уговаривали остаться - все-таки финн отыграл за ярославский клуб в регулярном чемпионате КХЛ 53 матча.

- В Новосибирске Лехтеря мало кто видел - сезон еще не начался, и встречался он, скорее всего, только с высшим менеджментом «Сибири», - рассказали нам в ХК «Сибирь».

А вот хоккейный вратарь Стефан Лив, наоборот, недавно покинул ХК «Сибирь» и перешел в ярославский клуб. Прощаясь с новосибирскими болельщиками, Стефан признавался, что с тяжелым сердцем покидает сибирский клуб.

- Я очень сильно хочу завоевать Кубок Гагарина, поэтому вынужден уйти в команду посильнее, - объяснял свой переход Лив. - Тем не менее я никогда не забуду Новосибирск…

На борту разбившегося Як-42 был и второй голкипер «Локомотива», по роковому совпадению тоже в свое время защищавший ворота новосибирской «Сибири». Александр Вьюхин играл за Новосибирск с 2003 по 2007 год. Его тоже очень любили и болельщики, и спортивные журналисты, не раз признавая его самым лучшим игроком сезона.

Кто еще перешел в другие клубы

Главный тренер Владимир Вуйтек - теперь в сборной Словакии

Вратарь Дмитрий Кочнев - перешел в «Атлант»

Защитник Александр Гуськов - перешел в ЦСКА

Нападающий Алексей Михнов - играет в «Магнитке»

Нападающий Константин Руденко - играет в «Атланте»

Защитник Даниэль Чернквист - перешел в «Юргорден»

Предсезонное фото команды «Локомотив», сделанное 21 августа 2011 года. Увы, большинства хоккеистов уже нет в живых... Кликните для увеличения.

Предсезонное фото команды «Локомотив», сделанное 21 августа 2011 года. Увы, большинства хоккеистов уже нет в живых... Кликните для увеличения.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Матч открытия чемпионата остановили

В 16.05 разбился самолет с ярославским «Локомотивом», а в 17.00 в Уфе стартовал матч открытия нового чемпионата Континентальной хоккейной лиги. На лед вышли участники прошлогоднего финала Кубка Гагарина уфимский «Салават Юлаев» и мытищинский «Атлант». Но долго они не проиграли. Спустя пятнадцать минут встреча была остановлена, перед зрителями появился президент КХЛ Александр Медведев, который остановил игру и сообщил присутствовавшим о случившемся. Была объявлена минута молчания.

После паузы, во время которой шли консультации с командами, было объявлено, что матч доигрываться не будет. Зрители, у многих из которых на лицах были слезы, встретили это решение аплодисментами. Хоккейные власти поступили по-человечески, приняв абсолютно верное решение.

- Мы сделаем все, чтобы Ярославль сохранился в Континентальной хоккейной лиге как один из сильнейших клубов, - сказал Медведев.

ЧЕРНЫЙ СПИСОК

Кто еще так погиб

К сожалению, случаи авиакатастроф, в которых гибли целые команды, не редкость в истории спорта. Футболисты, хоккеисты, баскетболисты совершают по нескольку десятков перелетов в год.

ПРОГНОЗ

Как будут возрождать «Локомотив»

Хоккейный клуб может спасти «налог на роскошь».

Глава Федерации хоккея России Владислав Третьяк и президент КХЛ Александр Медведев заявили, что сделают все, чтобы хоккей в Ярославле оставался на высоком уровне. Но непонятно, как это будет сделано.

Когда в 1950 году разбилась хоккейная команда ВВС, которую курировал лично сын вождя Василий Сталин, лидеры клуба чудом уцелели по разным причинам. Знаменитый Всеволод Бобров проспал самолет и добирался до Челябинска поездом. Евгений Бабич не полетел из-за проблем с документами. Капитан команды Александр Виноградов накануне получил дисквалификацию и остался дома. Вопрос о снятии команды с чемпионата не стоял. Василий Сталин включил административный ресурс, и ВВС смогла сыграть даже тот самый злополучный матч против челябинского «Дзержинца». В команду в экстренном режиме набрали перспективную молодежь и ветеранов. В итоге фаворит чемпионата сумел, несмотря на трагедию, завершить турнир на четвертом месте. А на следующий год в ВВС вновь собрались сливки хоккейного общества, и команда три года подряд выигрывала чемпионат СССР.

Читать далее.

ВНИМАНИЕ!

Телефон «горячей линии»

Центр экстренной психологической помощи МЧС России открыл телефон «горячей линии»: 8 (495) 626-37-07

Сотрудники спасательных и аварийных служб на месте вчерашнего крушения пассажирского самолета Як-42.

Сотрудники спасательных и аварийных служб на месте вчерашнего крушения пассажирского самолета Як-42.

Фото: ТАСС

ВОПРОС ДНЯ

Почему нас преследует череда катастроф?

Магомед ТОЛБОЕВ, летчик-испытатель, Герой России:

- Преследуют и будут преследовать беспрерывно! Пока не будет полного госконтроля над авиаперевозками. Пока все частные авиакомпании не будут подчиняться единым летным законам!

Геннадий ГУДКОВ, замглавы Комитета Госдумы по безопасности:

- К сожалению, это закономерный процесс. Сегодня самолет, вчера спутник, позавчера пароход... Идет деградация нации по всем направлениям.

Юлия ЛАТЫНИНА, журналист, публицист:

- Ну что тут скажешь. Инфраструктура разваливается. И не только в авиации, но и в автотранспорте, речном флоте и так далее. Это не касается только «Мерседесов», которые покупают чиновники.

Кирилл ХОЛОДЕЖ, инспектор по контролю авиационной безопасности, Саратов:

- Потому что жизнь ничему не учит. Як-42 упал недалеко от взлетной полосы, как и в Петрозаводске. Что, после этого обновили авиапарк? Производство комплектующих? Решили проблемы с ценами на топливо? Ага, покивали, что самолеты старые, и дальше летаем.

Сергей ГУРИЕВ, ректор Российской экономической школы:

- Кончился запас прочности у советской техники. Властям надо стимулировать бизнес к обновлению оборудования и честно бороться с коррупцией. Регулирование у нас жесткое, но оно не выполняется. Дал взятку - и плыви-лети без лицензии на дырявом корыте...

Павел ШЕРЕМЕТ, телеведущий:

- Не боимся ни бога, ни черта, живем одним днем, все пущено на самотек. Никто не ценит жизнь человека. Может, когда вокруг Москвы никого не останется, к этому начнут относиться серьезнее?

Семен АЛЬТОВ, писатель:

- Я два года назад выступал перед этими замечательными ребятами… Не хочется мрачно шутить, но не нас преследуют катастрофы, а мы преследуем катастрофы. Это все наше разгильдяйство.

Игумен Петр ЕРЕМЕЕВ, ректор Российского православного университета:

- У нас большая страна, и, как в любой большой семье в отличие от малого семейства, возникает ощущение, что трагедии случаются чаще. Но каждая трагедия переживается как личная боль.

Дмитрий, слушатель радио «КП» (97,2 FM):

- Потому что во главу угла у нас поставлено извлечение прибыли, а не человек. И не только в авиации, а во всем.

Сергей, читатель сайта KP.RU:

- На самом деле в мировой статистике мы вряд ли в лидерах по ЧП. Нам же никто не рассказывает о катастрофах в других странах.